Обучающиеся 5-го класса увлечённо занимаются историей, им интересно всё новое, поэтому на уроке по этой разработке проводится игра типа “Поле чудес”. С неё и начинается урок, чтобы настроить учеников на активность. Для игры “Поле чудес” надо оформить доску: нарисовать 6 квадратов.
Главная цель данного урока: рассказать о местоположении, природе, занятиях жителей Спарты (Лаконии), сравнить с Аттикой (Афинами).
Пятиклассникам даётся задание, суть которого – сравнение двух полисов: Спарты и Афин. Они должны вести запись сравнительной таблицы в рабочей тетради.
Для наглядности на уроке используется компьютерная презентация “Сравнительная таблица двух полисов Древней Греции”. Слайды этой презентации содержат ячейки таблицы, которые заполняются постепенно. Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку.
Для наглядности используется и диск по истории древнего мира, с помощью которого учитель объясняет, как была завоёвана Мессения.
Использование ИКТ на уроках истории в 5-м классе – эффективное средство повышения познавательной активности обучающихся.
Цели урока:
- Рассказать о местоположении, природе, занятиях жителей Спарты, сравнить с Аттикой.
- Воспитывать силу, ловкость на примере спартанцев,
- Развивать умение сравнивать события, сопоставлять факты.
Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск по истории древнего мира, презентация со сравнительной таблицей “Афины и Спарта”.
Оформление доски: нарисованы 6 квадратов для игры “Поле чудес”.
Этапы урока:
- мотивационная беседа,
- входной контроль,
- изучение нового материала.
Даты: 850 г. до н. э. – образование Спарты.
740 – 720 гг. до н. э. – завоевание Мессении.
Основные понятия: спартанцы, илоты, криптий, герусия, эфоры, фаланга, сесситии.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Вводное слово учителя:
На прошлом уроке мы познакомились с Афинским государством. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня, выполните следующее задание: ? ? ? ? ? ? здесь зашифровано слово. Отгадайте город, где жила Елена, из-за которой по мифу началась Троянская война. (Спарта). Итак, речь пойдёт о Спарте, но не о той, где жила Елена. Тот город был разрушен.
Задание классу:
- надо запомнить расположение Спарты,
- выяснить, как оно образовалось,
- понять его особенности,
- разобраться что такое спартанское воспитание,
- по мере объяснения нового материала, на экране будет открываться сравнительная таблица. (На экране открывается 1 колонка – название Афины и Спарта).
Название полисов | |
Афины | |
Спарта |
Но прежде давайте вспомним:
- где располагалась Древняя Греция?
- На какие части делилась?
- Где находилась Аттика? (открывается 2 колонка – расположение)
Название полисов | Расположение |
Афины | Средняя Греция |
Спарта |
- На какие группы делилось население Аттики? (открывается 3 колонка – население).
Название полисов | Расположение | Население |
Афины | Средняя Греция | Свободные, рабы |
Спарта |
- Перечислите занятия афинян. ( Открывается 4 колонка – занятия)
Название полисов | Расположение | Население | Занятия |
Афины | Средняя Греция | Свободные, рабы | Торговля, ремесло |
Спарта |
- В чём заключались реформы? (открывается 5 колонка – реформы)
Название полисов | Расположение | Население | Занятия | Реформы |
Афины | Средняя Греция | Свободные, рабы | Торговля, ремесло | Народный суд и собрание, отмена долгового рабства |
Спарта |
- Каково значение реформ Солона? (открывается 6 колонка – форма правления)
Название полисов | Расположение | Население | Занятия | Реформы | Форма правления |
Афины | Средняя Греция | Свободные, рабы | Торговля, ремесло | Народный суд и собрание, отмена долгового рабства | демократия |
Спарта |
- Изучение нового материала
Рассказ учителя: 2 значительным государством являлось Спартанское. Греки говорили, что их родина стоит на 2 ногах – это Афины и Спарта. Тема урока…
- Расположение Спарты и население (открывается 2строка–расположение Спарты) ученики работают с картой учебника
Название полисов |
Расположение |
Население |
Занятия |
Реформы |
Форма правления |
Афины | Средняя Греция | Свободные, рабы | Торговля, ремесло | Народный суд и собрание, отмена долгового рабства | демократия |
Спарта | Южная Греция |
- Спарта расположена на юго-востоке полуострова Пелопоннес. О происхождении названия рассказывается в мифе, который учитель рассказывает классу. После этого рассказа, ученики должны ответить на вопрос, в честь кого назван полуостров? (юноши Пелопса хитростью победившего царя, чтобы жениться на его дочери).
- Завоевание дорийцами – потомками Дора, сына Эллина, Лаконики и основание Спарты. Племя дорийцев вторглось с севера и на берегу реки Еврот основало Спарту. Спартанцы занимались военным делом. Строились фалангой (сомкнутый строй) в 8 рядов. Им надо было держать в повиновении илотов – рабов, которых было в 20 раз больше. Земля здесь была лучше, чем в Афинах. Также здесь жили периэки – переселенцы. (Открывается 2 и 3 строки–население и занятия Спарты).
Название полисов |
Расположение |
Население |
Занятия |
Реформы |
Форма правления |
Афины | Средняя Греция | Свободные, рабы | Торговля, ремесло | Народный суд и собрание, отмена долгового рабства | демократия |
Спарта | Южная Греция | Спартанцы, илоты, периэки | Военное дело |
- Реформы и управление: законы Ликурга. (Эфоры – надзиратели, на 1 год 5 человек). Запреты. (Открывается 4 и 5 строки–реформы и форма правления Спарты)
Название полисов |
Расположение |
Население |
Занятия |
Реформы |
Форма правления |
Афины | Средняя Греция | Свободные, рабы | Торговля, ремесло | Народный суд и собрание, отмена долгового рабства | демократия |
Спарта | Южная Греция | Спартанцы, илоты, периэки | Военное дело, земледелие | Эфоры, запреты, герусия – совет старейшин(28 стариков и 2 царя) | олигархия |
- Завоевание Мессении: в 8 в. в Спарте стало не хватать земли.
- Рассказ учителя : спартанское воспитание и криптий – обычай избивать илотов для устрашения.
О том, удалось ли им завоевать Мессению, мы посмотрим на экране отрывок из электронного учебника (показ отрывка из электронного учебника: открыть тему 6. № 3 Зарождение древнегреческой цивилизации [ смотрим и запоминаем[ термин Мессения).
3. Закрепление:
вопросы классу:
- какое племя основало Спарту?
- Чем отличалось спартанское воспитание?
- Где располагалась она?
- Занятия жителей?
- Используя таблицу, демонстрирующуюся на экране, сравните Афины и Спарту.