Урок истории Отечества (России) в 11-м классе. Тема "Коллективизация сельского хозяйства"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

Познавательные:

  1. Объяснить учащимся причины и сущность коллективизации.
  2. Проследить ее долгосрочные экономические, социальные и политические последствия.
  3. Интегрировать тему урока истории “Коллективизация с/х” с литературой (роман М.Шолохова “Поднятая целина”).

Воспитательные:

  1. Привлечь учащихся к изучению данной темы путем взятия интервью и бесед с родственниками, знакомыми на тему: “Колхоз и колхозники”.
  2. При подготовке Д/З на следующий урок (выполнение задания) сочинение на тему: “Как коллективизация в нашей стране повлияла на личность крестьянина?”

Вопросы интервью:

  1. Ф.И.О. Когда и как вступали в колхоз ваши родственники (знакомые)?
  2. Статус до вступления: бедняк; середняк; кулак.
  3. Как изменилась их жизнь в колхозе?
  4. Направление колхоза.
  5. Были ли у них паспорта?
    Была ли возможность уйти в город?
    Была ли возможность выйти из колхоза?
  6. Жизнь в колхозе до ВОВ, во время и после.
  7. Ваши впечатления от интервью.

Вид урока: интегрированный (история России + литература).

Тип урока: Изучение нового материала по истории отечества с элементами повторения знаний по литературе, изучение романа М. Шолохова “Поднятая целина”.

Продолжительность урока: 45 минут.

Методическая задача: использование нетрадиционных технологий при изучении Истории России (интегрированные уроки), интерактивные технологии.

Основные понятия:

Основные даты:

(См. презентацию – Приложение 3).

Д/З.

Оборудование:

  1. Роман М. Шолохова “Поднятая целина”.
  2. Интервью, взятые учащимися на тему: “Колхоз и колхозники”, трудовая книжка колхозника.
  3. Устав колхоза, интерактивная доска, учебник Истории России 11-го класса (по программе), карта.

Исторические источники:

  1. Статья Сталина “Год великого перелома” 7.11.1927 г.
  2. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР “О темпе коллективизации и мерах помощи гос-ва колхозному строительству” 5.01.1930 г.
    Статья Сталина “Головокружение от успехов” 2.03.1930.
  3. Постановление ЦК ВКП(б) “О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении” 14.03.1930 г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня у нас с вами несколько необычный урок, так как к нам пришли гости. Это учителя истории города и района, администрация нашей школы, ваши учителя и мои коллеги, а так же научный сотрудник Сергиево-Посадского Государственного Историко-Художественного Музея-Заповедника. ( возможно из другого краеведческого музея).

Наш интегрированный урок посвящен теме: “Коллективизация сельского хозяйства”. Готовились мы к нему вместе, Вы брали интервью и беседовали с Вашими родственниками и знакомыми на тему: “Колхоз и колхозники”, так же еще раз мы с Вами обратились к изученному ранее в рамках предмета “Литература” роману М. Шолохова “Поднятая целина”.

Я вижу, что на партах готовы и книга, и интервью. В этом году роман Михаила Шолохова – юбиляр, ему исполняется 75 лет, автору в ту пору было 27 лет. Как удалось, достаточно еще молодому человеку передать такую глубину чувств народа и такое, почти пророческое начало…

Нам с Вами проблемы жизни села очень близки и не только по страницам учебника, ведь мы сами живем на селе.

В прошлом учебном году на одном из интерактивных уроков мы изучали тему: “Отмена крепостного права в России”.

+ Скажите, какие еще крупные аграрные преобразования, начиная с этого времени, проводились в нашем государстве до начала 30-х годов 20 столетия?
2
. А сейчас, давайте вспомним вехи в истории крестьянства нашей страны после Октябрьской революции 1917 года...

Пожалуйста!

+ – продразверстка

+ – продналог

+ – хлебозаготовительный кризис

+ – пятилетка

+ – “Великий перелом”
И как итог всему вышесказанному…

+ – индустриализация

+ А как индустриализация связана с деревней?

3. Остальные понятия новые; они нам пригодятся в ходе урока.

Теперь Ваше внимание на доску, и мы посмотрим: что представляло население СССР к 1929 году?

Уровень урбанизации был низок. Население примерно 160 млн. человек, 80% – это жители деревни, они были объединены в 26 млн. крестьянских хозяйств, я подчеркиваю хозяйств, а если вспомнить, какие были многодетные семьи, мы получим примерное количество жителей.

Социальный состав населения представим следующим образом:

8,5 млн. бедняцких хозяйств

15 млн. середняцких хозяйств

свыше 1 млн. кулацких хозяйств

+ кого называли кулаками?

+ Кто представляет основную массу?

Да, это середняки! Умные, расчетливые хозяева, сумевшие в голодные годы Гражданской войны прокормить страну. Советская власть обещала крестьянам землю, они получили ее, но не в собственность, а во владение.

+ Кто напомнит, чем отличается право на собственность от права владения?

Итак, получив во владение земельные участки, каждый крестьянин, как мог и умел, стал вести свое хозяйство, при этом, будучи заинтересованным в результате своего труда, ведь трудился он на себя и свою семью.

Но Ленин сказал: “Без коллективизации не прокормить страну”.

И в Ленинском плане “Построение социализма в отдельно взятой стране” коллективизация стала вторым, после индустриализации, этапом.

Коллективизация – массовое создание в деревне коллективных хозяйств (колхозов) на основе общественных средств производства и коллективного труда.

Планировалась она в несколько этапов. (Карта)

I. Осень 1930 г. – весна 1931 года: Северный Кавказ, Нижняя Волга, Средняя Волга.

II. К 1932 году – Украина, Центрально – Черноземные районы, Сибирь, Урал и Казахстан.

III. Остальные районы (окраины) – не позднее 1933 года.
4. Как отнеслись к созданию колхозов различные слои крестьянства, мы узнаем из взятых Вами интервью.

+ У кого из Вас, ребята, родственники до вступления в колхоз имели статус “бедняков”?

+ А каких героев романа “Поднятая целина” мы можем назвать “бедняками”?

Да, действительно, опираясь на беднейшее крестьянство и батраков, партия делала ставку – им терять нечего!

+ У кого в интервью говорится о том, как вступали в колхоз “середняки”?

А теперь, обратимся к роману М. Шолохова “Поднятая целина”!

+ Как вступают в колхоз “середняки” Гремячего Лога?

– Стр. из книги (человек в заячьем треухе).

+ А какой герой Шолохова, хоть и вступает в колхоз по доброй воли, но одолевают его горькие мысли по тому добру, которое тяжким мужицким трудом было нажито в первые годы Советской власти?

+ Правильно, Майданщиков. Зачитайте, ребята!

– Стр. из книги.

Еще одна группа крестьянства, более зажиточных, более предприимчивых, или кулаков, как их называли.

+ Какую политику провела советская власть в отношении кулаков?

+ Чьи интервью расскажут нам об их судьбе?

Разная судьбы была у этой прослойки крестьянства. Кого-то свезли в отдаленные места через ОГПУ, был даже “план” - сколько раскулаченных должно поступить от того или иного района, других отправили в соседние области, вспомните Тита Бородина, а третьим – выделили худшие участки земли, в стороне от колхозного поля.
5. О том, как отразилась (повлияла) коллективизация на личность крестьянина, Вы напишите в домашних сочинениях.

Посмотрите на доску – Д/З, запишите его в дневниках.

6. Помните, Давыдова в “Поднятой целине”?

Таких, как он, рабочих заводов или молодых комсомольцев посылали в деревню с целью создания колхозов. Мало кто из них что-то смыслил в сельском хозяйстве, да и отношение к партзаданию и труду было различным.

В деревнях рьяную помощь 25-тысячникам оказывали, так называемые, “сельские коммунисты”, иной раз слишком озлобленные на односельчан, у Шолохова этот образ несет в селе Макар Нагульнов.

От “чрезмерного усилия”, обобществляли не только орудия труда, крупный рогатый скот, но даже мелкий скот и птицу, люди предпочитали истребить животных, помните, как стоял рев и гул в Гремячем Логу, “пусть в колхоз, но с пустыми руками!”

Подобные перегибы в создании колхозов вызвали волну восстаний на юге и Поволжье страны. Начался отток из колхозов, оживились кулаки.

В этот период выходит статья Сталина “Головокружение от успехов”, а за ней постановление ЦК. Кулачество признается враждебным классом, подлежащим ликвидации, к числу кулаков приписывается и середняки, ведь необходимо выполнить “план по раскулачиванию”, и из страха середняки опять возвращались в колхоз.

Таким образом, при проведении коллективизации был нарушен самый главный принцип, подтвержденный в Ленинском плане, принцип добровольности. Крестьян опять обманули, государство жестко контролировало каждый день их жизни.

Посмотрите, пожалуйста, перед Вами две трудовые книжки: одна современная, а другую – трудовую книжку колхозника, я взяла в нашем школьном музее “Земляки”.

В современной трудовой книжке фиксируется место работы, перемещения, поощрения, взыскания, информация об увольнении. А вот трудовая книжка колхозника фиксирует учет работы и оплату, не деньгами, а трудоднями.

Деньгами крестьяне вообще получали мало и редко, чаще натурой – зерном или другими продуктами. Но я хочу обратить ваше внимание вот на какую запись: “Списано за невыполнение плана урожайности по зерновым культурам и картофелю 4,27 трудодня. За год начислено 148,99 тр. дней”.

Даже при объективных причинах невыполнения плана, т.е. из-за погодных условий, поломки техники, государство списывало убытки за счет колхозников.

Проблемы перегибов были решены лишь после разработки уставов колхозов, как организованных документов. Один из них Вы видите у меня в руках.

Коллективизация все же шла по стране, на помощь колхозам вступили МТС, но тракторов и машин не хватало. Иной раз за техникой в уборочную пору стояли колхозы в очереди.

Партия решала за колхозников все: когда и что сеять, какие удобрения вносить, когда убирать урожай. Да и работали в колхозах сами же колхозники по-разному (вспомните опять же “Поднятую целину”), хозяевами себя не ощущали, и не всегда были заинтересованы в своем труде.

7. А сейчас, ребята, в завершении темы, мы должны подвести итоги и выявить последствия коллективизации…

+ Что дала коллективизация нашей стране?

Молодцы! Все, что вы сказали можно систематизировать в виде короткой схемы.

Запишите ее в тетрадь.

Следующий урок мы с Вами проведем в школьном музее, где Вы поработаете с историческими источниками, и мы обсудим Ваши сочинения.

Урок наш подходит к концу, и закончить я его хотела бы словами человека, которого называют совестью ХХ века. Да, это А. Солженицын:

В период коллективизации
“… искореняли сотни самых трудолюбивых, распорядливых, смышленых крестьян, тех, кто и несли в себе остойчивость русской нации”.

Сегодня своими ответами меня порадовали:

– Работу остальных выступивших я оценю на следующем уроке в музее.

Урок окончен! До свидания!

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3