Факультативное итоговое занятие по истории Древней Греции на тему "Архаическая Греция" (5-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель:

  1. обобщить знания, полученные на уроках и факультативных занятиях о разных видах государственного устройства;
  2. углубить знания учащихся по истории Древней Греции до персидского нашествия (VIII–VI вв. до н.э.), во время которого происходила Великая греческая колонизация;
  3. устанавливались тирании;
  4. творили греческие мудрецы.

Задачи:

Обучающая: ввести новое понятие – архаика; познакомиться с творчеством древнегреческих мудрецов; провести внутрипредметные связи с другими древними цивилизациями;

Развивающая: развитие хронологических умений, умений готовить устное сообщение на заданную тему; умение классифицировать признаки политических устройств (деспотия, тирания, демократия), пополнение и работа с понятийным аппаратом.

Воспитательная: пробуждать любовь к чтению, активность, коммуникабельность, чувство коллективизма.

Структура занятия:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Разминка.
  3. Самостоятельное задание по материалам прошлого занятия.
  4. Сообщения учащихся “Великие греки древности”.
  5. “Копилка крылатых выражений”.
  6. Викторина.
  7. Итоги, задания.

1. Мы продолжаем изучать историю античной цивилизации. Мы познакомились с независимыми греческими городами древнейшей Греции, прикоснулись к поэтичному миру олимпийских богов, изучили особенности политического устройства греческих полисов. На прошлом занятии подробно изучили такое политическое устройство, как тирания в сравнении с деспотией. Такая форма власти устанавливается в VII–VI вв. до н.э. В это же время греки бороздят Средиземное и Черное моря, основывая на их берегах многочисленные процветающие колонии. В это же время в Древней Греции жили и творили знаменитые мудрецы. Сегодня на занятии мы продолжим эту тему и откроем рубрику под названием “Знаменитые греки древности”.

Давайте вспомним определения понятий античность.

Античность (от лат. antiguus – древний), в широком смысле слова “древность”. В узком и более употребительном значении – Греко-римская древность(история и культура Древней Греции и Древнего Рима). Античным миром в начале XVIII века называли весь известный круг древних цивилизаций. Однако новые исследования сузили рамки понятия до истории и наследия Древней Греции и эллинистических государств, Древнего Рима и отчасти Византии. Античность занимает особое место в истории как общая основа европейской, и в немалой степени мировой культуры. Она оказала огромное влияние на языки, искусство, политические и религиозные взгляды, философскую и юридическую мысль.

Затем вводится новое понятие – архаика. Оно тесно связано с искусствознанием. Поэтому необходимо подробно объяснить все термины, которые встречаются в определении. Поэтому изучаемый период истории Древней Греции мы можем назвать еще архаической Грецией.

Архаика (от греч. archaios - древний, archaikos – старинный, древний) ранний этап в развитии какого-либо явления. В искусствознании – ранний период развития искусства Древней Греции (VII –VI вв. до н.э.). В эпоху архаики, бывшей временем становления греческих полисов и интенсивного сложения древнегреческой культуры, формируются основные градостроительные принципы, виды храмов, жилых и общественных зданий. Получает развитие ордерная система. Появляются новые типы монументальной скульптуры. В вазописи чернофигурный стиль уступает место краснофигурному стилю. Сохраняя монументальность и целостность, свойственные памятникам древнейших цивилизаций, греческое искусство эпохи архаики постепенно обретает самобытность и яркие гуманистические черты.

2. Разминка.

Что лишнее? Почему?

А) Дионис, Гермес, Гефест, Солон, Аполлон.

Б) Ионийцы, дорийцы, мидийцы, ахейцы.

В) Афины, Милет, Фивы, Коринф.

Г) Микены, Пантикапей, Сибарис, Ольвия, Херсонес.

Хронологическое задание.

Расставьте даты в хронологическом порядке. Объясни, что лишнее.

594 г. до н.э.. 612 г. до н.э., 1200 г. до н.э., VIII в. до н.э., около 1500 г. до н.э.

3. Учитель читает текст, не произнося слово тиран или тирания. Учащиеся должны определить о ком или о чем идет речь.

(Тираны) Они появились в Древней Греции, но слово живет до сих пор. Оно стало названием жестоких правителей всех времен и народов. (Тираны) нового времени напоминают своих греческих предшественников не только своей кровожадностью, но и другими чертами: они обычно провозглашают себя защитниками народа; они стараются прославить свое имя, возводя огромные здания и содержа людей, воспевающих их величие. О ком идет речь? (Тираны, тирания)

Задание: мы с вами познакомились с основными признаками таких форм правления как деспотия, тирания и демократия. Одна из них зародилась на Востоке. Две другие возникли в Древней Греции. Попробуйте отнести признаки политического устройства к той или иной форме правления.

а) Царская власть имеет божественный характер;

б) власть захватывается силой, правление своевольно;

в) высшая власть принадлежит собранию мужчин-граждан;

г) власть передается по наследству;

д) одна из функций государства - поддерживать в порядке оросительную систему;

е) каждый гражданин может внести любой вопрос, проект закона в повестку дня и выступить со своей точкой зрения;

ж) для утверждения власти необходима поддержка народа, поэтому эти правители заигрывали с народом, их еще называли друзьями “толпы”, “черни”.

з) античные историки осуждали эту форму правления, но писали, что обычно при ней “совершались великие и достойные удивления деяния”;

и) органы власти выборные на определенный законом срок.

Ответы.

Деспотия Тирания Демократия
а, г, д. б, ж, з. в, е, и.

4. Учитель. Итак, в VII–VI вв. до н.э. в Греции правили тираны, образовывались греческие колонии. Вернемся назад в VIII в. до н.э.. Как бы вы охарактеризовали этот век в греческой истории?

На основе отрывков из текста определи его название, автора, время написания.

Чтение отрывков произведений Гомера “Илиада”, Одиссея”, отрывок из “Теогонии” Гесиода. (Возможен вариант чтение отрывков учащимися наизусть, если появится такое желание.)

Учащиеся называют имена великих греков древности.

Оказывается время архаической Греции – это еще время великих мудрецов. Родоначальниками эллинской мудрости считали семь древних мудрецов. Жили они до завоевания персами Ионии. Они почитались как знатоки человеческих и мировых порядков. По всей Греции ходили их краткие изречения типа: мертвых не хули; чужой беде не смейся,; знай всему пору; в счастье не возносись, в несчастье не унижайся. Иногда древние мудрецы излагали свои мысли в стихах: почти все они были поэтами. Первым среди них был Фалес из Милета.

Далее следуют сообщения учащихся о Фалесе Милетском, Солоне, Пифагоре и других мудрецах. Для сообщений учащихся можно рекомендовать материал из учебника Н.Н. Трухиной История Древней Греции или энциклопедию школьника “Всемирная история в лицах. Древний мир”, “Древний мир-2”.

5. Пришло время пополнить нашу “Копилку крылатых выражений”.

Давайте вспомним, кто ввел в оборот словосочетание крылатые выражения и что оно означает? (Работаем с мифологическим словарем.)

“Рог изобилия”
“Данайцы, дары приносящие” и т.д.

Как появилось слово герметичный?

Оказывается оно произошло от имени Гермеса. Гермес – сын Зевса и плеяды Майи, вестник богов, покровитель торговли, послов, глашатаев, путников дорог. Имя его связывают со словом “герма” - каменный столб, служивший путевым знаком. Его обычные атрибуты – золотые крылатые сандалии и золотой жезл, обвитый змеями (кадуцей), который мог усыплять и пробуждать любого из людей. Он был проводником душ умерших в Аид (Гармес Психопомп). Гермес покровительствовал героям. Он был ловким похитителем и плутом. Позднее его почитали также как покровителя магии – Гермес Трисмегист, т.е. Трижды Величайший. От его имени средневековые алхимики ввели слово “герметический”, т.е. закрытый, тайный, непроницаемый.

6. Далее можно провести викторину по истории других древних цивилизаций для того, чтобы история Древней Греции не воспринималась отдельно, обособленно от всего Древнего мира. Викторина подготовлена старшеклассниками и состоит из самостоятельных разделов. Возможен вариант проведения викторины старшеклассниками. Можно путем жеребьевки распределить разделы между отдельными учащимися или группами.

“Семь чудес света”

  1. Кому посвящен знаменитый храм, построенный в Эфесе? В каком веке он построен? Какова его судьба? (Артемиде, IV в. до н.э.)
  2. Из чего была вырезана статуя Зевса Олимпийского? Автор работы (Дерево, Фидий).
  3. Какая пирамида Древнего Египта самая высокая? Какова ее высота? (Хеопса, почти 150 м.)
  4. Когда была построена пирамида Хеопса в Египте? (2600 г. до н.э.)
  5. Какого бога изображала статуя Колосс Родосский? (Бог солнца Гелиос.)
  6. В каком веке были посажены “Висячие сады Семирамиды”? (VI в. до н.э.)
  7. Для кого был построен Галикарнасский мавзолей? (Царь Мавсол.)
  8. Как обычно называют выдающее сооружение искусства, например, Московский Кремль? (Восьмое чудо света.)

Мифология.

  1. Назовите имена бога Солнца в египетской мифологии. (Ра, Амон, Амон-Ра.)
  2. Назовите имя убийцы Осириса в египетском мифе. (Сет.)
  3. Как звали владыку царства мертвых в Древней Греции? (Аид.)
  4. В каких животных превратились морские разбойники, схватившие Диониса? (Дельфины.)
  5. Где проживали главные греческие боги? В какой древней цивилизации боги тоже жили на вершине горы? (Олимп, Древняя Индия.)
  6. Как называется религия, в которой много богов? (Многобожие, политеизм.)
  7. Как звали египетского бога с телом человека и головой шакала? (Анубис.)
  8. Кто проглотил чудесную “траву жизни” в “Сказании о Гильгамеше”? (Змея.)

Финикия.

  1. В Финикии умели изготавливать ткани, окрашенные в определенный цвет. Ткани считались царской роскошью. Назовите этот цвет. (Пурпур.)
  2. Финикийские купцы промышляли “живым товаром”. О ком идет речь? (Рабы.)
  3. В каком веке был основан Карфаген? (IX в. до н.э.)
  4. Сколько букв в финикийском алфавите? (22 согласные.)
  5. Важное изобретение финикийцев, незаменимое в повседневной жизни. (Прозрачное стекло)
  6. Финикийцы плавали по Средиземному морю и основывали мирные поселения с целью ведения торговли. Как они называются? (Колонии.)
  7. Каким буквам русского алфавита соответствуют эти буквы? (Изображения букв финикийского алфавита, по которым можно догадаться.)
  8. Какое географическое открытие сделали древние финикийцы? (По приказу египетского фараона обогнули Африку.)

Библейские сказания.

  1. Что в переводе означает слово Библия? (Книга.)
  2. Как называются первые одиннадцать глав Библии? (Бытие.)
  3. Другое название Библии? (Священное Писание.)
  4. Кого считают основателем религии древних евреев? (Моисей.)
  5. Где Бог вручил Моисею каменные скрижали? (На горе Синай.)
  6. Как звали богатыря из библейских сказаний, сила которого заключалась в волосах? (Самсон.)
  7. Сколько основных заповедей в Ветхом Завете? (10.)
  8. Как называется Вторая часть Библии? (Новый Завет.)

Гомер.

  1. Объясните значение выражения “кануть в Лету”. (Пропасть навсегда.)
  2. В каком веке, по мнению ученых, жил Гомер? (VIII в. до н.э.)
  3. Назовите знаменитые произведения Гомера. (Илиада, Одиссея.)
  4. Кто нашел знаменитую Трою? (Генрих Шлиман.)
  5. Кому помогали боги Аполлон и Афродита в Троянской войне? (Троянцам.)
  6. Кто придумал хитрость с Троянским конем? (Одиссей.)
  7. Как звали жену Одиссея? (Пенелопа.)
  8. На каком острове жил отважный Одиссей? (Итака.)

Вавилон.

  1. В каком году вступил на престол царь Хаммурапи? (1792 г. до н.э.)
  2. Из какого материала сделана стела с законами царя Хаммурапи, найденная учеными в городе Сузы? (Базальт.)
  3. Какой знак власти был вручен царю Хаммурапи богом солнца Шамашем? (Жезл.)
  4. Назовите имя немецкого археолога, который в течение 20 лет производил археологические раскопки в поисках Вавилона. (Роберт Кольдевей.)
  5. Какой библейский миф связан с древним Вавилоном? (О вавилонской башне.)
  6. Вавилон – это греческое произношение названия города. Как оно звучало изначально? Что в переводе означает это слово? (Баб – Илу или Баб Или – ворота Бога.)
  7. Кому была посвящена вавилонская Дорога Процессий? (Богу Мардуку.)
  8. В вавилонской башне находилась каменная утка. Каково ее предназначение? (“Истинный талант” – эталон, ее вес был 29,68 кг.)

7. Подведение итогов. Задания к следующему факультативному занятию.

Литература

  1. Боги и люди Древнего мира. Краткий словарь. М., 1994.
  2. Мифологический словарь. Античные мифы и легенды. М., 1993.
  3. НемировскийА.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. Античность: история и культура. М., 1994.
  4. Трухина Н.Н. История Древней Греции. М.,1996.
  5. Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах Древний мир. М., 1999.
  6. Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах Древний мир-2. М., 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тезисы.DOC.

Факультативное итоговое занятие по истории Древней Греции.

 

“Архаическая Греция”.

Разработано и проведено для учащихся 5 –х классов.

 

Цель: обобщить знания, полученные на уроках и факультативных занятиях о разных видах государственного устройства, углубить знания учащихся по истории Древней Греции до персидского нашествия ( VIII – VI вв. до н.э.), во время которого происходила Великая греческая колонизация, устанавливались тирании, творили греческие мудрецы.