Цели:
Обучающие: Познакомить с эпохой Петра, его делами.
Развивающие: Развивать речь учащихся, умение давать оценку исторических событий, приучать к активному усвоению исторических фактов, формировать историческое мышление.
Воспитывающие: Воспитывать у учащихся российское гражданское самосознание, интерес к истории России.
Ход урока
1. Повторение. Кроссворд.
1) Запись событий по годам (летописи).
2) 4 апреля 1147 год.
3) Как назывались специальные государственные
учреждения, которые появились при Иване Грозном? (приказы)
4) Памятники строительного искусства (зодчество).
5) Великий русский иконописец, автор знаменитой
иконы “Троица” (Рублев).
6) Золотой жезл, украшенный драгоценными камнями -
один из символов государственной власти (скипетр).
7) Как называлась грамота, которая давалась
русским князьям во времена монголо-татарского
ига? (ярлык)
ИМПЕРИЯ – могущественное, сильное государство, в состав которого входят разные народности.
2.Собщение темы раздела. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Сообщение темы и целей урока. ЦАРЬ ПЕТР ПЕРВЫЙ И ЕГО ДЕЛА.
Эпиграф к уроку: “То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник”.
А.С.Пушкин.
Беседа.
1) Что известно о Петре I (первый император, учредил в 1700 году празднование Нового года)
- О Петре I можно говорить очень много, но мы будем говорить о тех его делах, которые позволили России стать империей, т. е. сильным могущественным государством. Но чтобы говорить о делах, нужно иметь представление о человеке, как о личности.
План.
1. Характеристика личности.
а) внешность (величав, красив, силу имел
необыкновенную)
б) характер (строг, прост в обращении…)
в) стремление и идеалы, образ жизни (трудолюбивый,
любознательный…….)
2. Деятельность Петра I.
а) 1700 год (20 лет) Северная война. (Выход в
Балтийское море)
б) создание регулярной армии и флота.
в) строительство Санкт-Петербурга (1703 год)
ВНЕШНОСТЬ.
- Рассмотрите портрет ПетраI, что можете сказать о внешности этого человека?
- Работа с учебником, стр.113, первый абзац. (словарь: аршин)
- Сообщение ученика. (Петр I был необыкновенно красив и величав, смуглый лицом, с черными бровями и волосами. Силу имел необыкновенную. Раз в беседе с польским королем свернул в трубку 2 серебряных тарелки, а в Амстердаме во время ветра рукой остановил ветряную мельницу, чтобы рассмотреть ее).
Вывод: Что главное можно отметить во внешности Петра I(величав, силу имел необыкновенную).
ХАРАКТЕР.
1. Работа с учебником.
- Что говорится о характере Петра I? Прочитайте
об этом в учебнике стр.112, последний абзац.
- Кто мог ненавидеть царя? Кто с любовью и
уважением к нему относился?
2.Сообщение ученика. (Нещадно наказывал Петр тех, кто не соблюдал чистоту и порядок в городе. Извозчиков за неосторожную езду в первый раз порол кнутом, а во второй раз - ссылал на каторжные работы, то же наказание ждало и тех , кто свозил и выбрасывал мусор в реку Неву).
- О какой черте характера говорит этот факт? (строгий, требовательный, любил дисциплину…..)
Учитель:
- А еще Петр I запретил падать перед ним на колени или на землю, как было заведено раньше, а велел просто кланяться. А этот факт, о какой черте характера говорит? (прост в общении …)
СТРЕМЛЕНИЕ И ИДЕАЛЫ.
1. Работа с учебником стр.112, абз.3.
Словарь: верфи – сооружение для постройки и ремонта судов.
(Выполнял тяжелую работу, почтительно, с уважением выслушивал указания – трудолюбивый и любознательный, не умел сидеть без дела...).
Вывод. Петр I был сильным и энергичным человеком, обладал железной волей, постоянно целеустремленно учился. Учился в Голландии плотницкому делу, в Англии в совершенстве научился морскому искусству, кораблестроению. Знал много ремесел и требовал от других знания своего дела.
“Я – ученик и нуждаюсь в учителях”.
- Когда Петр I учился в Голландии, учитель Схельтема писал о Петре “Повсюду он проявлял необыкновенную любознательность, которую часто не могли удовлетворить познания тех, к кому он обращался с расспросами. Его тонкая наблюдательность, особый дар ума не уступали его необыкновенной памяти. Многие поражались его особой ловкости в работе, которой он превосходил иногда даже более опытных в деле людей”.
- Помимо этого Петр I был храбрым воином, умел держать шпагу, был прекрасным дипломатом и политиком, в чем можно убедиться, ознакомившись с его делами.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕТРА ПЕРВОГО.
- Для России Петр I сделал много, но мы будем говорить о тех событиях, связанных с именем Петра, которые позволили России стать империей – могущественным государством.
СЕВЕРНАЯ ВОЙНА.
1) Работа с учебником. Стр. 114, абз.2..
- Что говорится об этой войне?
- Казалось бы, человек, который стремился к знаниям, учился строить, а не разрушать и вдруг начинает войну. Наверное, этому есть объяснение?
- Самое выгодное для России было Балтийское море, раньше оно называлось Варяжское, но шведы когда-то в трудные для России времена завладели нашими землями по берегу этого моря. Поэтому П.П. решил вернуть это старинное русское достояние.
2) Сообщение ученика.
- В1700 году Россия начала войну со Швецией, получив название Северной. Длилась война более 20 лет. Самое крупное сражение произошло в 1709 г. У города Полтава (показать на карте). Много крови было пролито, много было убитых и раненых. А.С. Пушкин писал:
“Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон”
- Во главе одного из полков сражался П.П..Одна
вражеская пуля пробила седло его лошади, другая
разбилась о крест на груди царя.
- Чем закончилась война? Прочитайте об этом на
стр. 114. (выход в Балтийское море).
- Что значило для России получить выход в
Балтийское море? (стали налаживаться
дипломатические отношения, торговля, искусство
и.т. д.).
СОЗДАНИЕ АРМИИ И ФЛОТА.
1) Работа с учебником и по иллюстрации.
- Что еще изменилось в России в ходе Северной войны? Прочитайте об этом в учебнике на стр.114, 115. – создание регулярной армии.
Словарь: рекрут.
2) Работа с учебником. Стр. 115, абз.2.-создание флота.
Словарь: фрегаты – военные трехмачтовые корабли, несшие разведывательную службу.
- Особенно привлекало П.П. корабельное дело. Он
мог не только руководить постройкой судов, но сам
с топором в руках участвовал в возведении
множества кораблей.
- Какое значение для России имело создание флота?
(укрепление водных границ, защита государства …)
СТРОИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
1) Просмотр фильма. (В 1703 г. На отвоеванных у шведов землях в устье реки Невы на Заячьем острове строится город Санкт –Петербург-“город святого Петра”...)
2) Работа с учебником. Стр.116.
Словарь: судостроительные верфи – сооружения для ремонта и строительства судов.
3) Работа с картой: найти и показать на карте город.
- В чем особенность строительства нового
города? (Город строился по заранее намеченному
плану. Санкт -Петербург вскоре становится
столицей России…)
- Какие важные промышленные предприятии
появились в городе?
4) Работа с иллюстрацией стр. 114.
- Набережная реки Невы. Адмиралтейство - место постройки судов и здание морского ведомства. Огромные корабли. Много строительного материала требовалось, и с этой целью в России стали выращивать специальные корабельные леса - лиственницу.
Петр любил новый город, как и все государство.
Вывод по уроку: Учебник, стр. 117.
При Петре I Россия стала могущественной европейской державой. Эпоха правления Петра стала переломной в истории России.
Петр I – одаренный человек, мудрый государственный деятель, талантливый полководец и дипломат.
Тест-эрудит.
1) Главный морской порт России на севере до основания Санкт-Петербурга:
А) Мурманск;
Б) Архангельск;
В) Астрахань.
2) Укажи год основания Санкт-Петербурга:
А)1703 г.;
Б) 1704 г.;
В) 1705 г..
3) Укажи цель ведения Северной войны:
А) захватить шведские земли;
Б) расширить границы Российского государства;
В) захватить выход в Балтийское море.
4) К кому относятся слова: “То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник.”
А)Ивану Грозному;
Б) Петру I;
В) Александру Невскому.
5) Петра I назвали великим за
А) Высокий рост (2м 4 см );
Б) строительство Санкт – Петербурга;
В) труд во славу России.
Домашнее задание.
1. Используя материал учебника и дополнительную
литературу, подготовьте сообщения о других делах
Петра I.
2. Сравнить личностные качества Петра Великого с
личностными качествами Ивана Грозного, написать
свое отношение.
Литература.
1. Ворожейкина Н. И. , Виноградова Н..Н Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России для 3 класса четырехлетней начальной школы.
2. Майорова Н.О. Русская история для младшего школьного возраста. –М.:Белый город, 2006.-С.92-95.
3. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей.-М.:Росич,1994.-С.315-412.
4. Энциклопедия для детей. Т.5. Ч.2.-М.:Мир энциклопедий Аванта+,2007.
5. Школьная энциклопедия “Руссика”. История России. 18-19 вв.-М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.-736 с., с ил.