История и обществознание
-
Внеклассная работа: "Родина – это часть тебя, а ты – часть ее" 2011
Академик Д.С. Лихачев: "Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать? .." Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории и прошлого своей Родины.
-
Повторительно-обобщающий урок "Образование централизованных государств в Западной Европе XI–XV вв." 2011
На примерах трех стран методом сравнения показан процесс создания централизованного государства. При закреплении материала учащиеся называют причины, движущие силы, этапы развития и последствия образования централизованного государства во Франции, Англии и Испании. Учащиеся приходят к выводу о закономерности образования централизованного государства после периода феодальной раздробленности и наличии особенностей в отдельных странах.
-
Программа элективного курса по обществознанию "О политике" 2011
Изменения в общественной жизни, характер этих изменений выдвинули на первый план формирование у современных школьников таких качеств, как умение понимать общественные процессы, адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, критически мыслить, формулировать выводы и принимать самостоятельные обоснованные решения, принимать ответственность на себя, умение общаться с людьми. Именно требования времени стимулировали создание данного элективного курса.
-
Портфолио методического объединения 2011
В статье рассказывается об общих принципах построения и структуре портфолио методического объединения учителей гуманитарных предметов, призванного систематизировать результаты работы педагогов в течение учебного года, проанализировать степень реализации программы развития образовательного учреждения и оценить успешность педагогов при представлении анализа работы администрации в конце учебного года.
-
Методические рекомендации учителям и ученикам по организации проектной деятельности в школе 2011
В работе представлены методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ, общие правила для руководителя проекта, памятка руководителю проекта. Описаны этапы проведения проекта. Представлены материалы для диагностики учащихся на выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности.
-
Образовательная программа дополнительного образования "Мир русской истории" 2011
В работе представлен учебно-методический план для работы с темами: «Династия Рюриковичей», «Междинастия. Смутное время», «Династия Романовых» и «Российская государственность».
-
Тема урока: "Россия в первой половине XIX века" 2011
В ходе урока учащиеся вспоминают основные итоги развития России в конце XVIII века, а также характеризуют социально-экономическое положение России в начале XIX века.
-
Население Москвы в начале XX века. 10-й класс 2011
Урок знакомит учащихся с жизнью и бытом людей определенного периода истории нашей страны; дается характеристика разным категориям населения Москвы; показывается место их конкретного проживания в городе. Учащиеся делают сообщения о жизни москвичей начала века (московские праздники, московский транспорт).
-
Урок – лабораторное занятие на основе работы с текстовым и иллюстративным материалом: "Внешняя политика Советского Союза в 1964–1985 гг." 2011
Разработка урока предусматривает большой объем работы с иллюстративным, документальным и художественным материалом. Задача учителя на современном этапе образования состоит в том, чтобы научить школьников самостоятельно получать информацию из разнообразных источников, уметь ее анализировать, систематизировать, обобщать. Работа на уроке с различными источниками информации поможет ему наработать вышеперечисленные умения.
-
Организация исследовательской деятельности на уроках истории с применением информационно-коммуникационных технологий 2011
Приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности является одним из перспективных путей совершенствования исторического образования. Каждый учебный год я организую исследовательскую практику по истории, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития. Основная цель: формирование культуры исторического мышления, способности из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать.
-
Урок «Экономическое развитие России в XVIII в.» 2011
В статье представлен урок истории для учащихся 10-х классов и студентов I-го курса НПО и СПО. Особенностью данного урока является работа по алгоритму и составление «интеллект-карты». При изучение нового материала используется как самостоятельная работа, работа в малых группах, так и опережающее изучение материала.
-
Урок-диалог в 4-м классе "Священные книги религий мира" 2011
Открытый урок в 4-м классе в курсе «Основы мировых религиозных культур». Этот урок является вторым в изучении священных книг основных религий мира и седьмым в рамках вышеназванного курса. Методической особенностью урока является нетрадиционна форма его проведения – урок-диалог с элементами игры. Урок способствовал воспитанию положительного отношения к разным религиозным традициям, выработке представлений о единых общечеловеческих ценностях.
-
Викторины по истории России 2011
Предлагаю несколько тем викторин, вопросы для которых составлены мною по материалам прочитанных книг. Викторины позволят разнообразить уроки, активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Формы проведения викторин учитель выбирает сам. Обучающимся можно заранее предложить список произведений, тексты которых помогут отлично справиться с заданиями викторин.
-
Индивидуальные карточки по истории России для 9-х классов 2011
Данная самостоятельная работа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление имеющихся у обучающихся знаний отечественной истории, получение ими целостных представлений о месте и роли России во всемирно-историческом процессе, на понимание общих закономерностей развития человеческого общества и особенностей исторического пути России.
-
Урок "Русские княжества в период феодальной раздробленности" 2011
В статье представлен урок истории для учащихся 10-х классов и студентов I курса НПО и СПО. Изучение темы рассчитано на один академический час. Особенностью урока является работа по алгоритму и составление "интеллект-карты". Изучение нового материала происходит по группам самостоятельно.
-
"Прошедшее — в настоящем". (Некоторые особенности личности Бориса Годунова) 2011
Автор на уроке знакомит учащихся с личностью Б. Годунова через интеграцию истории, литературы и музыкального искусства. Показывает, как менялась трактовка личности Бориса Годунова в разные исторические эпохи, как раскрывает трагедию Б. Годунова М.П. Мусоргский в опере "Борис Годунов"; подчеркивает многогранность человеческой натуры в целом и взаимосвязь прошлого и настоящего.
-
Игровые технологии на уроках истории 2011
Представлен урок в форме игровых технологий. Развивается интерес к предмету. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых технологиях эти же средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
-
Викторина по Второй мировой войне (катехизис) 2011
Учащиеся знакомятся с материалами викторины в форме катехизиса. Знакомятся с ветеранами ВОВ.
-
Деловая игра "Наш школьный референдум" 2011
Деловая игра проводится в рамках элективного курса «Я будущий избиратель» среди старшеклассников, родителей и учителей. Она способствует повышению правовой культуры населения, развитию творческих способностей и умения применять информацию при решении правовых задач.
-
Урок обобщения в 10-м классе по теме "Роль Петра в истории России" 2011
Урок обобщения в профильном социально-гуманитарном 10-м классе проводится с применением проблемных, интерактивных и информационно-коммуникативных технологий. Урок начинается с постановки проблемы, которую учащиеся формулируют сами, а потом в ходе работы в группах с историческими документами решают ее. Заканчивается урок дебатами и составлением синквейна.
-
Внеклассное мероприятие "Масленица" 2011
В нашей школе ежегодно проходят мероприятия, посвященные русской обрядовой культуре. Масленица – один из языческих праздников, дошедших до наших дней. Автор знакомит учащихся с обрядами русского народа.
-
Петр I: место и роль в российской истории. 10-й класс 2011
Автор на уроке объясняет ученикам особенности модернизации (реформ Петра I) в России, показывает на примере Петра Великого значение роли личности в истории.
-
Вопросы к олимпиаде по истории 2011
Статья представляет собой перечень вопросов по истории для проведения олимпиады.
-
Всеобщая история. Древняя Греция. 5-й класс 2011
В статье представлен кроссворд по всеобщей истории для 5-го класса.
-
Внеклассное мероприятие по истории России "Афганистан – боль в душе моей". 10–11-й классы 2011
Сценарий памятного вечера, посвященного выводу советских войск из Афганистана.
-
Социальные нормы и отклоняющееся поведение 2011
Конспект урока изучения нового материала по предмету «Обществознание», дающего представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе. Цель урока: воспитывать готовность к соблюдению социальных норм.
-
Урок-семинар по истории России. 10-й класс 2011
Открытый урок по теме «История древнерусского государства в исторических лицах». Цели урока: повторение основных этапов становления древнерусского государства и установление влияния князей-правителей (Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) на ход истории; обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства»; формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси.
-
Петр I и его внешняя политика 2011
Урок закрепления с целью проверить уровень знания учащихся, выяснить насколько хорошо усвоена тема, формировать у учащихся умения работать с картой, схемой, документами; воспитывать добросовестность и чувство коллективизма.
-
Урок обществознания в 11-м классе по теме "Свобода в деятельности человека" 2011
Урок обществознания в 11-м классе разработан для общеобразовательной школы. Форма урока: урок-проблема с использованием мультимедийной презентации. В статье представлен конспект урока, презентация и тестовые задания для проверки усвоения изученного материала.
-
Революционное народничество 60–70-х годов XIX века. 9-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с идеологией народничества; выясняют особенности идеологии, неразрывную связь народничества с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, ошибочные представления народничества. Урок учит извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст.