Педагогические цели учителя:
Образовательные:
· умение работать с терминами и понятиями;
· развивать навыки работы с картой;
· определять причинно-следственные связи;
Развивающие:
· самостоятельно анализировать текст, делать выводы.
· развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.
Воспитательные:
· воспитывать интерес к историческому прошлому.
· воспитывать мотивацию к учебной деятельности, самостоятельность;
· воспитание навыков общения друг с другом, чувство уважения и взаимопомощи.
Цель урока: Показать процесс формирования централизованных государств.
Задачи:
· Познакомить с основными этапами Реконкисты;
· Формировать умение делать обобщения и выводы;
· Продолжить работу с понятиями и терминами;
· Отработка навыков работы с картой;
· Развитие коммуникативных навыков работы в парах, группах.
Оборудование:
Школьная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
Презентация (Приложение 1)
Тип урока:
комбинированный
- Организационный момент. Подготовка к уроку.
- Введение в тему.
- Кто переселился на Пиренейский полуостров в период Великого переселения народов?
- Когда и как был завоёван полуостров?
- В результате чего произошло отделение от Арабского халифата?
Арабов и берберов, которые жили на полуострове, христиане называли маврами (пришли из Мавритании).
Мусульманские владения на полуострове называли Андалусия.
3. Объяснение нового материала.
Работа с учебником (стр.183)
Характеристика мусульманской Испании
Итог работы с учебником отражен на экране (слайд № 2)
На полуострове уживались многочисленные народы: вестготы, берберы, арабы, евреи.
Мавры не препятствовали населению исповедовать свою религию, но постепенно ситуация менялась. Увеличение налогов, притеснение местного населения заставили население подняться на борьбу с завоевателями.
Реконкиста – возвращение захваченных маврами территорий на полуострове.
Христиане в этом процессе были сплочены.
Каждое сословие преследовало свои цели.
Работа с учебником (стр.183-184)
Итог работы на экране (слайд №3)
Какие события в Европе нам напоминает Реконкиста?
Этот процесс проходил не плавно, а скачкообразно, почему?
Проблемный вопрос. (слайд №4)
Класс делится на группы, каждая группа получает задание, которое выполняет в течение 5 минут.
- Почему мусульманские княжества стали лёгкой добычей для христианских правителей в XI-XIII вв.? (стр.184)
- Почему после решающих успехов в XIII веке Реконкиста замедлилась? (стр. 187)
- Как связаны даты 1479 год и 1492 год?
- 1212 год – что это за дата, какую роль она сыграла в Реконкисте?
Работа с картой.
- Найти и показать территории Кордовского халифата в первой половине XI веке.
- Найти и показать арабские владения в середине XII века.
- Показать территорию, освобожденную в ходе Реконкисты к концу XIII века.
Ребята отвечают на вопросы, поставленные перед ними.
Учитель подводит итог. В ходе Реконкисты на Севере Пиренейского полуострова образовались государства:
- Кастилия (страна замков)
- Арагон
- Наварра
- Португалия.
Что осталось у мавров?
Возникшие государства были сословными монархиями. ( Стр.152)
4. Физминутка
5. В Кастилии действовали КОРТЕСЫ - (представительное собрание) они утверждали налоги, издавали законы.
Какие мы знаем представительные собрания в Англии и Франции?
Междоусобные войны приостановили Реконкисту на долгие годы.
Работа с картой.
- Показать границы королевства Испании к концу XV века.
- Показать территорию, освобождённую в ходе Реконкисты к концу XV века.
Работа с учебником (стр.187).
Работа с карточками на школьной доске.
Составление схем (Приложение 2)
Вывод: на территории Пиренейского полуострова остались два христианских королевства, Испания и Португалия. ( СЛАЙД №5)
Работа с учебником: (стр.187 – 188)
«Введение инквизиции в Испании», казнь еретиков АУТОДАФЕ.
6. Подведение итогов: оценки за работу на уроке. Оценку за работу на уроке ученик может поставить сам себе. Запись домашнего задания.