Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
- Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
- Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.
- Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
- Развитие умения анализировать полученную информацию.
Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий.
На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, создают свое видение изучаемого предмета или понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывают их. В данном уроке – это вступительная беседа с актуализацией имеющихся знаний по предпосылкам Великих реформ. Затем постановка проблемы - «Что заставило Александра Второго прийти к выводу «отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу»? (Здесь работа с историческим источником и графиком восстаний)
Во второй фазе – стадии осмысления, работа с ЗХУ. Эта стратегия используется как для чтения, так и для прослушивания рассказов своих одноклассников. В данном уроке ученики заполняют таблицу по результатам работы с текстами учебников (прослушивание содержания 3-х параграфов (28-30) и прочтения следующего параграфа (31)):
ЗНАЮ |
УЗНАЛ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
|
|
|
После заполнения таблицы каждая группа делает отчет о проделанной работе и отвечает на проблемный вопрос: «Какое событие произошло в 1861 году – отмена или падение крепостного права?»
На стадии рефлексии происходит анализ последствий и значения Великих реформ по вопросам, предложенным учителем.
Тип урока: работа с информационными материалами.
Цели и задачи урока:
- выявить причины 1861 г., ее содержание и последствия;
- способствовать формированию критического мышления десятиклассников в процессе решения проблемного задания;
- способствовать складыванию у учащихся собственного мнения при анализе деятельности и личностных характеристик царя – «освободителя».
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование:
1. Учебники:Данилов А.А., Косулина Л.Г.,
Брандт М.Ю. «Россия и мир. Древность.
Средневековье. Новое время» 10 класс. М.,
Просвещение, 2007;
В.И.Буганов, П.И. Зырянов «История России. Конец
ХVII-ХIХ вв.» 10 класс. М., Просвещение, 2008.
2. Портрет Александра Второго
3. Стенд «Знаете ли вы, что…» (опережающее
задание)
ХОД УРОКА
I. Стадия вызова
Вступительная беседа:
- В чем состояла сущность аграрного вопроса в России в первой половине ХIХ в.?
- Когда этот вопрос прочно вошел в национальное самосознание?
- Какие попытки решить его предпринимались предшественниками Александра Второго и чем они завершились?
- В контексте каких международных событий происходила реформа 1861 года? (По последнему вопросу вступительной беседы могут быть названы следующие события:
А) отмена рабства и Гражданская война в США (1861-1865 гг.);
Б) завершение объединения Италии и Германии (1870 г.);
В) революция Мэйдзи в Японии (1867-1868 гг.)).
Далее постановка ПРОБЛЕМЫ: «Что заставило Александра Второго прийти к выводу «отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу»?
Ответ на этот вопрос требует анализа экономических, политических, социальных и внешнеполитических причин. (На столы раздается первый материал: Приложение 1).
Учитель: Выскажите собственные мнения по этому вопросу, прочитав данный материал.
Задание 1:
- Суть крестьянского вопроса заключалась в предоставлении им земли и воли. Крестьян можно сделать свободными, объявив им волю. А как решить вопрос о наделении их землей, не посягая на интересы помещиков-крепостников?
- На что объективно были направлены интересы императора: защиту интересов помещиков, разрешение крестьянского вопроса вопреки противодействию помещиков или, судя по его выступлению перед московским дворянством, предотвращение потрясений «снизу»?
Приложение 2. На столы раздается График развития крестьянских волнений в России, начиная с предреформенных лет до 1864 г.
Учитель: По данным жандармерии, в год, предшествующий реформе, в России произошло бунтов и восстаний столько же, сколько за предыдущие десять лет.
Задание 2:
- Выявите тенденцию.
- На какой вопрос можно найти ответ в этой диаграмме? Сформулируйте его.
II. Стадия осмысления
Учитель: Попробуйте ответить на проблемный вопрос: «Какое событие произошло в 1861 году – отмена или падение крепостного права?»
Для ответа на данный вопрос класс делится на 3 группы: 1 группа прочитала дома параграф 68 из учебника Сахарова; 2 группа – параграф 69, 3 группа – параграф 70.
Задание 3. Все ученики заполняют таблицу с соответствующими маркировке графами.
Алгоритм действий учеников: один из учеников от каждой группы вкратце пересказывают текст параграфов, учащиеся делают пометки карандашом в учебнике, в Приложении 1 и заполняют таблицу с графами:
ЗНАЮ |
НОВОЕ (узнал) |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
|
|
|
После выступлений все ученики читают параграф 71 о государственных преобразованиях в 60-70-е гг. ХIХ века и также заполняют выше представленную таблицу. После заполнения таблицы каждая группа делает отчет о проделанной работе и отвечает на проблемный вопрос: «Какое событие произошло в 1861 году – отмена или падение крепостного права?»
Беседа с классом по вопросам:
1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было
знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Какую информацию вы не поняли? В чем состоит
трудность?
III. Стадия рефлексии
Учитель: Проанализируйте последствия преобразований:
- Почему реформа 1861 г. не удовлетворила ни помещиков, ни крестьян, ни правительство? В чем состояла ее половинчатость?
- В чем проявилось недовольство реформой?
- В ХV-ХVI вв. существовала пословица: «Царские милости в боярское решето сыплются». Найдите в учебнике текст, подтверждающий, что убеждение крестьян в этом закрепилось после обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г.
- В чем состояло историческое значение реформ 60-70 гг., их благотворность для Российского государства?