Цели и задачи урока:
1. Образовательная:
сформировать у школьников представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья;
формировать умения, применять понятия (ирригация, государство, язычество и т. д.), составлять конспект, закрепить умения извлекать информацию из текстовых, анимационных и изобразительных источников и обобщать их по заданной теме;
обеспечить приобретение учащимися опыта выступления с сообщениями, ознакомиться с презентацией урока, запомнить мифы Древнего Двуречья;
2. Воспитательная
познакомить учащихся с занятиями жителей Двуречья, их культурой, верованиями в эпоху древнего мира; воспитывать детей в духе уважения к истории прошлого.
3. Развития
- мышления, развитие монологической речи, памяти.
4. Оборудование урока:
- компьютер, экран, мультимедиа, презентация, тест, карточки, кроссворд, карта “Египет и Передняя Азия в древности”, атлас по истории, тексты из хрестоматии по истории древнего мира, фрагмент из документально-познавательной программы 1 канала “Правда о всемирном потопе”.
http://www.1tv.ru/videoarchive/12660
В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов
Вся презентация состоит из 19 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы, ведётся запись в тетрадь.
На доске выписать термины: Тигр, Евфрат, Ур, Урук, Лагаш, Вавилон, Шумеры, Зиккурат, Клинопись, Язычество, Акведук, Ирригация.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
1.Организационный момент |
Установочная беседа. | Слушают учителя. |
2. Актуализация знаний уч-ся. Повторение изученного материала. |
Проверка пройденного материала, выставление оценок. Опрос материала по теме: “Культура Древнего Египта” Викторина по Древнему Египту (3 команды) План работы по опросу пройдённого материала:
|
Слушают учителя. Повторяют ранее изученный материал, разгадывают задания викторины, подсчитывают баллы(текст викторины), рисуют самостоятельно на доске иероглифы и составляют слова из иероглифов |
3.Изучение нового материала. |
Объяснение нового материала, работа по
карте, контурной карте, в тетради стр.40-41 –найти
страну, реки, города; ответ на вопрос в учебнике
стр.66-67. Слайды№1 – №4 |
Слушают учителя. Работают по карте учебника стр.66, атласа, в тетради стр.40 на контурной карте отмечают название страны, рек, городов. |
4. Словарная работа. |
Объяснение исторических понятий,
терминов, запись в тетрадь. Cлайд № 5 – №11 Письменность Древнего Двуречья. Школа писцов. |
Запись в тетрадях, термины. Реки Тигр и Евфрат берут начало с гор Закавказья и стекают в Персидский залив, текут с севера на юг. (современные государства, по которым протекают реки – Турция, Сирия и Ирак) Государства Двуречья возникли более 5 тысяч лет назад Язычество-основная религия жителей Двуречья Хозяйство-натуральное. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, сезам, финики. Занятие-строительство каналов, земледелие, мелкое ремесло Письменность-клинопись, клинообразные значки на мокрой глине.
|
5.Самостоятельная и коллективная работа
|
Разбить класс на 3 группы, дать задание
каждой группе – заполнить таблицу на тему
“Сравнительная характеристика географического
положения Египта и Древнего Двуречья”
“Особенности устройства государства” Слайды №12№13 |
Каждая группа готовит задание: правильность заполнения таблицы: “Сравнительная характеристика особенностей географического положения Египта Древнего Двуречья” |
6.Познавательно-развлекательный момент |
Рассказ об одном из Семи чудес света –
Висячих садах Семирамиды. Слайд№14 Мифы Древнего Двуречья: Миф о Гильгамеше, Миф о Всемирном потопе: знакомство с героями мифов, Cлайды№15№16, просмотр фрагмента из док.фильма “Правда о всемирном потопе”. http://www.1tv.ru/videoarchive/12660 |
Читают самостоятельно фрагменты из мифов и отвечают на вопросы в устной форме |
7. Проверка самостоятельной работы. |
Слушает сообщения уч-ся, делает выводы, оценивает выступления уч-ся. | Каждая группа отвечает на вопросы, слушает ответы, рецензирует ответы уч-ся. |
8. Закрепление полученных знаний. |
Подводит итоги урока, викторины, выставляет оценки. Проверяет работу учащихся на карточках, выставляет оценки. | Дневники |
9. Итог урока. Контроль знаний |
Подводит итог урока, задаёт вопросы по теме. Задаёт домашнее задание. § 13 Рабочая тетрадь задания к теме “Древнее Двуречье” Творческая работа на тему “Школа Древнего Двуречья” Контурная карта “Передняя Азия” Благодарю за урок! Слайды №17№18№19. |
Слушают учителя, читают вывод в учебнике “Я знаю, что...” стр. 73. Записывают домашнее задание, выставляют оценки в дневник |
Литература
- Учебник по истории 5 класс авторы: Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Вигасин А.А. “История Древнего мира” Москва 2011 г.
- История Древнего мира. Москва 1982г. Т. I—III.
- Источниковедение истории Древнего Востока. Москва 1984 г.
- Литература Древнего Востока. Москва 1971 г.
- Энциклопедия “Цивилизации Древнего Востока” Литвина, Зинченко, Любимов и др. Москва 2005 г.
- Редер Д. Г., Черкасова Е. А. История Древнего мира. Москва 1985г.Ч.1.