Педагогические мастерские являются той формой урока, которая может решить сегодня множество проблем в нашем образовании, стать той лакмусовой бумагой, которая поможет ученику проявить себя.
Я начала применять данную технологию в своей практической работе с 2005 года. На сегодняшний день сложилась определенная система проведения мастерских в 8-11-х классах на уроках по истории, обществознанию, экономике и праву. Анализ этих уроков показал, что ученики, особенно в самом начале, почти не могут применять свои, раннее полученные, знания в решении поставленных задач на уроке и учителю приходится их «вытягивать», но уже на втором и последующих уроках, дело идет быстрее и даже самые нерадивые ученики вдруг на рефлексии говорят: «Я даже не думал, что могу сам составить определение какого-либо понятия, и оно будет почти соответствовать научному».
Любое знание мы можем рассматривать как некоторое языковое сообщение, используемое для определенных целей в предметно-практической или теоретической деятельности людей. Различные по своей логической структуре языковые сообщения выполняют различные познавательные функции. Так, например, термины и высказывания являются основной формой выражения фактических знаний и используются в описаниях или в реализации познавательной функции.
Знание терминов или категориального аппарата определяет основы любой науки, а в школе – предметных знаний. Основы обществознания в школе строятся в соответствии с учебными планами и нам, учителям истории и обществознания, необходимо сухой научный язык сделать доступным и понятным ученикам 5-9-х классов. Сегодня, когда перед школой стоят задачи не научить знанию, а научить добывать это знание, учитель должен найти такие формы урока, чтобы ученик был заинтересован учиться и уметь применять свои знания на практике.
Педагогические мастерские как раз являются той формой урока, которая может решить сегодня множество проблем в нашем образовании, стать той лакмусовой бумагой, которая проявит как свои ошибки, так и поможет ученику проявить себя.
Цели и задачи урока:
- Познакомить с понятиями: этнос, нация, народность;
- Сформировать умения анализировать традиции и обычаи различных народов;
- Уметь характеризовать исторические общности: племя, народность, нация, с опорой на известные исторические факты;
- Уметь анализировать различные этнообразующие факторы;
- Определять сходства и различия между нацией и народностью;
- Уметь высказывать свое мнение, точку зрения;
- Умение работать в коллективе;
- Повысить культуру речи и развивать творческую инициативу.
В классе созданы четыре группы (можно спонтанно, или по указателям на столах – это могут быть флажки разного цвета на столах, а при входе в класс раздаются листки тех же цветов и ученики садятся за столы со своим цветом).
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя: Сегодня
мы продолжаем изучать социальную структуру
общества. Разберем еще одну структурную единицу
– ЭТНОС.
Подумайте, какие ассоциации у вас возникают при
упоминании этого слова»
На доске составляется кластер:
Учащиеся предлагают свои варианты. Выбираем три понятия, часто называемых. Предполагается, что это будут: ПЛЕМЯ, НАРОДНОСТЬ, НАЦИЯи подчеркиваем их.
(Для того, чтобы эти три понятия прозвучали в ответах учеников, учитель задает наводящие вопросы).
На столы раздаются наборы понятий (Приложение 1) и таблицы-схемы (Приложение 2).
Учитель: Каждая группа должна из понятий, представленных в Приложении 1, составить характеристики всех трех категорий в таблицах-схемах и вывесить их на доску. От каждой группы один из учеников защищает проект характеристики всех трех понятий.
После выступлений учеников от каждой группы.
Учитель: Перед нами характерные признаки трех понятий и они называются ЭТНООБРАЗУЮЩИМИ ФАКТОРАМИ. А теперь посмотрите и прочитайте как характеризуются эти понятия в учебных текстах и в таблицах с теоретическим материалом.
На столы раздаются тексты (Приложение 3) и таблицы с теоретическим материалом (Приложение 4). После прочтения и просмотра предлагается исправить ошибки, допущенные учениками в своих проектах и проанализировать свою работу. Высказываются те ученики, кто представлял проект, могут высказать свое мнение и другие участники.
Учитель: Вам предлагается следующее
задание – попробуйте составить собственное
определение того слова, которое находится в
конверте. (На столы розданы конверты с
понятиями, разобранными на уроке). В своих
определениях используйте знания по истории и
разобранные сегодня этнообразующие факторы.
Определение должно быть кратким и емким. (Спонтанно:
1 группе (черный флажок) – племя; 2 группе
(желтый флажок) – народность; 3 группе
(белый флажок) – нация; 4 группе (красный
флажок) – этнос).
Через некоторое время ученики вывешивают свои
определения под таблицами на доске и зачитывают
их. На столы опять раздаются научные определения
данных понятий (Приложение 5)
и ученики сравнивают их с собственными,
высказывая свои комментарии о проделанной
работе.
Рефлексия: Все садятся в круг и каждый высказывает свои размышления, начиная со слов: «Я сегодня узнал(а)…