Урок-презентация по истории по теме "Столетнаяя война" (6-й класс )

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели урока:

  1. Сформировать на уровне представлений, понятий и причинно-следственных связей картину самой долгой войны в истории.
  2. Показать роль и значение единения, развития национального самосознания и патриотизма французского народа.
  3. Воспитывать личности с высокой потребностью в познавательной деятельности, умеющие логически мыслить, участвовать в обсуждении, выстраивать причинно-следственные связи.
  4. Продолжение отработки навыков работы с исторической картой; давать оценку деятельности исторических деятелей

Задачи урока:

  • Определить причины Столетней войны;
  • Охарактеризовать организацию армии в Англии и Франции и назвать причины поражений Франции;
  • Сформировать у учащихся яркий образ французской героини Жанны Д’Арк

 Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, карта, рисунки и текст учебника Ведюшкина В.А. «История средних веков», презентация (Приложение 1)

План урока.

  1. Оргмомент. (1 мин.)
  2. Историческая разминка(5  мин.)
  3. Изучение нового материала (25 мин.)
  4. Закрепление. (5 мин.)
  5. Рефлексия (3 мин.)
  6. Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока.

1. Организационный момент.

(проверка готовности учащихся  к уроку, сообщение темы)
(Слайд 1)
Обсуждение  задач  урока.
Учитель: Я пришла на урок для того, чтобы научить вас решать проблемные вопросы, а вы что хотели бы узнать или понять,  изучая данную тему?
(Слайд 2)

2. Историческая разминка, которую проводят учащиеся самостоятельно (короткие вопросы по пройденному материалу)
(задание дано предварительно)

Учитель: Мы сегодня изучаем большую и продолжительную войну. Как вы думаете, по какому плану мы будем работать?
(Слайд 3)

3. Изучение нового материала.

Итак, начнем с причин войны.

Вопрос учащимся:
Как бы вы объяснили содержание этого слайда?
(Слайд 4)
Примерный ответ:
1328 год – во Франции прекратилась династия Капетингов (в 1314 году умер Филипп IV, в течение 15 лет умерли его сыновья, не оставив наследников). На престол вступает представитель младшей ветви Капетингов – Филипп Валуа. Однако английский король – Эдуард III, состоявший в близком родстве с королями вымершей  династии, предъявлял свои претензии на французский престол.
Учитель:
Юго-западные земли Франции – Аквитания, которыми с XII века владела Англия, французские короли стремились отвоевать у Англии, так как без присоединения этих земель невозможно было завершить объединение страны. Отстаивая свои интересы и права на эту область, английский король хотел сохранить эти земли и захватить новые.
(Слайд 5)
Интересы Англии и Франции столкнулись и во Фландрии. Эта область с развитым ремеслом и торговлей была источником богатства Англии. Кроме того, горожане Фландрии считали союз с английским королем способом своей независимости.

Задание учащимся:
Что стало причинами Столетней войны?
(Заслушивание ответов)

(Слайд 6)
Учитель:
Острые противоречия, нежелание идти на уступки друг другу привели монархов Англии и Франции к войне.
1337–1453 гг. – Столетняя война. (запись в тетради)
В этой войне были заинтересованы феодалы обоих государств, надеявшиеся завоевать славу и богатую добычу. Все военные действия проходили на территории Франции и страдали от них французские крестьяне.

(Слайд  7)

(От этого  слайда по управляющим кнопкам можно перейти
 к картинам сражений и обратно).

Вопрос учащимся:
Какие события в истории Франции связаны с данным фактом? (Жакерия)

Учитель:
Можно ли назвать эту войну справедливой? В Столетней войне можно было выделить несколько этапов. Как мы видим, Франция терпит неудачи в течение первого и третьего этапов войны, большую ее часть.

(Слайд  8)

Затянувшаяся война грозила стать национальной катастрофой для французов, но хрупкая девушка спасла их. Чтобы узнать подробности, давайте  обратимся к событиям ХV века.  

Сообщение учащегося о Жанне Д Арк (ее жизнь до 1429 года)
(Слайд  9)

(По гиперссылкам на управляющих кнопках можно перейти к справочному материалу о Жанне д, Арк, а также к проблемному вопросу

Учитель:
Давайте попробуем к концу урока разобраться в одном противоречии.
(Слайд 11)
Я даю вам 1 минуту для того, чтобы каждый из вас записал свое предположение в  тетрадь. Мы вернемся к вашим записям позже, а пока обратимся к самым крупным сражениям Столетней войны

Сообщение учащегося о сражениях Столетней войны (Слейс, Креси, Пуатье, Азенкур).

Примерный рассказ учащегося:
1340 г. – в битве при Слейсе Франция потеряла весь свой флот.
(Слайд 12)
 1346 г. – битва при Креси. Численность армий приблизительно одинаковая. Английская армия была развернута на холме и держала оборону. Не признававшие дисциплины французские рыцари, не дождавшись построения всей армии, начали разрозненные атаки. Французская армия была разгромлена с большими потерями.
(Слайд  13)
После нескольких лет затишья Англия возобновила наступление на Аквитанию.
1356 г. – битва при Пуатье. Обладая почти двойным превосходством в силах, французский король был уверен в победе. Он отказался пропустить на юг английское войско, готовое отступить. Кроме того, англичанам дали возможность укрепиться на возвышенности. Атаки французов были отбиты. Английская армия во главе сыном Эдуарда III – Эдуардом “Черный принц” стала наступать. Французы обратились в бегство. Французское войско во главе с королем Иоанном II попало в плен.
В 1415 году поражение Франции было еще более позорным, а английский король получил корону Франции. Франция оказалась перед угрозой потери национальной независимости.
(Слайд 14, 15)
Учитель:
Итак, во всех крупных сражениях Франция проигрывала.
В чем же тут причина?
Предположения учащихся.

Учитель:
Действительно, армия двух стран была по-разному устроена. Вернемся к средневековому рисунку и используем его как исторический источник, а также попросим помощи у учебника.
(стр.243, два последних абзаца и рисунок, изображающий
 битву при Креси (стр. 244).
(Слайд 13)

Вопросы к учащимся

  • Сравните две армии по составу, организации и вооружению.

(Английская армия (Эдуард III) – единое командование короля, наемное войско, отряды рыцарей подчинялись королю, а не отдельным рыцарям. Пехота, конница, лучники)
Французская армия (Филипп VI) – состояло из разрозненных   рыцарских отрядов, возглавляемых своими сеньорами, не было дисциплины. Пехота, конница)
(Слайд 16)

  • По каким признакам на рисунке можно определить, где изображены французы, а где англичане? ( Флаги, порядок в рядах войск, наличие лучников и т.д.)

Учитель: Рассмотрите два схематичных изображения армий Франции и Англии. Как вы думаете, какая схема относится к Франции? Как вы это определили?
(Слайд 17)

В 1415 году Английский король получил корону Франции и осадил Орлеан, прикрывавший дорогу к Парижу. Франция оказалась перед угрозой потери национальной независимости.

(Слайд 18)
Сообщение учащегося о Жанне д Арк (после снятия  осады Орлеана)

(Слайд  19,20)

 Учитель:
Вернемся к вопросу, на который мы хотели ответить в начале урока
(гиперссылка на слайд 11)
Заслушивание предположений и ответов.
Учитель:
Совершенно верно, до 1429 года с Англией воевала только АРМИЯ, а после на войну поднялся НАРОД, война стала национально-освободительной. Для такой войны нужен ВОЖДЬ, а им мог стать только король или человек, наделенный божественным даром. Этим человеком стала Жанна д, Арк.
Заслушивание ответов учащихся на вопрос слайда 20.
(Они мстили ей за поражение и упущенную возможность воссоединить Англию и Францию под одной короной)
Учитель:
С англичанами все понятно, а почему так с ней поступил Карл VІІ? Ведь союзники англичан бургундцы, взявшие Жанну в плен, предлагали отдать ее королю за большой выкуп, но Карл VІІ отказался выкупить Орлеанскую деву.

(Слайд 21)

Заслушивание ответов учащихся.
(Примерный ответ: он боялся за то, что его слава померкнет в лучах славы Жанны)

4. Закрепление изученного материала.
Учитель:
В 1453 году после взятия Бордо был  заключен мирный договор, по которому Англия отказывалась от притязаний на французский престол и оставляла в своем владении только город Кале. Война закончилась. С итогами войны вы познакомитесь дома

Учитель: Предлагаю вам проверить, насколько вы усвоили материал.
(См. Приложение 1)

Учитель: Мне бы очень хотелось узнать, что вы думаете об уроке. Для этого мы составим синквейн.
(См. Приложение № 1)
Заслушивание ответов

5. Домашнее задание
§ 25, составить синквейн на тему «Жанна д’ Арк»

  • Викторина
  • Физкультминутка
  • Сообщения

«Война Алой и Белой розы», «Католическая церковь в Испании»