Цель:
- обобщить и систематизировать знания, приобретенные в процессе изучения раздела "Древний Восток";
- продолжить работу по формированию предметных навыков: анализировать, сравнивать, работать с картой;
- формировать интерес к предмету, расширение кругозора.
Тип урока: обобщающий, в форме игры.
Оборудование: карты - «Египет и Передняя Азия», «Рост территории государств в древности».
Ход урока
1 гейм. «Интеллектуальная разминка»
На первый гейм, вот шутка,
Дана одна минутка.
Поспеши-ка, не зевай,
Правильный ответ давай.
- Почему первые в мире государства возникли по берегам рек?
- Назовите первое государство Древнего мира.
- Какова была цель египетских фараонов, направлявших свою армию в соседние страны?
- В честь какого фараона в Древнем Египте была воздвигнута самая высокая пирамида?
- Как называется сплав меди и олова, из которого изготавливали наконечники копий, лезвия топориков?
- Как называлась усыпальница фараона?
- Где впервые возникло единобожие?
- Назовите первую часть Библии?
- Назовите мудрецов:
древних евреев,
древних индийцев,
древних китайцев.
2 гейм. «Историческая карта».
Всем известно и не ново :
Карта- важная основа.
Битвы, действия и страны
Вам укажет неустанно.
Если есть у вас желание,
Приступаем. Все, внимание!
Индивидуальное задание: "Картографический танграм". (Карту разрезать на части, произвольно пронумеровать. Учащемуся необходимо собрать эти части, выписать последовательность номеров частей карты по часовой стрелке, назвать страну, определить месторасположение.) Выполняется по желанию.
Работа с классом.
(все показывается на карте, с пояснением учащихся)
- Покажите реки, по берегам которых возникли первые в мире государства.
- Покажите на карте, где правили цари: Хаммурапи, Тутмос 2,Цинь Шихуан, Ашока, Соломон, Ашшурбанапал, Кир, Дарий 1.
- В этой стране река при разливе приобретала сначала зеленый ,а затем красно-коричневый цвет.
- Где находились знаменитые ворота Иштар?
- Где было изобретено стекло?
- В какой стране текла река тысячи бедствий?
- Покажите самые известные города Древнего Востока.
3 гейм. «Эрудиты».
Эрудиты, эрудиты!
Все пути для вас открыты,
Все дороги вам видны.
Ребусы, шарады, панчатантра.
- Первый слог – морское животное, второй – междометие, целое-родина бумаги.
- Первое – сладкий вкусный плод, второе – союз, третье –последняя буква алфавита, а целое – родина фарфора.
- Кому принадлежат слова:
а) Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный к справедливости. Благородный человек винит себя, а ничтожный – других. Благородный человек лишен тревоги и боязни – ведь коли не найдешь себе изъяна, о чем тревожиться, чего бояться?
б) Всякая жизнь сопровождается страданиями, но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и ни к кому не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от бесконечных желаний все новых богатств и удовольствий.
-
Первое – деталь автомобиля, освещающая дорогу, второе – местоимение, целое – правитель Египта в Древности.
-
Один древний философ не уставал твердить: «Все что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды. Как вы понимаете смысл этой строфы, о чем она, чему учит своих читателей?
Наш собственный усердный труд
Нам пропитанье достает,-
И если руки не возьмут.
Крупинка в рот не попадет!
4 гейм. «Дальше, дальше, дальше».
Однажды у Аристотеля спросили:
- Как же преуспеть ученикам?
- Догонять тех, кто впереди и не ждать тех, кто позади,- быстро ответил тот.
И был, конечно же прав!
Итак! Блиц – турнир.
- Как называлось особое письмо Двуречье?
- Самые древние письменные законы на Земле создал царь…?
- Священное животное Индии?
- На чем писали: в Египте, Двуречье, Индии, Китае?
- В какой стране Древнего Востока сложился кастовый строй?
- Какой дикий зверь является источником жизни многих поколений людей государств Передней Азии?
- Где и в связи с какими событиями возникли крылатые выражения:
- Что больше по объему и во сколько раз: Великая Китайская стена или пирамида Хеопса?
«иерихонская труба»,
«валтасаров пир»,
«соломоново решение».
5 гейм. «Приложите все старания для последнего задания».
Китайский философ как-то сказал, словно для нас с вами: «Хорошо обладать природным дарованием, но упражнения, друзья, дают нам больше, чем природное дарование».
-
Игра «Путаница». Угадать и объяснить понятие.
И с н с к ф ; а р д и п а м и ; и г о р л и е ф; г а с к р о а ф.
-
«Заморочки из бочки». (Из бочки или черного ящика дети достают вещи и определяют родину их происхождения.)
Щелковая ткань; бумага; шахматы, сахар; цифры, чай, компас, порох, фарфор, буква, стекло, хлопок.
Подведение итога. Оценивание учащихся.