Цель:
- показ приемов формирования исторических знаний и учебных компетенций обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных образовательных технологий
Задачи урока:
- Обеспечить усвоение суворовцами следующих исторических фактов: первая усобица на Руси, начало правление князя Владимира Святославича, крещение Руси.
Развивать:
- историческое мышление и совершенствовать умения;
- осмысливать теоретический материал;
- умения оперировать имеющимися знаниями;
- анализировать и оценивать исторические события;
- формулировать независимые и взвешенные суждения;
- работать с документами, картой, таблицей;
- извлекать информацию из электронной презентации.
Воспитывать:
- интерес и уважение к истории своего и других народов
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.
Материальное обеспечение урока:
- Демонстрационно-компьютерный комплекс
- Электронная презентация учебного материала в форме слайдов и видеофрагментов
- Блок документов
Учебные вопросы:
1. Первая усобица на Руси
2. Начало правление князя Владимира Святославича
3. Крещение Руси
План-конспект
Несколько уроков назад мы приступили к изучению истории нашего государства, выяснили принципы образования древнерусского государства, охарактеризовали политику первых киевских князей. Давайте вспомним события того далёкого времени.
1. Назовите первых киевских князей.
2. Охарактеризуйте деятельность князя Игоря, княгини Ольги.
3. Почему князя Святослава называют русским А. Македонским?
А мы сегодня на уроке продолжаем изучать историю Древней Руси.
На уроке обществознания мы изучаем тему "Исторический процесс".
- Что такое исторический процесс?
- Кто является участником исторического процесса?
Один из участников исторического процесса - историческая личность Она играет важную роль в историческом процессе, определяет направление и пути развитие общества. Однозначно оценить её деятельность очень сложно, как правило оценка многозначна. На прошлом уроке мы оценивали деятельность первых киевских князей, сегодня - познакомимся с деяниями ещё одного киевского князя - Владимира Святославича и попробуем оценить их.
Цель урока:
- выяснить причины первой междоусобицы, охарактеризовать первые годы правления Владимира Святославича,
- выяснить причины крещения Руси, значение этого события.
1. После смерти Святослава у него осталось трое сыновей:
14 - летний Ярополк княжил в Киеве,
13 - летний Олег - в древлянской земле,
11 - летний Владимир - в Новгороде.
Несмотря на столь юный возраст между братьями началась борьба не на жизнь а на смерть. Хотя в таком юном возрасте вряд ли они были самостоятельны в своих действиях, возможно за ними стояли какие - то влиятельные люди, но кто они и какие цели преследовали - истории неизвестно.
На столе у вас лежат документы. Прочитайте документ № 1 - отрывок из летописи "Повесть временных лет" Ответьте на вопрос к документу.
- Кто одержал победу в междоусобной борьбе?
- Таким образом, борьба за власть закончилась победой Владимира.
- Годы его правления 980 - 1015 гг. Вошёл в историю как Владимир Красное Солнышко, славный воитель, защитник русской земли, Святой, Великий.
- За какие же заслуги народ, церковь государство так высоко оценили деятельность Владимира Святославича?
В конце урока ответьте на 2 вопроса:
- Почему русская православная церковь причислила князя Владимира Святославича к лику святых?
- Что на ваш взгляд послужило основанием дать Владимиру имя Великого?
А мы переходим ко второму вопросу. Я даю характеристику первым деяниям Владимира, какие задачи в области внутренней и внешней политики решал князь
После двухлетней войны против вятичей и радимичей, которые хотели выйти из состава русского государства, заставил их вновь платить дань. Покорил Полоцкое княжество, осуществил поход в Волжскую Булгарию, которая препятствовала русской торговле. В борьбе с Польшей отвоевал города Червень и Перемышль. Для укрепления восстановленных рубежей построен новый город, который получил название имя князя - Владимир на Волыни. Для укрепления власти ликвидировал местные княжения, наместниками стали его сыновья.
Для защиты южных границ Руси от постоянных набегов печенегов Владимир создает оборонительные рубежи. Они располагались на левом берегу Днепра. Большинство крепостей строились вблизи бродов, так как печенеги, пытались захватить Киев, пытались перейти реку в брод Крепости располагались на расстоянии 15-20 км., вы видите, что они собой представляли: имели два ряда валом и стен с башнями и полыми резонаторами - специальными устройствами для того, чтобы услышать подкопы под стены. Для предупреждения об опасности введена система светового оповещения. На высоких холмах стояли сигнальные башни. Как только на горизонте появлялись печенеги, на башне зажигались сигнальные огни (костры), которые были видны на большом расстоянии. Огненные сигналы передавались от одной башни к другой и через несколько минут в Киеве уже знали о приближавшейся опасности. Для заселения южных крепостей сюда направлялись жители из всех уголков Русской земли.
Назовите задачи внутренней и внешней политики.
- В целях укрепления великокняжеской власти предпринимаются меры идеологического характера.
Переходим к изучению 3-го вопроса.
Русь - это языческое государство.
- Что такое язычество?
- Назовите богов восточных славян.
Сразу после прихода к власти в Киеве Владимир предпринял попытку языческой реформы.
Перед княжеским теремом был создан пантеон языческих богов - были выставлены фигуры шести языческих богов, главным стал считаться Перун.
Но реформа не удалась, так как не все славянские боги были представлены в пантеоне, кроме того, некоторые боги (Перун) требовали человеческих жертв, а другие (Мокошь) осуждали жертвоприношение и ликвидировать это противоречие не удалось. И тогда князь Владимир решает перейти от политеизма к монотеизму.
- Дайте определение термину монотеизм.
Существовало несколько возможных вариантов выбора религии.
Киевский князь выбрал христианство по византийскому образцу, православие.
Прочитайте документ № 2 и ответьте на вопрос:
- Почему Владимир в качестве государственной религии выбрал православие?
Владимира прельстила не только внешняя красота православных храмов, обрядов. У него были более веские причины:
- православные священники подчинялись светской власти, даже патриарх - глава православной церкви подчинялся византийскому императору, таким образом, светская власть контролировала духовную.
- христианские идеи получили уже распространение на Руси,
- бабушка Владимира - княжна Ольга, которую он очень любил - была христианской,
- Русь имела близкое с Византией социально-политическое устройство.
- Каковы же причины принятия христианства?
(многие племена хотели выйти из состава государства, необходимых их объединение силы)
- новая религия соответствовала сущности нового государства. Один бог - одно государство - один монарх
- христианство оправдало неравенство на земле, обещая рай на небе всем, независимо от происхожденья, если будут соблюдаться христианские догмы
- большинство европейских государств - христианские. Остаться языческой страной в христианском мире означало изоляцию от всего европейского сообщества стран.
- контакты с христианскими странами будут способствовать развитию культуры Руси.
Владимир выбрал очень удачный момент для крещения Руси. Византия была ослаблена восстанием в Болгарии, Малой Азии. Византийский император Василий II обратился за помощью к киевскому князю. Владимир согласился помочь при условии, что сестра императора Анна станет женой киевского князя. Василий II согласился, но предъявил своё условие - Владимир должен принять крещение.
Сделка была заключена, Владимир сдержал обещание - он тайно крестился в Херсонесе и получил имя Василий в честь императора Василия II, его войска подавили мятежи. Но Византия медлила с исполнением своих обязательств. Тогда Владимир захватил Херсонес. Это событие заставило Василия II подчиниться, Анна стала женой Владимира.
Вернувшись в Киев, Владимир разрушил пантеон языческих богов.
Перун был привязан к конскому хвосту и сброшен с горы в Днепр. Причём к идолу были приставлены 12 человек, которые должны бить идола палками. Владимир призвал киевлян принять крещение, заявив "кто не со мной, тот против меня".
Крещение киевлян происходили в водах Днепра. Жители города стояли в реке, а священники читали молитвы. Вслед за Киевом в христианство обращены и другие города. Это событие произошло в 988 - 990 гг.
В 2010 году 1100 - летие крещения Руси. У каждого православного человека есть свой ангел. Существует поверье, что ангелы находятся за окнами, поэтому нельзя ничего выбрасывать из окон - мы можем попасть в своих ангелов.
- Каково же значение крещения Руси?
Ответы суворовцев.
Новая религия вводилась не только проповедями, но и мечом. В Новгороде, Ростове, Муроме произошли выступления против христианизации. Язычество долго сохраняло свои позиции. И некоторые языческие традиции сохранились до сих пор, например празднование Нового года. У древних славян Новый год начинался 1 января, в этот день все должны объедаться и опиваться, тем самым, обеспечивая изобилие в будущем году. Отсюда в русском языке появилось слово "жрать". Обязательно должны быть игры, смех они должны были обеспечить веселье на весь год.
По приказу Владимира началось строительство церквей. Первая церковь святого Василия.
В 996 г. построен главный храм Руси - каменный собор Святой Богородицы. На содержание этого храма Владимир дал десятую часть княжеских доходов. Поэтому церковь стала называться Десятинной.
В 1240 г. во время монголо-татарского нашествия церковь была уничтожена. В XIX в. на фундаменте этой церкви архитектор Стасов построил 2-ой храм, он не повторил архитектуру 1-ого храма. В 1928 г. - уничтожен. В 2005 г. по указу президента Украины Ющенко началось восстановление церкви.
После своего крещения Владимир пробыл на великом киевском престоле 27 лет, ведя самый благопристойный образ жизни, строил города церкви, монастыри. Русская православная церковь причислила этого князя к лику святых, назвала Равноапостольным, то есть равным апостолам раннего христианства, несмотря на женолюбие, вероломство при захвате власти.
- Почему Церковь причислила Владимира Святославича лику святых?
В историю Российского государства он вошёл под именем Великий.
- Что на ваш взгляд, послужило основанием дать Владимиру прозвище Великий?
(определил пути развитие страны)
Деятельность Владимира Святославича ещё раз нам говорит о том, что однозначно оценивать её нельзя.