Цель: Развивать у студентов интерес к проблеме, гносеологическое происхождение понятия, осознание себя как гражданина. Воспитывать культуру дискуссии, умение слушать и слышать, умение высказывать свою точку зрения, развивать культуру общения.
Оборудование: словари, понятия, вопросы "миру", "городу", "стране", "себе".
Ведущий: Поговорим сегодня о человеке- гражданине. Кого же мы называем человеком - гражданином? Эта тема актуальна тем, что вам, будущим учителям нужно будет выбрать приоритетные направления в воспитательном процессе и способы формирования у учащихся гражданских качеств и гражданской позиции. Поэтому важно установить какие признаки представляют содержание понятия " гражданственность". При определении его компонентов мы исходим из того, что примерная модель признаков гражданственности должна содержать существенные внутренние закономерности, связи признаков, вскрывать их сходство и различия, то, что позволяет объединить в систему, а также структурировать:
(Работа с понятием "гражданственность")
1. Подбор сходных понятий - подбор синонимов (значение одно, а звучит по другому)
- Патриотизм
- Порядочность
- Принципиальность
Какими еще качествами может обладать человек - гражданин?
2. Подбор противоположных понятий (антонимы)
- Что противоположно этому понятию, качеству?
- Если нет такого качества, то, как назвать такого человека?
- Почему некоторые люди говорят, что гражданственность является не главным качеством?
3. Определение преимущественных качеств. Выявить положительные стороны.
- Чем это качество особенно ценно?
- Необходимо ли это качество педагогу?
- Что может случиться с тобой, если ты не будешь обладать этим качеством?
- Какие преимущества дает человеку владение этим качеством?
4. Определите недостатки качества.
- Есть ли недостатки у этого качества? Какие?
- Можешь ли ты попасть в беду из-за этого качества?
- Существует ли закон, который дает право, ограничения этого качества?
Качества, сформированности которых определяет степень приближения личности к идеалу, гражданина мы с вами определяли. Давайте, сравним определение с научным понятием "гражданин" в разных толковых словарях.
Работа со словарями (Ожегова, педагогический, философский) высказывание определений.
Философы, педагоги утверждают, что понятие рождается не из фактов, а из мыслей. Мир безграничен, значит мыслей тоже. На столе у вас набор карточек - афоризмы с разными утверждениями. Выразите свое отношение к предложенным текстам по четырем пунктам:
- это для меня неожиданное суждение
- это вызывает согласие и поддержку
- об этом хочется поговорить подробнее
- у меня на этот счет противоположное мнение
В зависимости от возникшего отношения расположите карточку с текстом на соответствующий стенд.
Работа с цитатами.
У известного публициста С.Соловейчик в книге есть слова: "Написал бы кто-нибудь книгу. Как научить детей:.. вот была бы настоящая педагогика" Что бы вы написали на месте пропущенного слова? Расскажите почему?
Представление вариантов слов. Звучит вариант С.Соловейчика. "Написал бы кто-нибудь книгу "как научить детей.:Задавать вопросы : - вот была бы настоящая педагогика ". Почему именно вопросы? (звучат ответы с места) Вопрос - это сомнение. А сомнение никогда не позволит человеку возвыситься над другим. Настоящее знание начинается с вопроса. Если вопрос не возникает, значит, знания в тебя насильно вкладывают, а в этом случае и учиться не хочется. Вопрос - это беспокойство, которое проходит, если найден ответ. Попробуйте создать свои вопросы. Каждый вопрос надо будет записать на отдельной полоске бумаги. Предложите вопрос: стране, городу, миру, себе. (Вопросы записывают, собирают, читают - отвечают).
Конкурс знатоков права.
- Какая страна является родиной юридического образования? (Древний Рим)
- Кем из великих философов прошлого введен в научный оборот термин "правовое государство"? (Кант)
- Как называется основной закон государства? (Конституция)
- Как называется юридический документ, в котором систематизированы и объединены нормы права, регулирующие область общественных отношений? (Кодекс)
- В какой известной сказке С.Маршака нарушено правило ребенка на заботу и попечение родителей? (12 месяцев).
- В какой сказке Ш.Перо нарушено право ребенка: "Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть"? (Золушка)
- В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином? (3 поросенка)
- В какой сказке Х.Андерсана нарушено право ребенка "Ребенок не обязан быть как все"? (Гадкий утенок)