Англия: от норманнского завоевания до парламента

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Автор данного материала учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Сологуб Светлана Сергеевна. Стаж педагогической работы 15 лет. В данный момент работает в МБОУ СОШ № 21 города Коломны заместителем директора по воспитательной работе, учителем истории и обществознания.

Предложенный здесь материал по курсу истории Средних веков 6 класса, освещает важнейший период создания централизованных государств в Европе на примере Англии.

Тема урока: “Англия: от норманнского завоевания до парламента”, охватывает события с XI по XIII век. Тип урока: комбинированный (изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий). Приемы, использованные в ходе урока: блиц-опрос, игра “Путаница”, проблемная беседа, сообщения учащихся, заполнение памятки к уроку, написание синквейна, рефлексия (“Экран настроения”). Активно используются межпредметные связи: способы кодирования информации (ИКТ), знания о растениях Англии (биология).

Педагогические цели:

  1. Создать условия для изучения истории складывания централизованного государства и формирования сословно-представительной монархии в Англии. Усвоить ключевые понятия темы: парламент, Великая хартия вольностей, палата лордов, палата общин, “щитовые деньги”, суд присяжных.
  2. Показать историческую роль Великой хартии вольностей в становлении демократических начал в Англии.
  3. Развивать умения соотнесения, группировки, сравнения, обобщения.

Отдельное внимание на уроке уделяется здравоохранительным технологиям.

Тип учебного занятия

Комбинированный урок (изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий).

Дидактическая цель

Создать условия для изучения истории складывания централизованного государства и формирования сословно-представительной монархии в Англии.

Показать историческую роль Великой хартии вольностей в становлении демократических начал в Англии.

Структура занятия

  1. Организация начала занятия.
  2. Проверка выполнения домашнего задания.
  3. Подготовка к основному этапу занятия.
  4. Усвоение новых знаний и способов действий.
  5. Первичная проверка понимания.
  6. Закрепление знаний и способов действий
  7. Контроль и самопроверка знаний.
  8. Подведение итогов занятий.
  9. Рефлексия.
  10. Информация о домашнем задании.

Личностные результаты

вызов интереса к проблеме, направленность на саморазвитие, развитие навыков критического мышления

Метапредметные результаты

развитие умения соотнесения, группировки, сравнения, обобщения

Предметные результаты

закрепление основных понятий: парламент, Великая хартия вольностей, палата лордов, палата общин, “щитовые деньги”, суд присяжных

Приемы

блиц-опрос, игра “Путаница”, сообщения учащихся, заполнение памятки № 2 к уроку, написание синквейна.

Опережающее домашнее задание: сообщения по темам “Книга Страшного Суда”, “Генрих II Плантагенет”.

Повторить термины и понятия: феод, домен, феодальная раздробленность, сеньоры, вассалы, сословия, феодальная лестница, сословно-представительная монархия, Генеральные штаты, централизованное государство.

Оборудование кабинета:

  1. Оформление магнитных досок.
    А) династия Английских королей;
    Б) тема урока;
    В) экран настроения.
  2. Презентация к уроку.
  3. Стикеры – баллы за правильные ответы.
  4. Смайлики с эмоциями для экрана настроения.
  5. Слова для игры “Путаница”.

Ход урока

1. Организация начала занятия. (Мобилизующее начало урока)

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Экспресс-опрос (проводится учителем, за правильный ответ один красный стикер, два стикера – оценка 5, один – 4)

Назовите дату:

  1. Захват Иерусалима крестоносцами:1099
  2. Раскол христианской церкви на католическую и православную ветвь: 1054
  3. Образование Генеральных штатов во Франции: 1302

Назовите имя

  1. Один из известнейших королей Англии. Организатор второго крестового похода. Прославился своей доблестью, благородством. Его смелость сделала его героем многих английских баллад.
  2. Основателя ислама – пророк Мухаммед.
  3. Имя короля, признанного во Франции Святым–Людовик XI.

Назовите страну

  1. Столицей какого государства был город Константинополь – Византия
  2. Святая земля располагалась на территории – Палестины.
  3. В какую страну были вынуждены переехать Римские папы в период Авиньонского пленения – во Францию.

Игра “Путаница” (работа в парах работают за партами). Прошу двух учащихся определить методом жребия вопросы для игры 1 и 2 варианта. Задача учащихся расшифровать исторические понятия и дать им определение.

Работа по вариантам с “запутанными” историческими понятиями: рокоб (оброк), тонокрессец (крестоносец), термас (мастер), далфео (феодал), *(повышенный уровень сложности) цензованлитраное сугостводар (централизованное государство).

Фронтальный опрос распутанных понятий, одновременная взаимная проверка между соседями по парте. Ответы (записываются мелом на доске рядом с зашифрованным словом):

оброк – повинность 3 сословия, заключавшаяся в выплатах феодалу продуктов питания и предметов быта,
мастер – хозяин ремесленной мастерской,
феодал – владелец феода,
крестоносец – участник крестовых походов.

*(повышенный уровень сложности) зашифровано словосочетание: централизованное государство – государство с сильной центральной властью, которая собирает налоги, вершит суд и обладает авторитетом в глазах народа.

Памятка для выставления оценки за игру “Путаница”

“5” – все слова угаданы, нет ошибок в понятии
“4” – все слова угаданы, но в определении допущены ошибки
“3” – одно слово не угадано
“2”– слова не угаданы

Встают ученики, получившие “5” и “4”.

Синквейн

“Вам будет зачитан синквейн. Ваша задача определить о каком французском короле в нем говорится?”

Король
Хитрый и умный
Воевал, подчинял.
Он Генеральные штаты созвал.
Сословной монархии во Франции быть!

“Что такое сословно-представительная монархия? Почему Филиппу Красивому понадобилось созывать Генеральные штаты?”

Ответы учеников: Сословно-представительная монархия – это государство, в котором власть короля ограничена представителями от разных сословий. Король созвал Генеральные штаты, чтобы бороться с крупными феодалами за укрепление своей власти, создание централизованного государства.

Примеры синквейнов подготовленных учащимися.

Франция
раздробленная, уставшая
воевала, ждала, надеялась
Пришел Людовик Святой: рыцарь, поэт и король
Скоро Франция станет единой страной!
Римский Папа
тихий, слабый
испугался, согласился и пропал
Ведь Филипп Его Красивый в Авиньоне задержал.
Авиньонское пленение – позор Римскому Папе!

3. Введение в новую тему.

“На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать историю создания централизованных государств в Европе на примере Англии. Тема урока: “Англия: от норманнского завоевания до парламента”. СЛАЙД 1

Поможет нам в этом две памятки, лежащие у Вас на столе:

1 “Династии Английских королей” (Приложение 1) – она же представлена на доске,

2 “Англия: от норманнского завоевания до парламента” (Приложение 2) мы будем заполнять по ходу урока.

Изучать двухсотлетнюю историю Англии мы будем с вами по следующему плану:

План СЛАЙД 2

    1. Англия после норманнского завоевания.
    2. Династия Плантагенетов.
    3. Великая хартия вольностей.
    4. Возникновение английского парламента.

4. Новая тема урока.

“Давайте вернемся на несколько столетий назад, когда в 1066 году древняя англо-саксонская династия в Англии оказалась без наследников, поможет нам в этом памятка № 1”.

1п. Рассказ учителя о последствиях завоевания Англии норманнами с одновременным заполнением пункта 1 Памятки № 2.

СЛАЙД 3 (по шаговое заполнение конспекта).

– все земли стали собственностью Вильгельма Завоевателя;
– король раздал земли своим воинам (60 тыс. чел), бывшие командиры стали боронами и графами;
– перепись населения, “Книга Страшного суда (Сообщение “Книга страшного суда”, СЛАЙД 4).
– общегосударственный язык – английский;
– в каждом графстве – чиновник короля, судивший и собиравший налоги (шериф).
Коллективное обсуждение вывода об итогах норманнского завоевания.

Вывод: усиление власти короля на территории Англии. Он хозяин всей земли.

СЛАЙД 6 (чистый экран).

2 п. Рассказ учителя по памятке № 1 о приходе к власти Генриха Второго Плантагенета.

СЛАЙД 7-8

Сообщение о Генрихе. Задание к классу прослушать выступление Саши и выписать, какие преобразования провел король. Проверка записей в памятке, сравнив их с ответами на слайде.

– денежный налог – “щитовые деньги”;
– судебная реформа, начало становления суда присяжных;
– увеличил территорию государства в 2,5 раза (войны, династический брак) (стр. 151 крата)

Вывод о роли Генриха предложить записать на доске сильному ученику: создал централизованное государство. СЛАЙД 9

СЛАЙД 10-14 (“Зарядка для глаз”)

3 п. СЛАЙД 15 Рассказ учителя по памятке № 1 о наследниках Генриха. Разорение английской казны из-за крестовых походов Ричарда Львиное Сердце, неумелая политика Иоанна Безземельного, его конфликт с Римским папой Иннокентием III привела к мятежу крупных феодалов (баронов) в 1215 г. Бароны вынудили короля пойти на ограничение своих прав. “Великая хартия вольностей” – грамота Иоанна Безземельного, гарантировавшая подданным определенные права и привилегии, ограничившая самовластие короля.

Зачитывается фрагмент хартии. СЛАЙД 16

Работа с источником на слайде “Преамбула Великой Хартии Вольности”.

У: “Кому была адресована хартия?”. Ответ: архиепископам, епископам, аббатам, графам, баронам, шерифам, слугам и всем должностным лицам.

У: “Кто мог ограничить самовластие короля?”. Ответ: Для принятия решений королю было необходимо получить одобрение “совета 25” (крупных баронов).

У: “Стр. 200 статья 12,39, 41. Какие вольности пожаловал Иоанн Безземельный своим подданным”. Ответ: собирать налоги и “щитовые деньги” только по решению королевства, защита жизни и свободы подданных, право купцов на свободную торговлю”

Вывод: Первый документ в истории Средних веков, ограничивший власть короля в пользу крупных феодалов. СЛАЙД 17

4 п. СЛАЙД 18

Рассказ учителя о наследниках Иоанна Безземельного по памятке № 1. Симон Де Монфор и созыв Парламента в 1265 году. СЛАЙД 19-20

Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 199 (2-5 абзац) заполнить пункт 4 памятки № 2 самостоятельно. СЛАЙД 21

Инструкция для детей.

  1. Необходимо вписать в каком году был созван парламент.
  2. Кто входил в палату общин и палату лордов парламента.
  3. Выписать определение парламента.

Самопроверка по слайду.СЛАЙД 22

“Великая хартия вольностей” – грамота Иоанна Безземельного, гарантировавшая подданным определенные права и привилегии, ограничившая самовластие короля. Для принятия решений королю было необходимо получить одобрение “совета 25” (крупных баронов). Конспект урока выучить. СЛАЙД 23

5. Закрепление знаний и способов действий. СЛАЙД 24

6. Подведение итогов занятия: оценка результатов, выставление оценок за работу на уроке.

Блиц-опрос, игра “Путаница”, сообщения, работа у доски по парламенту, активная работа на уроке. Выборочная проверка памятки № 2.

7. СЛАЙД 25 Домашнее задание: параграф 16 читать, выполнить 3 п. памятки № 2.

Индивидуальное задание: заполнить таблицу “Генеральные штаты и парламент: общее и различное”.

Таблица “Генеральные штаты и парламент: общее и различное”

 

Различия

Общее

Генеральные штаты во Франции    
Парламент в Англии    

Желающего подготовить сообщение по памятке: Фридрих II Гогенштауфен – “Удивление мира”. Стр. 204-207 учебника.

8. Рефлексия “Экран настроения”

Спасибо большое за урок. Прошу вас после окончания урока, прикрепить желтый стикер к той части экрана, где смайлик выражает настроение, с которым вы провели сегодняшний урок.