Гражданин и гражданственность

Разделы: История и обществознание


Цель: Развивать у студентов интерес к проблеме, гносеологическое происхождение понятия, осознание себя как гражданина. Воспитывать культуру дискуссии, умение слушать и слышать, умение высказывать свою точку зрения, развивать культуру общения.

Оборудование: словари, понятия, вопросы "миру", "городу", "стране", "себе".

Ведущий: Поговорим сегодня о человеке- гражданине. Кого же мы называем человеком - гражданином? Эта тема актуальна тем, что вам, будущим учителям нужно будет выбрать приоритетные направления в воспитательном процессе и способы формирования у учащихся гражданских качеств и гражданской позиции. Поэтому важно установить какие признаки представляют содержание понятия " гражданственность". При определении его компонентов мы исходим из того, что примерная модель признаков гражданственности должна содержать существенные внутренние закономерности, связи признаков, вскрывать их сходство и различия, то, что позволяет объединить в систему, а также структурировать:

(Работа с понятием "гражданственность")

1. Подбор сходных понятий - подбор синонимов (значение одно, а звучит по другому)

  • Патриотизм
  • Порядочность
  • Принципиальность

Какими еще качествами может обладать человек - гражданин?

2. Подбор противоположных понятий (антонимы)

  • Что противоположно этому понятию, качеству?
  • Если нет такого качества, то, как назвать такого человека?
  • Почему некоторые люди говорят, что гражданственность является не главным качеством?

3. Определение преимущественных качеств. Выявить положительные стороны.

  • Чем это качество особенно ценно?
  • Необходимо ли это качество педагогу?
  • Что может случиться с тобой, если ты не будешь обладать этим качеством?
  • Какие преимущества дает человеку владение этим качеством?

4. Определите недостатки качества.

  • Есть ли недостатки у этого качества? Какие?
  • Можешь ли ты попасть в беду из-за этого качества?
  • Существует ли закон, который дает право, ограничения этого качества?

Качества, сформированности которых определяет степень приближения личности к идеалу, гражданина мы с вами определяли. Давайте, сравним определение с научным понятием "гражданин" в разных толковых словарях.

Работа со словарями (Ожегова, педагогический, философский) высказывание определений.

Философы, педагоги утверждают, что понятие рождается не из фактов, а из мыслей. Мир безграничен, значит мыслей тоже. На столе у вас набор карточек - афоризмы с разными утверждениями. Выразите свое отношение к предложенным текстам по четырем пунктам:

  • это для меня неожиданное суждение
  • это вызывает согласие и поддержку
  • об этом хочется поговорить подробнее
  • у меня на этот счет противоположное мнение

В зависимости от возникшего отношения расположите карточку с текстом на соответствующий стенд.

Работа с цитатами.

У известного публициста С.Соловейчик в книге есть слова: "Написал бы кто-нибудь книгу. Как научить детей:.. вот была бы настоящая педагогика" Что бы вы написали на месте пропущенного слова? Расскажите почему?

Представление вариантов слов. Звучит вариант С.Соловейчика. "Написал бы кто-нибудь книгу "как научить детей.:Задавать вопросы : - вот была бы настоящая педагогика ". Почему именно вопросы? (звучат ответы с места) Вопрос - это сомнение. А сомнение никогда не позволит человеку возвыситься над другим. Настоящее знание начинается с вопроса. Если вопрос не возникает, значит, знания в тебя насильно вкладывают, а в этом случае и учиться не хочется. Вопрос - это беспокойство, которое проходит, если найден ответ. Попробуйте создать свои вопросы. Каждый вопрос надо будет записать на отдельной полоске бумаги. Предложите вопрос: стране, городу, миру, себе. (Вопросы записывают, собирают, читают - отвечают).

Конкурс знатоков права.

  1. Какая страна является родиной юридического образования? (Древний Рим)
  2. Кем из великих философов прошлого введен в научный оборот термин "правовое государство"? (Кант)
  3. Как называется основной закон государства? (Конституция)
  4. Как называется юридический документ, в котором систематизированы и объединены нормы права, регулирующие область общественных отношений? (Кодекс)
  5. В какой известной сказке С.Маршака нарушено правило ребенка на заботу и попечение родителей? (12 месяцев).
  6. В какой сказке Ш.Перо нарушено право ребенка: "Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть"? (Золушка)
  7. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином? (3 поросенка)
  8. В какой сказке Х.Андерсана нарушено право ребенка "Ребенок не обязан быть как все"? (Гадкий утенок)