Международное гуманитарное право (9-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цели урока:

образовательные – создать условия для усвоения учащимися основных положений Международного гуманитарного права; способствовать формированию знаний норм МГП, направленных на защиту раненых, военнопленных, мирного населения; формировать понимание необходимости и важности принятия и действия МГП.

Развивающие – развивать коммуникативные навыки; способствовать развитию умений работать с различными видами источников, формировать исследовательские, информационные, социальные компетенции.

Воспитательные – способствовать формированию активной жизненной позиции, создать условия для осознания и принятия учащимися нравственных, общечеловеческих ценностей.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийная презентация (Приложение 1) , документы: Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям, высказывания великих людей, материалы СМИ, кассета с музыкальным сопровождением, учебник, тетрадь.

УМК: программа Л.Н.Боголюбова, М.Пр.2003г.; учебник “Введение в обществознание” Л.Н.Боголюбов М.Пр.2003г.; дополнительная литература: “Основы права” Кашанина Г.В.,М 1996г, “Азбука политики” Мушинский В.О.,М.1998г., “Политика и право” Шилобод М.И.,М. 1995г.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Подготовка к активному и сознательному усвоению материала.

Здравствуйте. Я рада вас видеть. Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с Всеобщей декларацией прав человека. Это идеал права, к которому должны стремиться все народы. Но бывают такие обстоятельства в жизни общества, которые являют собой противоположность этому идеалу. К таким обстоятельствам относятся войны. Война для народов – это слезы и кровь, это вдовы и беспризорные, это раскиданное гнездо, погибшая молодость и оскорбленная старость.

Война!
Гудит вдали земная твердь,
И гибнут славные сыны Отчизны.
Когда же люди одолеют смерть?
Когда избавятся от скорбной тризны?

XX век- век двух Мировых войн и десятков вооруженных конфликтов. Самая страшная война в истории нашего государства – Великая Отечественная 1941-1945 гг, которая унесла более 27 миллионов человеческих жизней.

Вопрос: Ребята, кто является жертвами войн?

Примерные ответы учащихся.

По данным статистики, в настоящее время на каждого убитого военного приходится 10 погибших гражданских лиц, в случае же ядерной войны соотношение погибших военных и гражданских лиц будет 1:100. Как защитить людей, которые не являются вооруженной силой или уже не могут воевать? На этот вопрос ответим в ходе сегодняшнего урока, тема которого “Международное гуманитарное право”. Откройте тетради и запишите тему урока.

II. Усвоение новых знаний.

Человечество стремится искоренить войны. Государства обязаны мирными средствами разрешать возникающие разногласия. Несмотря на то, что международное сообщество прилагает серьезные усилия, чтобы не допустить развязывания войн, за последние 50 лет количество вооруженных конфликтов в мире увеличилось. Они унесли свыше тридцати миллионов человеческих жизней.

Я предлагаю ознакомиться и проанализировать статистические данные (Приложение 2). Представить их графически и прокомментировать графики.

Самостоятельная работа учащихся. Комментарии.

Можно ли обеспечить защиту гражданскому населению и людям, которые уже не могут воевать? Опыт, накопленный человечеством, содержит и отрицательный, и положительный ответ на этот вопрос.

Используя материал учебника стр.234, в течение минуты найдите примеры из истории, характеризующие отношение к гражданским лицам во время войн.

Ответы учащихся.

В настоящее время проблема защиты мирного населения, раненных, военнопленных очень актуальна!

Как вы думаете, ПОЧЕМУ?

Ответы учащихся.

В войнах страдают различные категории населения, они являются жертвами войны.

Жертвы войны – военное и мирное население, страдающее в ходе войн и вооруженных конфликтов.

Запишите в тетради понятие.

Работа в тетради.

Именно поэтому возникли международные организации и международные документы, защищающие жертв войны.

В 1860 г. возникает организация, которая в последствии стала называться Международным комитетом Красного Креста. В настоящее время это нейтральная организация, оказывающая помощь жертвам вооруженных конфликтов.

В 1864 г. принята Женевская конвенция об улучшении участи раненых.

В 1899 и 1907 гг. – принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны.

В 1949 г.- Женевские конвенции о защите жертв войны.

Эти международные документы содержат правовые нормы, которые принято называть Международным гуманитарным правом.

Запишите в тетради понятие:

Международное гуманитарное право - совокупность правовых норм, направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.

Работа в тетради.

Перед вами текст Женевских конвенций 1949 г., найдите и подчеркните карандашом правовые нормы, защищающие раненых, потерпевших кораблекрушение (1 ряд);

военнопленных (2 ряд); гражданское население (3 ряд). При этом непосредственно 1 ряд работает с I и II Женевской конвенцией;

2 ряд - с III Женевской конвенцией;

3 ряд - с IV Женевской конвенцией.

Время работы 5-7 минут.

Работа с документами.

Завершаем работу, назовите основные правовые нормы, содержащиеся в конвенциях.

Ответы учащихся.

Ребята, в итоге вы можете сделать вывод:

Для чего необходимо Международное гуманитарное право.

Ответы учащихся.

Ребята, просмотрев кадры кинохроник, ответьте на вопрос:

Всегда ли соблюдаются нормы МГП?

(показ кадров кинохроники, свидетельствующих о нарушении прав человека в военное время).

Какие нарушения вы можете назвать?

Ответы учащихся.

Жестокое обращение с военнопленными, гражданским населением, угон в рабство, взятие заложников, грабежи, разрушение населенных пунктов, уничтожение культурных ценностей – все это включает в себя понятие

“военные преступления”.

Запишите в тетради понятие

“военные преступления” - это применение запрещенных международными соглашениями средств и методов войны.

Ребята, в наше время встречаются примеры военных преступлений?

Ответы учащихся.

Я хочу остановиться на событиях, потрясших большинство людей разных стран. Не так давно весь мир облетели фото и видео кадры, рассказывающие о содержании американцами узников – иракцев в тюрьме “Абу Грейб” на территории Ирака. Данные из СМИ.

(Информация из СМИ)

Какие предпринимают действия в отношении защиты мирного населения Международные организации?

Ответы учащихся.

Таким образом, вы можете ответить на вопрос, поставленный мною в начале урока: “Можно ли защитить мирное население в ходе войн и вооруженных конфликтов?”

Ответы учащихся.

К сожалению, не всегда соблюдаются законы. Так обстоит дело и с МГП. Участники Женевских конвенций 1949 г. обязались с помощью резолюций обеспечить уголовные наказания для лиц, совершивших серьезные нарушения МГП. Но, я думаю, вы согласитесь со мной, что никакие резолюции не смогут регламентировать нравственную позицию отдельных людей. Каждый из нас должен понимать, что существуют такие моральные ценности, как любовь к ближнему, уважение к человеческому достоинству, милосердие, гуманизм. В повседневной жизни мы не должны забывать об этих нравственных нормах.

III.Закрепление материала. Подведение итогов.

Я предлагаю вам обыграть ситуацию – сценку и проанализировать, исходя из норм международного гуманитарного права, кто прав и кто не прав в этом разговоре. Почему? Как надо поступить?

Ситуация – сценка

Объявление по радио: “Внимание, над городом ожидаются ночные налеты авиации противника!”

Разговор между членами семьи.

Ребенок 7 лет: Я боюсь! Я сегодня всю ночь не засну. Вдруг они будут стрелять по нашему дому, тогда мы все погибнем. Пойдемте к тете К. Она живет в таком большом доме, его трудно разрушить.

Бабушка: Не бойся, сколько мы уже пережили налетов, а остались целы. Обойдется и на этот раз. До тети К. и до укрытия идти далеко, а я сегодня очень плохо себя чувствую. Ноги сильно болят. Останемся все дома.

Дедушка: Действительно, не надо никуда идти. Кругом жилые дома да общественные здания. А авиация работает по другим целям. Что им наш дом? А потом можно на крыше расстелить две белые простыни и нарисовать на них красный крест. Тогда совсем не о чем беспокоиться.

Девушка 14 лет: Обязательно нужно идти в укрытие, потому что рядом вокзал, крупный железнодорожный узел.

Мама: Надо идти не в укрытие, а на наш завод. Он выполняет важный военный заказ, и его хорошо защищают от налетов. Да сюда и бабушке ближе, чем до укрытия.

Ребенок 7 лет: Давайте на завод! Интересно посмотреть, как их самолеты будут сбивать. Деда, а ты еще и свое ружье охотничье возьми.

Дедушка: Вот молодец, внучек. Правильно подсказал, так и надо сделать.

Обсуждение ситуации, подведение итога.

Я предлагаю вам закончить предложение, используя тезисы из норм МГП

Я за …

Я против …

Потому что …

Ответы учащихся.

Молодцы. Сегодня на уроке вы познакомились с основными функциями, положениями МГП.

Дома вы прочтете п.37, выполните письменно задание 1и 6, по желанию напишите эссе на тему “Влияние войн на судьбы людей”.

Ребята, сегодня мне понравилась ваша работа, особенно хочу отметить …, они получают “5”, ……………….. “4”, остальным необходимо быть более активными на уроке.

IV Рефлексия.

Для меня важно, понравился ли вам урок, при выходе оцените его по пятибалльной шкале.

Завершить нашу работу хочу словами:

“Жизнь без борьбы немыслима,
Я знаю!
Но тех, кто сеет смерть и нищету,
Я, гражданин и воин, проклинаю!
Пусть смерть издохнет, воя и скуля.
Мы все за небо мирное в ответе.
Живут извечно камень и земля,
Да будет жизнь извечна на планете”

Спасибо за работу, до свидания.