Цели урока:
- формирование у школьника современного видения мира;
- ознакомление с главными событиями и процессами истории Великобритании, Франции, Италии и Германии;
- развитие навыка самостоятельной работы.
Для проведения урока класс делится на 4 группы. Каждой группе заранее даётся задание подготовить материал или презентацию в программе Power point, а также составить кроссворд по выбранной стране для одной из групп.
Время: 2 урока.
Оборудование: проектор, компьютер, комплект раздаточного материала, карта «Европа во второй половине XX века»
План и этапы урока:
- Вводное слово учителя, создание игровой ситуации.
- Подготовка презентаций основных событий в истории ведущих стран Запада.
- Проведение презентаций.
- Подведение итогов презентаций.
- Закрепление материала урока путём разгадывания кроссворда.
- Проверка разгаданных кроссвордов.
ХОД УРОКА
1. Вводное слово учителя, создание игровой ситуации
Учитель говорит, что учащимся предстоит познакомиться с главными событиями и процессами послевоенной истории стран Запада и рассказать о них классу. Работая в группах, учащиеся должны преследовать две цели:
- выделять самые значимые исторические события;
- помнить о проблемах, которые существовали в истории страны.
У каждой группы к концу игры должна быть заполнена следующая таблица:
События конца 40-х-50-хгг. | События 60-хгг | События 70-х-80-хгг | События 90-хгг | События 2000-х гг |
Но группа вправе избрать самостоятельный подход к форме презентации.
2. Подготовка презентации основных событий в истории ведущих стран Запада
ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ (Приложение 1)
Вопросы и задания для учащихся
- У. Черчилль назвал итоги Второй мировой триумфом и трагедией Великобритании. В чём, по вашему мнению, заключались триумф и трагедия?
- В чём проявились «рудименты» императорского мышления Великобритании в 50-90-е гг.? Какое влияние они оказали на внешнюю политику государства?
- Экономическое развитие Великобритании в 60-70-е гг. характеризуется как стагфляция. Какие способы выхода из кризиса были предложены М. Тэтчер? Каковы результаты тэтчеризма?
- Причины, которые обусловили приход к власти лейбористовв1997 году. Какую роль в их победе сыграл пересмотр партийной программы?
- Проанализируйте документ. Выполните задание к нему.
ИСТОРИЯ ФРАНЦИИ (Приложение 2)
Вопросы и задания для учащихся
- Каковы причины роста политической активности и влияния Французской коммунистической партии по окончании Второй мировой войны? Почему французским коммунистам не удалось закрепить это влияние?
- Почему в 1984 году французы отказали в поддержке левым?
- Как можно назвать партийную систему Франции?
- Дайте характеристику личности президента Ф.Миттерана и объясните причины столь длительного пребывание его у власти?
- Проанализируйте документ. Выполните задание к нему.
ИСТОРИЯ ИТАЛИИ (Приложение 3)
Вопросы и задания для учащихся
- Как был осуществлён выход Италии из фашистского блока в годы Второй мировой войны?
- Почему по окончании войны быстрыми темпами идёт демократизация Италии? Какие факты это подтверждают?
- Определите особенности политического устройства Италии. Какие политические партии определяют развитие Италии в послевоенный период?
- Как эволюционировали левые силы в Италии (социалисты и коммунисты)?
- Проанализируйте события, приведённые в таблице. О каких особенностях политической жизни Италии в послевоенный период вы узнали?
ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ (Приложение 4)
Вопросы и задания для учащихся
- Журналисты придумали «формулу» решений о послевоенном устройстве Германии – «4Д+О»: денацификация, демократизация, демилитаризация, декартелизация и оккупация. Какие из этих принципов были реализованы в западной зоне оккупации?
- Как на политической карте Европы появилось два немецких государства?
- Каковы значение и политические последствия разрушения Берлинской стены, создания единой Германии?
- В чём выразилось сближение позиций ведущих политических сил Германии – социал-демократов и христианских демократов после прихода к власти канцлера Шрёдера?
- Проанализируйте документ. Охарактеризуйте государственное устройство Германии.
После презентаций каждая группа получает кроссворд для закрепления изученного материала.