Урок-презентация "Культура Руси IX – XII вв."

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи урока:

Познакомить учащихся с высоким для своего времени уровнем развития русской культуры, с ее самобытными культурными традициями, сложившимися на Руси в результате слияния культуры восточных славян, Византии и других соседей Киевской Руси.

Оборудование урока:

Компьютер и проектор.

Литература:

  1. Учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной “История государства и народов России” 6 класс, М. “Новый учебник” 2002 год.
  2. Учебник А.Н.Сахарова “История России с древнейших времен до конца 16 века”. М. “Русское слово” 2006 год.
  3. Века А.В. История России. – Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2003 год.

Урок строится по схеме – презентации, созданный в программе Power Point.

Вся презентация состоит из 34 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.

Слайд 1:

“Культура Руси 9 – 12 вв.”.

Слайд 2:

Цель урока:

Познакомиться с высоким для своего времени уровнем развития русской культуры, с самобытными культурными традициями, сложившимися на Руси в результате слияния культуры восточных славян, Византии и других соседей.

Слайд 3:

Особенности культуры Древней Руси:

1.Основой Древнерусской культуры стало богатое культурное наследие восточных славян.
2. Древнерусская культура впитала в себя достижения окружавших Русь народов.(хазар, булгар, печенегов, половцев, угро-финнов, балтов).
3. Велико влияние на Русь византийской культуры, особенно после принятия христианства.
4. Культура восточных славян была одновременно и культурой старого языческого мира с его древними народными обычаями, и культурой христианской.
5. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм (любовь к Родине, преданность своему народу).

Призыв к объединению всех народных сил против иноземных врагов.

Слайд 4:

Письменность и грамотность:

Письменность у славянских племён зародилась ещё до принятия Христианства. Византийские монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, в основе которой лежала азбука, существовавшая у восточных, южных и западных славян до их Христианизации. Об этом свидетельствует глиняный сосуд, обнаруженный археологами под Смоленском . На нем написано ГОРУШНА, т.е. сосуд для пряностей. Сохранились сведения и о том, что буквы на Руси в глубокой древности вырезали на деревянных дощечках и называли их РЕЗАМИ. Письменность созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IX века, в X веке проникла на Русь.

Слайд 5:

Материал для письма:

1. Береста.
2. Деревянные дощечки.
3. Пергамен – материал, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи.

Слайд 6:

Каждая буква была выписана по строгим правилам – уставу. Книги украшались миниатюрами.

Русские книги были рукописными и очень дорогими.

Слайд 7:

Свидетельством развития грамотности являются и сохранившиеся на стенах надписи – ГРАФФИТИ. Молодому Владимиру Мономаху принадлежит короткая надпись на стене Софийского собора в Киеве. Юный князь вывел: “Ох, тяжко мне!” – и подписался своим христианским именем: Василий.

Слайд 8:

Рисунок с надписью:

Надпись на северном фасаде церкви Святого Михаила Выдубицкого монастыря в Киеве (фото).

Слайд 9:

Образование:

Школы открывались при церквах и монастырях. Обучение велось на родном языке. В школах учили чтению, письму, основам христианского вероучения, счету.

Слайд 10:

С 11 века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девушек.

Слайд 11:

Литература:

Первыми литературными произведениями были летописи. Древнейшей из дошедших до нас летописей была “Повесть временных лет”.

Она была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

Слайд 12:

Рисунок “Повесть Временных лет”. (начальный лист).

Слайд 13:

Крупным литератором Древней Руси был Иларион, первый киевский митрополит – уроженец Руси. Он создал целый ряд произведений в жанре слова – торжественного и поучающего обращения. Наиболее известным является его “Слово о законе и благодати”. В нем он изложил свой взгляд на историю Руси, на выдающуюся роль христианства в ее становлении и роль Владимира и Ярослава Мудрого в судьбах Русского государства.

Слайд 14:

Во второй половине 11 века появилось литературно-публицистическое произведение “Памяти и похвале Владимира”, “Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси”, “Сказание о Борисе и Глебе”, монаха Иакова, посвященные истории раннего христианства, которое круто изменило жизнь страны, и судьбам первых христиан.

Слайд 15:

Нестор был одним из первых создателей житий – литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. Нестор написал одно из первых житий Бориса и Глеба.

Слайд 16:

В 12 веке появились первые отечественные мемуары. Это прежде всего знаменитое “Поучение” Владимира Мономаха.

11Основные политические идеи “Поучения” во всех трех частях его - те же, что и во всей деятельности Владимира Мономаха. Князь проповедует необходимость сохранять разделение Русской земли между князьями, но одновременно быть объединенными взаимными договорными обязательствами для совместных походов на степь. Простейший пример такого объединения В. В. М. в своем “Поучении” видит в птицах. Птицы весной прилетают из рая, и каждая находит свое, принадлежащее ей место: и “худые” птицы, и сильные. Ни одна не пытается согнать другую и занять лучшее место, но каждая довольствуется своим уделом. Затем В. В. М. проповедует умеренность во всем: в отношении к подчиненным, зависимым, слабейшим. Взаимная уступчивость, трудолюбие, неустанные совместные походы, осторожность, “послушание” и “покорение” старшим, уважение прав младших, - вот, что является идеалом людей княжеского положения и что должно являться основой политического единства Руси.

Слайд 17:

В это же время появилось “Хождение игумена Даниила в святые места”. Богомольный русский человек подробно описал свой путь в Иерусалим, к гробу Господню, рассказал о многих своих интересных встречах, в том числе и с крестоносцами.

Слайд 18, 19, 20, 21:

Зодчество:

Картинки: Софийский собор в Киеве 11 века, Пятницкая церковь в Чернигове 12 века, Успенский собор во Владимире 12 века, церковь Покрова на Нерли 12 века.

Слайд 22:

Картинка: Храм св.Софии в Константинополе и вопрос: Чем отличаются византийские храмы от русских?

Слайд 23:

Изобразительное искусство:

Картинка – схема: Виды изобразительного искусства.

Слайд 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30:

Картинки: иконы, мозаика, фрески.

Слайд 31:

Художественное ремесло в программе проигрыватель windows media.

Слайд 32:

Картинки: ювелирные изделия, выполненные в технике зернь и скань

Слайд 33:

Картинка: Мастерство оружейников.

Слайд 34:

Вывод: Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.