Либеральные реформы Александра II

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (31 МБ)


Методическая цель: показ приемов индивидуального и дифференцированного подхода на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Образовательные цели: познакомить обучающихся с либеральными реформами 60–70-х г.г., показать важность существования земских учреждений, самоотверженную работу людей, стремившихся сделать жизнь крестьян лучше

Развивающие цели:

  • развивать умения анализировать, объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать факты;
  • развивать навыки анализа исторических источников и иллюстративного материала.

Воспитательные цели:

  • пробудить у суворовцев чувство уважения и интереса к истории России;
  • воспитывать нравственные, патриотические качества личности суворовцев, чувство гражданского долга.

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений.

Вид урока: комбинированный с элементами лабораторной работы.

Материальное обеспечение урока:

  1. ДКК.
  2. Презентация учебного материала в форме слайдов и видеофрагментов.
  3. Учебники по истории России 8 класс под ред. Данилова А.А.
  4. Раздаточный материал.

План – конспект.

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о правлении Александр II. Вспомните годы его правления (Александр II 1855–1881 гг.)

Он правил 26 лет и провел реформы, которые вошли в историю как Великие. Самая значимая его реформа – освобождение крестьян от крепостной зависимости, за что народ прозвал Александра II “Освободителем”.

Можно ли назвать эту реформу Великой?

(Да. Было ликвидировано унизительное крепостное право. Реформа способствовала экономическому подъему страны.)

Что мы знаем о ней?

Суворовцам предлагается разгадать анаграммы по теме “Отмена крепостного права”. Им нужно переставить буквы и цифры так, чтобы получилось слово, дата, связанная с изученной темой.

  1. 1168 (1861 год)
  2. ООБЯЗАВРЕМЫЙЕНН (ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЙ)
  3. ЗРЕКИОТ (ОТРЕЗКИ)
  4. КУПВЫ (ВЫКУП)
  5. СВОАДБО (СВОБОДА)

Все эти слова связаны с крестьянской реформой. Реформы всегда происходят “сверху”, проводятся правительством. Могут принести стране пользу. А могут и нет. В современной России они тоже проводятся: в военной области, в здравоохранении, в образовании. С помощью реформ правительство хочет приспособить существующую политическую систему к новым условиям.

В середине XIX века Крымская война показала отсталость России. Необходимы были преобразования. И хотя Александр II не был либералом, более того ему нравились порядки, установленные его отцом (Николаем I). Но как военный человек и государственный деятель он осознал причины поражения России ему дорог был престиж страны, он встал на путь реформ. Они были непоследовательными, незавершенными, но способствовали обновлению России. О них сегодня наш разговор.

Тема урока: “Либеральные реформы в России 60–70-х г.г. XIX века”.

  1. Земская и городская реформы.
  2. Судебная реформа.
  3. Военная реформа.

Рассмотрим первый учебный вопрос.

1. Земская и городская реформы.

В середине XIX века в России отсталое и запущенное местное хозяйство. Медицинская помощь в деревне отсутствовала Народное образование в зачаточном состоянии. О проселочных дорогах никто не заботился. Государственная казна истощена войной, правительство своими силами не могло поднять местное (земское, как иногда говорили) хозяйство.

Что делать?

К местным проблемам необходимо привлечь все слои населения. Несколько лет шла подготовка новых законов и 1 января 1864 года царь утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”. Согласно этому Положению на местах создавались земства – выборные органы местного самоуправления.

Зачем?

Работаем с документом ДК 8 класс § 21–22 стр. 155–156.

Земства решали местные хозяйственные и культурные задачи. Они не решали политические вопросы. В губерниях и уездах создавались земские собрания и земские управы.

Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на 3 избирательных съездах. Избиратели (только мужчины с 25 лет) делились на 3 курии:

1 курия (землевладельцы) – прямо выбирали своих депутатов (гласных).

2 курия (городская торговля и промышленная буржуазия) – прямо выбирали своих депутатов (гласных).

3 курия (крестьянская) – выбирала своих депутатов постепенно.

Сначала сельский сход выбирал на волостной сход, там выбирали представителей на уездный съезд, который направлял своего гласного в земские собрания. Такие выборы назывались многостепенными.

Что давала такая система выборов? Ответить на этот вопрос нам поможет картина художника Трутовского “Заседание земства”.

В Тверской губернии выборы не вызвали интереса у избирателей. Многие считали земства ненужной и обременительной затеей крестьян приходилось заставлять участвовать.

Как вы думаете, представители, какой курии преобладали в земских собраниях? (Дворяне.)

Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян. Они образованы, способны к самоуправлению, местное дворянство было опорой самодержавия. Председателем Земского Собрания был предводитель дворянства. Земства учреждались в 33 губерниях страны. Их не было там, где отсутствуют дворянские землевладение, или помещики были не русскими (Архангельская, Астраханская губернии, Сибирь, Ср. Азия, Польша, Литва, Кавказ, Белоруссия, Правобережная Украина).

Для своей работы земствам нужны были денежные средства, и они получили право устанавливать местные налоги (т.е. земские сборы). Расходы земств были обязательные и необязательные. К необязательным относились расходы на образование и медицину. Но с годами становилось все больше.

На местах работала сельская интеллигенция (условно называемая “третий элемент”): врачи, учителя, агрономы статисты. Их работа вызывала большое уважение и доверие к ним крестьян.

Почему? Сообщение суворовца о роли земств в жизни русского общества.

Пример и Тверского краеведения по картине “Устный счет” художника Н.П. Богданова-Бельского. В селе Татеве Бельского уезда особой известностью пользовалась школа-интернат для крестьянских детей, была частная, но ее содержанию активно помогало земство, где работал педагог С.А. Рачинский. За опытом к нему приезжали со всей России. Вознаграждение – зарплата учителя составляла 360 р. в год, 30 р. в месяц (для сравнения крестьянская изба стоила 30–40 р., лошадь 15–20 р., гуси 50 коп., муж. сапоги 8 р.)

В 1870 г. была проведена городская реформа.

Почему позже?

В 1866 г. Д. Каранозов совершил покушение на Александра II. Через год на царя еще покушение. Поэтому проект реформы подвергался изменениям.

В городах создавались выборные городские думы, городские управы. Во главе стоял городской голова. Функции те же, что и у земств: хозяйственные вопросы, содержание медицинских и образовательных учреждений. Подобные хозяйственные вопросы сегодня решают современные местные выборные власти.

Например: современная городская Дума. Только избирательным правом пользуется все население с 18 лет. А в XIX веке избирательное право ограничивалось имущественным цензом, т.е. к выборам допускались люди, имевшие собственность. Большинство населения в городах составляли служащие, интеллигенция, рабочие, крестьяне, пришедшие на заработки. Они не имели собственности и были лишены права голоса.

Реформа незавершенная так как:
– не все интересы общества учитывались;
– ограниченность деятельности хозяйственными вопросами.

2. Судебная реформа.

После крестьянской реформы ближайшей заботы царя была судебной реформа. Ранее суд был закрытым, судебное разбирательство было долгим вызывало всеобщее недовольство.

20 ноября 1864 г. утверждены судебные уставы. Каким стал суд в России империи?

Просмотр в/ф Обсуждение в классе.

Суд стал:
– Бессословным (равным для всех).
– Гласным, т.е. присутствовала публика в зале заседание.
– Состязательным, т.е. процессе участвовали равные 2 стороны:
обвиняющая – прокурор,
защищающая – адвокат.
– Утверждалась несменяемость судей, т.е. судью нельзя было уволить за вынесения неугодного властям приговора.

Решение о виновности обвиняемого выносили присяжные заседатели. Созданы были следующие системы судов:

Мировой суд

(быстрый, бесплатный)
по мелким уголовным
и гражданским делам
 

 Общий

(коронный) суд
(окруж. суд, судебная палата)
по сложным уголовным
и гражданским делам

Это была самая последняя реформа, которая соответствовала самым современным мировым нормам того времени.

3. Военная реформа.

– Почему проводится военная реформа? (Крымская война показала военное отставание.)
– Какая система комплектования армии существовала в России? (Рекрутская повинность.)

Посмотрим на картину И.Е. Репина “Проводы новобранца”. Почему так больно матери, которая обняла сына на прощание? (Большой срок службы – 25 лет.) Рекрутская повинность имела большие недостатки. В случае войны нельзя было быстро увеличить численность армии, оставшееся после набора мужское население не имело военной подготовки. Что нового произошло в армии?

Просмотр в/ф. Обсуждение в классе.

Автор военной реформы 60–70 х гг. – военный министр – Д.А. Милютин с 1861 г. Главное – в 1874 г. подписан указ о введении всеобщей военной повинности. Теперь призывались все молодые люди, без различия сословий с 20 лет. В зависимости от образования и семейного положения, предоставлялись льготы. У кого не было льгот, во время призыва тянули жребий.

Изменился срок службы в армии. 6 лет – в сухопутных войсках, 7 лет – на флоте. Он зависел от уровня образования призывника.

Совершенствовалась система военного управления – Россия поделена на 15 военных округов, которые подчинялись военному министерству. Открывались новые военные учебные заведения. Армия перевооружалась новым, более совершенным оружием.

Результат: Россия получила армию современного типа. Большая часть солдат теперь учили не только военному делу, но и грамоте. Это повышало авторитет военной службы.