Цели:
Обучающие:
- познакомить с источниками рабства и способами использования рабского труда в Древнем Риме;
- на примере восстания Спартака раскрыть цели, причины, итоги антирабовладельческой борьбы и ее историческое значение.
Развивающие:
- расширять понятийный аппарат учащихся;
- развивать умение мыслить, анализировать, прослеживать причинно-следственные связи на основе различных источников информации (текст учебника, мультимедийные слайды, видеосюжет).
Воспитывающие:
- способствовать воспитанию чувства сопереживания;
- формировать отношение к рабству как к униженному состоянию человека.
Основные понятия: "вольноотпущенники", "гладиатор", "амфитеатр".
Оборудование:
- интерактивная доска;
- компьютер;
- телевизор;
- мультимедийная презентация по теме, выполненная учителем;
- фрагмент из кинофильма Стэнли Кубрика "Спартак";
- учебник В.А. Головина, Г.А. Кошеленко, В.И. Уколова "История Древнего мира", 5 класс - М.: Мнемозина,2003 г. (П.51);
- тетради по истории.
Ход урока
1. Организационный момент
Вводное слово учителя. Объявление темы урока (Презентация, слайд 1) с одновременной записью ее в тетради. Проверка готовности класса к уроку.
Проверка домашнего задания по теме "Реформы братьев Гракхов":
Фронтальный опрос по 1, 3 к П. 50, а так же
- в чем суть земельной реформы Тиберия Гракха?
- охарактеризуйте основные реформы Гая Гракха.
Карточки:
- Что такое сословия? Какие сословия существовали в Древнем Риме?
- Какова роль братьев Гракхов в истории Рима?
III. Изучение нового материала
План:
1. Источники рабства в Риме.
2. Основные занятия рабов и их положение. Формы борьбы рабов.
3. Причины и цели восстания Спартака.
4. Основные итоги рабской войны.
1. Сегодня нам предстоит познакомиться с особенностями рабовладения в Риме. Рабство не было чем-то необычным в древних общества. С ним нам уже доводилось знакомиться, например, на уроках по истории Древней Греции.
- Давайте вспомним, какие виды рабства существовали в Греции? ( Два вида ? афинское, когда раб принадлежал одному человеку и спартанское, когда рабы принадлежали государству).
В Италии было огромное количество рабов. Что служило источником рабства? Попробуем узнать об этом, послушав разговор некоторых из новой партии рабов, плывущих на корабле к берегам Аппенинского полуострова. (Инсценировка. 2 ученика и ученица)
1 раб: "Что ждет нас в новой жизни? Да ничего хорошего. Слышал я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. Если кто-нибудь из них заболеет или состарится, то жизнь свою закончат на острове Эскулап, что посередине полноводного Тибра, безо всякой помощи и ухода. Говорят, что стоны умирающих в тихую погоду слышны даже на улицах самого Рима".
Рабыня: "Моя мать тоже была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от своего господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе. Но, ни мне, ни моим детям не суждено познать такое счастье".
2 раб: " А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды наш корабль настигли пираты. Они взяли нас на абордаж, некоторых убили, а я вот попал в плен. Затем пираты продали меня в рабство".
1 раб: "На месте моего города римляне оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней мы сражались за свой город. Но там был настоящий ад: рушились арки и горели библиотеки, в огне гибли лимонные и миндальные деревья. Как я ненавижу этих римлян. Будь проклят, "вечный город".
- Каковы источники рабства? (Презентация, слайд 2, запись в тетрадь). (Пленные, пиратство, дети рабов, должники ? жители провинций). Был еще один источник ? это жители многочисленных римских провинций, которые не могли заплатить налоги, превращались в рабов.
- Какой источник рабства давал самый большой приток рабов в Римскую республику? ( Завоевательные войны)
- Почему? (Республика вела многочисленные войны)
2. - Можем мы из этой недолгой беседы понять, каково было положение рабов? (Тяжелое, угнетенное). Сами римляне хвалились, что они имеют несколько видов орудий труда. Что же это за орудия? (Презентация, слайд 3).
Оторванные от своих семей, от родной земли, испытывая трудности и лишения, они были глубоко несчастны. Где использовался труд рабов? Прочитайте п. 3 параграфа и ответьте на этот вопрос. (В сельском хозяйстве, в каменоломнях и рудниках, на строительстве дорог и общественных зданий, в домах господ, рабы ? ученые и в развлечениях.)
Особое место среди рабов занимали гладиаторы. Наверняка вам знакомо это понятие.
- Кто такой гладиатор? (Записать в тетрадь определение). Гладиаторские бои проходили на аренах амфитеатров - это цирк с овальной ареной в центре и местами для зрителей. (Записать в тетрадь). В этом просвещенном обществе самым любимым зрелищем были кровавые бои гладиаторов. Их обучали в специальных школах. Они были сильные, искусные воины, порой любимцы публики, но рабы. Не секрет, что зачастую один из сражающихся на арене амфитеатра погибал в угоду публике (Презентация, слайд 4).
Каждый раб мечтал об одном ? о свободе. Но среди них иногда встречались и счастливчики. Некоторым удавалось накопить солидные денежные суммы, и они могли выкупиться на свободу, иногда свободу давали и за особые успехи или заслуги. Таких рабов называли вольноотпущенниками (записать в тетрадь).
А остальным приходилось всеми доступными способами бороться за свою свободу. Какие это способы? Анализ (Презентация, слайда 5)
- Какой метод борьбы был самым опасным для рабовладельцев Рима? (Восстание)
3. Самым серьезным испытанием для римской республики стало восстание рабов под предводительством гладиатора Спартака в 74 - 71 гг. д.н.э. (Презентация, слайд 6, запись даты в тетрадь). Зная характер рабства в Римской республике, давайте попробуем определить причины этого восстания (Презентация, слайд 7, запись в тетрадь). Спартак, уроженец Фракии, некогда попал в плен и был продан позднее в гладиаторскую школу г. Капуя (Презентация, слайд 8). Не желая мириться с униженным положением, не желая терпеть издевательства со стороны владельца школы Лентула Батиата, Спартак поднял восстание. Гладиаторы бежали на Везувий, где первоначально разбили свой лагерь (Презентация, слайд 9). Это было самое удобное место. С вершины хорошо просматривались все подходы к горе и никто не остался бы незамеченным. Восставшие рассчитывали пройти на север Италии, там переправиться через Альпы и получить долгожданную свободу.
Спартак был хорошим полководцем. Он сумел создать боеспособное войско, которое давало отпор войскам сената, посланным на разгром повстанцев (Презентация, слайд 10).Он смог не только распространить свое влияние на юг Италии, но и почти осуществить мечту многих - переправиться через Альпы. Но не было среди его соратников единства. Это заставило Спартака повернуть на юг в надежде на помощь пиратов. Но те, обманули восставших и не предоставили им корабли для переправы на о. Сицилия. Решающая схватка с объединенными силами сената под командованием дерзкого и решительного полководца Марка Лициния Красса (Презентация, слайд 11) состоялось весной 71 г. д.н.э. Что же там произошло? Просмотр отрывка из фильма "Спартак".(Приложение 1)
Военное счастье отвернулось от восставших. В бою погиб Спартак, а его войско потерпело полное поражение. Плененные рабы были жестоко наказаны. 6 тысяч человек были распяты на деревянных крестах вдоль знаменитой Аппиевой дороги в назидание остальным.
4. - Каковы причины поражения восстания Спартака? (Презентация, слайд 12, запись в тетрадь). (Отсутствие единства действий, предательство пиратов, превосходящие силы римского войска).
Восстание было подавлено, но беспримерным мужеством, благородством и стремлением к свободе Спартак заслужил уважение даже со стороны своих врагов. В памяти потомков он остается настоящим героем.
IV. Рефлексия:
- Сравните источники рабства Древнего Рима и Древней Греции. Какого не было в Греции?
- Каковы причины выступлений рабов?
- Могло ли восстание Спартака победить? Почему? (Презентация, слайд 13).
V. Подведение итогов, выставление оценок. Задание на дом: П.51 пункты 1,2,5,6.