Цели урока:
Познавательные:
- Объяснить учащимся причины и сущность коллективизации.
- Проследить ее долгосрочные экономические, социальные и политические последствия.
- Интегрировать тему урока истории “Коллективизация с/х” с литературой (роман М.Шолохова “Поднятая целина”).
Воспитательные:
- Привлечь учащихся к изучению данной темы путем взятия интервью и бесед с родственниками, знакомыми на тему: “Колхоз и колхозники”.
- При подготовке Д/З на следующий урок (выполнение задания) сочинение на тему: “Как коллективизация в нашей стране повлияла на личность крестьянина?”
Вопросы интервью:
- Ф.И.О. Когда и как вступали в колхоз ваши родственники (знакомые)?
- Статус до вступления: бедняк; середняк; кулак.
- Как изменилась их жизнь в колхозе?
- Направление колхоза.
- Были ли у них паспорта?
Была ли возможность уйти в город?
Была ли возможность выйти из колхоза? - Жизнь в колхозе до ВОВ, во время и после.
- Ваши впечатления от интервью.
Вид урока: интегрированный (история России + литература).
Тип урока: Изучение нового материала по истории отечества с элементами повторения знаний по литературе, изучение романа М. Шолохова “Поднятая целина”.
Продолжительность урока: 45 минут.
Методическая задача: использование нетрадиционных технологий при изучении Истории России (интегрированные уроки), интерактивные технологии.
Основные понятия:
Основные даты:
(См. презентацию – Приложение 3).
Д/З.
Оборудование:
- Роман М. Шолохова “Поднятая целина”.
- Интервью, взятые учащимися на тему: “Колхоз и колхозники”, трудовая книжка колхозника.
- Устав колхоза, интерактивная доска, учебник Истории России 11-го класса (по программе), карта.
Исторические источники:
- Статья Сталина “Год великого перелома” 7.11.1927 г.
- Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР “О темпе
коллективизации и мерах помощи гос-ва колхозному
строительству” 5.01.1930 г.
Статья Сталина “Головокружение от успехов” 2.03.1930. - Постановление ЦК ВКП(б) “О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении” 14.03.1930 г.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сегодня у нас с вами несколько необычный урок, так как к нам пришли гости. Это учителя истории города и района, администрация нашей школы, ваши учителя и мои коллеги, а так же научный сотрудник Сергиево-Посадского Государственного Историко-Художественного Музея-Заповедника. ( возможно из другого краеведческого музея).
Наш интегрированный урок посвящен теме: “Коллективизация сельского хозяйства”. Готовились мы к нему вместе, Вы брали интервью и беседовали с Вашими родственниками и знакомыми на тему: “Колхоз и колхозники”, так же еще раз мы с Вами обратились к изученному ранее в рамках предмета “Литература” роману М. Шолохова “Поднятая целина”.
Я вижу, что на партах готовы и книга, и интервью. В этом году роман Михаила Шолохова – юбиляр, ему исполняется 75 лет, автору в ту пору было 27 лет. Как удалось, достаточно еще молодому человеку передать такую глубину чувств народа и такое, почти пророческое начало…
Нам с Вами проблемы жизни села очень близки и не только по страницам учебника, ведь мы сами живем на селе.
В прошлом учебном году на одном из интерактивных уроков мы изучали тему: “Отмена крепостного права в России”.
+ Скажите, какие еще крупные аграрные
преобразования, начиная с этого времени,
проводились в нашем государстве до начала 30-х
годов 20 столетия?
2. А сейчас, давайте вспомним вехи в истории
крестьянства нашей страны после Октябрьской
революции 1917 года...
Пожалуйста!
+ – продразверстка
+ – продналог
+ – хлебозаготовительный кризис
+ – пятилетка
+ – “Великий перелом”
И как итог всему вышесказанному…
+ – индустриализация
+ А как индустриализация связана с деревней?
3. Остальные понятия новые; они нам пригодятся в ходе урока.
Теперь Ваше внимание на доску, и мы посмотрим: что представляло население СССР к 1929 году?
Уровень урбанизации был низок. Население примерно 160 млн. человек, 80% – это жители деревни, они были объединены в 26 млн. крестьянских хозяйств, я подчеркиваю хозяйств, а если вспомнить, какие были многодетные семьи, мы получим примерное количество жителей.
Социальный состав населения представим следующим образом:
8,5 млн. бедняцких хозяйств |
15 млн. середняцких хозяйств |
свыше 1 млн. кулацких хозяйств + кого называли кулаками? |
+ Кто представляет основную массу?
Да, это середняки! Умные, расчетливые хозяева, сумевшие в голодные годы Гражданской войны прокормить страну. Советская власть обещала крестьянам землю, они получили ее, но не в собственность, а во владение.
+ Кто напомнит, чем отличается право на собственность от права владения?
Итак, получив во владение земельные участки, каждый крестьянин, как мог и умел, стал вести свое хозяйство, при этом, будучи заинтересованным в результате своего труда, ведь трудился он на себя и свою семью.
Но Ленин сказал: “Без коллективизации не прокормить страну”.
И в Ленинском плане “Построение социализма в отдельно взятой стране” коллективизация стала вторым, после индустриализации, этапом.
Коллективизация – массовое создание в деревне коллективных хозяйств (колхозов) на основе общественных средств производства и коллективного труда.
Планировалась она в несколько этапов. (Карта)
I. Осень 1930 г. – весна 1931 года: Северный Кавказ, Нижняя Волга, Средняя Волга.
II. К 1932 году – Украина, Центрально – Черноземные районы, Сибирь, Урал и Казахстан.
III. Остальные районы (окраины) – не позднее 1933
года.
4. Как отнеслись к созданию колхозов различные
слои крестьянства, мы узнаем из взятых Вами
интервью.
+ У кого из Вас, ребята, родственники до вступления в колхоз имели статус “бедняков”?
+ А каких героев романа “Поднятая целина” мы можем назвать “бедняками”?
Да, действительно, опираясь на беднейшее крестьянство и батраков, партия делала ставку – им терять нечего!
+ У кого в интервью говорится о том, как вступали в колхоз “середняки”?
А теперь, обратимся к роману М. Шолохова “Поднятая целина”!
+ Как вступают в колхоз “середняки” Гремячего Лога?
– Стр. из книги (человек в заячьем треухе).
+ А какой герой Шолохова, хоть и вступает в колхоз по доброй воли, но одолевают его горькие мысли по тому добру, которое тяжким мужицким трудом было нажито в первые годы Советской власти?
+ Правильно, Майданщиков. Зачитайте, ребята!
– Стр. из книги.
Еще одна группа крестьянства, более зажиточных, более предприимчивых, или кулаков, как их называли.
+ Какую политику провела советская власть в отношении кулаков?
+ Чьи интервью расскажут нам об их судьбе?
Разная судьбы была у этой прослойки
крестьянства. Кого-то свезли в отдаленные места
через ОГПУ, был даже “план” - сколько
раскулаченных должно поступить от того или иного
района, других отправили в соседние области,
вспомните Тита Бородина, а третьим – выделили
худшие участки земли, в стороне от колхозного
поля.
5. О том, как отразилась (повлияла)
коллективизация на личность крестьянина, Вы
напишите в домашних сочинениях.
Посмотрите на доску – Д/З, запишите его в дневниках.
6. Помните, Давыдова в “Поднятой целине”?
Таких, как он, рабочих заводов или молодых комсомольцев посылали в деревню с целью создания колхозов. Мало кто из них что-то смыслил в сельском хозяйстве, да и отношение к партзаданию и труду было различным.
В деревнях рьяную помощь 25-тысячникам оказывали, так называемые, “сельские коммунисты”, иной раз слишком озлобленные на односельчан, у Шолохова этот образ несет в селе Макар Нагульнов.
От “чрезмерного усилия”, обобществляли не только орудия труда, крупный рогатый скот, но даже мелкий скот и птицу, люди предпочитали истребить животных, помните, как стоял рев и гул в Гремячем Логу, “пусть в колхоз, но с пустыми руками!”
Подобные перегибы в создании колхозов вызвали волну восстаний на юге и Поволжье страны. Начался отток из колхозов, оживились кулаки.
В этот период выходит статья Сталина “Головокружение от успехов”, а за ней постановление ЦК. Кулачество признается враждебным классом, подлежащим ликвидации, к числу кулаков приписывается и середняки, ведь необходимо выполнить “план по раскулачиванию”, и из страха середняки опять возвращались в колхоз.
Таким образом, при проведении коллективизации был нарушен самый главный принцип, подтвержденный в Ленинском плане, принцип добровольности. Крестьян опять обманули, государство жестко контролировало каждый день их жизни.
Посмотрите, пожалуйста, перед Вами две трудовые книжки: одна современная, а другую – трудовую книжку колхозника, я взяла в нашем школьном музее “Земляки”.
В современной трудовой книжке фиксируется место работы, перемещения, поощрения, взыскания, информация об увольнении. А вот трудовая книжка колхозника фиксирует учет работы и оплату, не деньгами, а трудоднями.
Деньгами крестьяне вообще получали мало и редко, чаще натурой – зерном или другими продуктами. Но я хочу обратить ваше внимание вот на какую запись: “Списано за невыполнение плана урожайности по зерновым культурам и картофелю 4,27 трудодня. За год начислено 148,99 тр. дней”.
Даже при объективных причинах невыполнения плана, т.е. из-за погодных условий, поломки техники, государство списывало убытки за счет колхозников.
Проблемы перегибов были решены лишь после разработки уставов колхозов, как организованных документов. Один из них Вы видите у меня в руках.
Коллективизация все же шла по стране, на помощь колхозам вступили МТС, но тракторов и машин не хватало. Иной раз за техникой в уборочную пору стояли колхозы в очереди.
Партия решала за колхозников все: когда и что сеять, какие удобрения вносить, когда убирать урожай. Да и работали в колхозах сами же колхозники по-разному (вспомните опять же “Поднятую целину”), хозяевами себя не ощущали, и не всегда были заинтересованы в своем труде.
7. А сейчас, ребята, в завершении темы, мы должны подвести итоги и выявить последствия коллективизации…
+ Что дала коллективизация нашей стране?
Молодцы! Все, что вы сказали можно систематизировать в виде короткой схемы.
Запишите ее в тетрадь.
Следующий урок мы с Вами проведем в школьном музее, где Вы поработаете с историческими источниками, и мы обсудим Ваши сочинения.
Урок наш подходит к концу, и закончить я его хотела бы словами человека, которого называют совестью ХХ века. Да, это А. Солженицын:
В период коллективизации
“… искореняли сотни самых трудолюбивых, распорядливых, смышленых крестьян, тех, кто и несли в себе остойчивость русской нации”.
Сегодня своими ответами меня порадовали:
– Работу остальных выступивших я оценю на следующем уроке в музее.
Урок окончен! До свидания!