Цели урока:
- Сформировать на уровне представлений, понятий и причинно-следственных связей картину самой долгой войны в истории.
- Показать роль и значение единения, развития национального самосознания и патриотизма французского народа.
- Воспитывать личности с высокой потребностью в познавательной деятельности, умеющие логически мыслить, участвовать в обсуждении, выстраивать причинно-следственные связи.
- Продолжение отработки навыков работы с исторической картой; давать оценку деятельности исторических деятелей
Задачи урока:
- Определить причины Столетней войны;
- Охарактеризовать организацию армии в Англии и Франции и назвать причины поражений Франции;
- Сформировать у учащихся яркий образ французской героини Жанны Д’Арк
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, карта, рисунки и текст учебника Ведюшкина В.А. «История средних веков», презентация (Приложение 1)
План урока.
- Оргмомент. (1 мин.)
- Историческая разминка(5 мин.)
- Изучение нового материала (25 мин.)
- Закрепление. (5 мин.)
- Рефлексия (3 мин.)
- Домашнее задание (1 мин.)
Ход урока.
1. Организационный момент.
(проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы)
(Слайд 1)
Обсуждение задач урока.
Учитель: Я пришла на урок для того, чтобы научить вас решать проблемные вопросы, а вы что хотели бы узнать или понять, изучая данную тему?
(Слайд 2)
2. Историческая разминка, которую проводят учащиеся самостоятельно (короткие вопросы по пройденному материалу)
(задание дано предварительно)
Учитель: Мы сегодня изучаем большую и продолжительную войну. Как вы думаете, по какому плану мы будем работать?
(Слайд 3)
3. Изучение нового материала.
Итак, начнем с причин войны.
Вопрос учащимся:
Как бы вы объяснили содержание этого слайда?
(Слайд 4)
Примерный ответ:
1328 год – во Франции прекратилась династия Капетингов (в 1314 году умер Филипп IV, в течение 15 лет умерли его сыновья, не оставив наследников). На престол вступает представитель младшей ветви Капетингов – Филипп Валуа. Однако английский король – Эдуард III, состоявший в близком родстве с королями вымершей династии, предъявлял свои претензии на французский престол.
Учитель:
Юго-западные земли Франции – Аквитания, которыми с XII века владела Англия, французские короли стремились отвоевать у Англии, так как без присоединения этих земель невозможно было завершить объединение страны. Отстаивая свои интересы и права на эту область, английский король хотел сохранить эти земли и захватить новые.
(Слайд 5)
Интересы Англии и Франции столкнулись и во Фландрии. Эта область с развитым ремеслом и торговлей была источником богатства Англии. Кроме того, горожане Фландрии считали союз с английским королем способом своей независимости.
Задание учащимся:
Что стало причинами Столетней войны?
(Заслушивание ответов)
(Слайд 6)
Учитель:
Острые противоречия, нежелание идти на уступки друг другу привели монархов Англии и Франции к войне.
1337–1453 гг. – Столетняя война. (запись в тетради)
В этой войне были заинтересованы феодалы обоих государств, надеявшиеся завоевать славу и богатую добычу. Все военные действия проходили на территории Франции и страдали от них французские крестьяне.
(Слайд 7)
(От этого слайда по управляющим кнопкам можно перейти
к картинам сражений и обратно).
Вопрос учащимся:
Какие события в истории Франции связаны с данным фактом? (Жакерия)
Учитель:
Можно ли назвать эту войну справедливой? В Столетней войне можно было выделить несколько этапов. Как мы видим, Франция терпит неудачи в течение первого и третьего этапов войны, большую ее часть.
(Слайд 8)
Затянувшаяся война грозила стать национальной катастрофой для французов, но хрупкая девушка спасла их. Чтобы узнать подробности, давайте обратимся к событиям ХV века.
Сообщение учащегося о Жанне Д Арк (ее жизнь до 1429 года)
(Слайд 9)
(По гиперссылкам на управляющих кнопках можно перейти к справочному материалу о Жанне д, Арк, а также к проблемному вопросу
Учитель:
Давайте попробуем к концу урока разобраться в одном противоречии.
(Слайд 11)
Я даю вам 1 минуту для того, чтобы каждый из вас записал свое предположение в тетрадь. Мы вернемся к вашим записям позже, а пока обратимся к самым крупным сражениям Столетней войны
Сообщение учащегося о сражениях Столетней войны (Слейс, Креси, Пуатье, Азенкур).
Примерный рассказ учащегося:
1340 г. – в битве при Слейсе Франция потеряла весь свой флот.
(Слайд 12)
1346 г. – битва при Креси. Численность армий приблизительно одинаковая. Английская армия была развернута на холме и держала оборону. Не признававшие дисциплины французские рыцари, не дождавшись построения всей армии, начали разрозненные атаки. Французская армия была разгромлена с большими потерями.
(Слайд 13)
После нескольких лет затишья Англия возобновила наступление на Аквитанию.
1356 г. – битва при Пуатье. Обладая почти двойным превосходством в силах, французский король был уверен в победе. Он отказался пропустить на юг английское войско, готовое отступить. Кроме того, англичанам дали возможность укрепиться на возвышенности. Атаки французов были отбиты. Английская армия во главе сыном Эдуарда III – Эдуардом “Черный принц” стала наступать. Французы обратились в бегство. Французское войско во главе с королем Иоанном II попало в плен.
В 1415 году поражение Франции было еще более позорным, а английский король получил корону Франции. Франция оказалась перед угрозой потери национальной независимости.
(Слайд 14, 15)
Учитель:
Итак, во всех крупных сражениях Франция проигрывала.
В чем же тут причина?
Предположения учащихся.
Учитель:
Действительно, армия двух стран была по-разному устроена. Вернемся к средневековому рисунку и используем его как исторический источник, а также попросим помощи у учебника.
(стр.243, два последних абзаца и рисунок, изображающий
битву при Креси (стр. 244).
(Слайд 13)
Вопросы к учащимся
- Сравните две армии по составу, организации и вооружению.
(Английская армия (Эдуард III) – единое командование короля, наемное войско, отряды рыцарей подчинялись королю, а не отдельным рыцарям. Пехота, конница, лучники)
Французская армия (Филипп VI) – состояло из разрозненных рыцарских отрядов, возглавляемых своими сеньорами, не было дисциплины. Пехота, конница)
(Слайд 16)
- По каким признакам на рисунке можно определить, где изображены французы, а где англичане? ( Флаги, порядок в рядах войск, наличие лучников и т.д.)
Учитель: Рассмотрите два схематичных изображения армий Франции и Англии. Как вы думаете, какая схема относится к Франции? Как вы это определили?
(Слайд 17)
В 1415 году Английский король получил корону Франции и осадил Орлеан, прикрывавший дорогу к Парижу. Франция оказалась перед угрозой потери национальной независимости.
(Слайд 18)
Сообщение учащегося о Жанне д Арк (после снятия осады Орлеана)
(Слайд 19,20)
Учитель:
Вернемся к вопросу, на который мы хотели ответить в начале урока
(гиперссылка на слайд 11)
Заслушивание предположений и ответов.
Учитель:
Совершенно верно, до 1429 года с Англией воевала только АРМИЯ, а после на войну поднялся НАРОД, война стала национально-освободительной. Для такой войны нужен ВОЖДЬ, а им мог стать только король или человек, наделенный божественным даром. Этим человеком стала Жанна д, Арк.
Заслушивание ответов учащихся на вопрос слайда 20.
(Они мстили ей за поражение и упущенную возможность воссоединить Англию и Францию под одной короной)
Учитель:
С англичанами все понятно, а почему так с ней поступил Карл VІІ? Ведь союзники англичан бургундцы, взявшие Жанну в плен, предлагали отдать ее королю за большой выкуп, но Карл VІІ отказался выкупить Орлеанскую деву.
(Слайд 21)
Заслушивание ответов учащихся.
(Примерный ответ: он боялся за то, что его слава померкнет в лучах славы Жанны)
4. Закрепление изученного материала.
Учитель:
В 1453 году после взятия Бордо был заключен мирный договор, по которому Англия отказывалась от притязаний на французский престол и оставляла в своем владении только город Кале. Война закончилась. С итогами войны вы познакомитесь дома
Учитель: Предлагаю вам проверить, насколько вы усвоили материал.
(См. Приложение 1)
Учитель: Мне бы очень хотелось узнать, что вы думаете об уроке. Для этого мы составим синквейн.
(См. Приложение № 1)
Заслушивание ответов
5. Домашнее задание
§ 25, составить синквейн на тему «Жанна д’ Арк»
- Викторина
- Физкультминутка
- Сообщения
«Война Алой и Белой розы», «Католическая церковь в Испании»