Общепедагогические технологии
-
Из опыта работы мастер-класса. Работа учителя с оценкой и отметкой 2007
Оценка не равна отметке - это в своих исследованиях и попытались доказать авторы мастер-класса, описав свою работу с оценкой и отметкой по составленному для себя плану.
-
Конспект урока окружающего мира в 3-м классе по теме: "Берегите воду!" (программа А.А. Плешакова) 2007
Комбинированный урок усвоения новых знаний, основанный на технологии М.Б. Воловича "Поэтапное формирование умственных действий", включающий в себя материальное действие ученика с реальными предметами. Урок формирует и обобщает знания о воде, явлениях природы (круговорот воды), связанных с водой; раскрывает противоречия между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения; помогает приобрести учащимся определенные знания и умения, позволяющие участвовать в практической деятельности по охране воды в природе.
-
Использование педагогического наследия А.С. Макаренко в процессе воспитания несовершеннолетних осужденных в общеобразовательной школе Мариинской воспитательной колонии 2007
Сегодня анализируется практика использования макаренковской педагогической системы в колониях для несовершеннолетних осужденных. Чем больше читаешь Макаренко, тем глубже понимаешь, что все его идеи, книги и статьи объединяет мысль: для воспитания и развития человека необходимо пользоваться разумно отобранными средствами - доверие, сотрудничество, высокая требовательность к личности и сознательности ее дисциплины. Такой элемент современной модели воспитательной колонии, как расширение возможностей самоуправления воспитанников, полностью заимствован из педагогической системы А.С. Макаренко.
-
Психолого-педагогические предпосылки развития компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности 2007
На современном этапе развития образования компетентностный подход стал ответом на появившееся противоречие между необходимостью обеспечения современного качества образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём из-за увеличения объёма информации, подлежащей усвоению.
-
Применение модульно-рейтинговой технологии обучения на уроках информатики и ИКТ 2007
Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка соответствия достижений учащегося государственному стандарту. Разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания учащихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации, - одно из условий совершенствования процесса обучения.
-
Работа с учебником: проблемы, поиск, результат 2007
Самостоятельность - замечательное свойство человека - результат воспитания и самовоспитания. Особую роль в формировании самостоятельности, несмотря на другие современные источники информации, по-прежнему играет книга. Однако опыт преподавания показывает, что учащиеся не хотят и не умеют работать с учебником. В работе сделана попытка выхода из сложившейся ситуации и описаны некоторые подходы для решения данной проблемы.
-
Организация учебно-исследовательской деятельности 2007
Образовательная программа, разработанная и реализуемая в лицее города Аксай Ростовской области, направлена на развитие у детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие способностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя. В основе построения учебных предметов естественно-научного цикла применяется междисциплинарный подход. Использование этого подхода позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, создать такие условия, чтобы каждый ученик смог найти свое место в учебном процессе.
-
Вовлечение педагогов школы в активное освоение информационных технологий для решения профессиональных задач (из опыта работы) 2007
Чтобы помочь педагогу сориентироваться в современном информационном пространстве, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности, в школе создана творческая группа педагогов, занимающаяся внедрением информационно-компьютерных технологий в учебный процесс и во внеурочную деятельность. Данная статья повествует о том, как спланировать и организовать такую работу.
-
Школьная научно-исследовательская экспедиция – путь расширения возможностей изучения родного края 2007
В статье идет речь об опыте работы педагогического коллектива средней школы по организации летней научно-исследовательской экспедиции школьников. Вот уже 10 лет педагоги вместе с учащимися выезжают в летние экспедиции и проводят интересную исследовательскую работу. По результатам этих исследований пишутся работы, разрабатываются ученические проекты. Эта форма работы способствует расширению образования учащихся, воспитанию любви к родному краю его историческому прошлому, помогает школьникам адаптироваться в обществе, формирует единый коллектив педагогов, учащихся, родителей.
-
Педагогическая диагностика уровня обученности учащихся начальных классов как средство организации коррекционной работы 2007
В настоящее время система современного образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растёт. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающие в связи с этим отклонения в поведении. Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса по единой методике трудно представить успешность усвоения предмета учащимися, а опора только на накопление отметок не позволяет объективно оценивать деятельность учащихся. Возникает необходимость единых форм системного контроля за усвоением учащимися учебного материала.
-
Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности 2007
В статье рассматриваются принципы организации деятельностного подхода в обучении как концепции современного образования. В статье обращается внимание на понятие "компетенции" как следствия нового подхода к личности учащегося, связи этого понятия с процессами проектирования, что позволит в итоге говорить о компетенции проектирования деятельности, а в более узком смысле - по отношению к целям образования - о формировании проектной компетенции, позволяющей определить учащегося как самостоятельную личность, присвоившую деятельностные позиции.
-
Методическая разработка "Технология шликерного литья. Изготовление сувениров" 2007
Данная методическая разработка представляет подробную технологию изготовления сувениров в технике шликерного литья. Оно дает возможность с большей точностью изготовить множество сувениров, совершенно одинаковых тонкостенных сосудов. Глиняное, или шликерное литье, основано на свойстве гипса впитывать в себя влагу и на свойстве глины отдавать влагу. Шликер - это глина, разведенная водой до состояния текучести, напоминающая по консистенции густые сливки.
-
Индивидуально-ориентированный план 2007
Каждый ребенок имеет возможность получить реальный опыт ответственности за собственную учебную деятельность. Каким образом? С помощью индивидуально-ориентированных планов (ИОП), которые являются основой индивидуально-ориентированной системы обучения. С помощью плана каждый ребенок, в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия, может выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала. Работая по индивидуально-ориентированным планам, ребенок учится контролировать себя, становится самостоятельным. Дети приобретают умения вести диалог, работать в команде, искать и находить компромиссы. В отношениях "ученик-ученик" исчезает агрессия.
-
Мультимедийный урок в 9-м классе по теме: "Номенклатура предельных углеводородов. Структурные формулы" 2007
В статье представлен мультимедийный урок для учащихся 9-х классов по теме "Номенклатура предельных углеводородов. Структурные формулы". На примере предельных углеводородов впервые разбирается номенклатура органических соединений и построение структурных формул. Вопросы, рассматриваемые в уроке, являются принципиально новыми, поэтому его содержание раскрывается путём использования ИК технологий, т.к. данная технология позволяет: сократить время обучения и повысить его качество, сделать урок информационно насыщенным, интересным для учеников.
-
Структурно-логические схемы как способ формирования культуры научного познания на уроках естествознания в 4–5-х классах 2007
У многих детей 10-11 лет в связи с особенностями развития мыслительных операций возникают трудности в понимании учебных текстов, поэтому, учебную информацию необходимо сделать более понятной. Для этого ее достаточно перевести в сжатую форму. Такой перевод текстов эффективно проходит через "коллективное мышление". Одним из способов осуществления такой организации учебного процесса является применение структурно-логических схем. В работе предлагается модель учебного занятия с применением опорных схем и опорных конспектов по разным темам курса "Естествознание".
-
Разностилевое обучение как условие повышения качества образования 2007
Обучение должно быть ориентировано на развитие познавательных способностей личности. При разработке индивидуальных траекторий обучения необходимо опираться на особенности мышления учащихся, их когнитивный стиль, как внутренний план любых учебных действий и операций. Смысл разностилевого обучения состоит не в том, чтобы "закрепить" учащегося за определенным познавательным стилем деятельности, а в том, чтобы создать ему условия для применения его индивидуальной стратегии обучения на основе когнитивного (познавательного) стиля.
-
Использование мультимедийных технологий в преподавании курса "Концепции современного естествознания" 2007
Базу курса "Концепции современного естествознания" составляют сведения из всех областей естественных наук. А естественные науки, как известно, это науки зрительных образов. С одной стороны возникает острая необходимость в наглядности, с другой - невозможность приобретения и сложность хранения бесчисленного количества пособий по физике, химии, биологии, геологии, географии, астрономии и пр. В этом случае лучшим решением проблемы может быть использование в учебном процессе мультимедиа технологий.
-
Программа курса по выбору предпрофильной подготовки "Промышленная добыча нефти" 2007
Основной целью данного курса является содействие профессиональной ориентации подростков через формирование у них знаний о профессии работников нефтяной промышленности. Программа данного курса для учащихся 9-х классов рассчитана на 16 часов учебного времени. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Главным результатом данного элективного курса является способность школьника определить уровень соответствия своих личностных качеств тем требованиям, которые предъявляются к работникам нефтяной промышленности, т.е. сориентироваться в выборе будущей профессии.
-
Технология обтяжки и драпировки кожи. Аксессуары "Дамский каприз" 2007
Художественная обработка кожи - один из видов декоративно-прикладного творчества. Представленный мастер-класс знакомит с процессом изготовления аксессуаров с применением технологий драпировки и обтяжки кожи.
-
Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Предложный падеж имени существительного" (в рамках программы "Школа-2100") 2007
Урок показывает реализацию метода постановки проблемной ситуации и её разрешения учащимися в ходе урока. Он представлен в виде путешествия к острову "Предложный падеж". Путешествуя, дети "открывают" новые знания, самостоятельно формулируют через подводящий диалог тему урока. Ученики становятся исследователями, учатся отстаивать и мотивировать свою точку зрения, используя свои наблюдения и знания.
-
Microsoft PowerPoint в формировании пространственных представлений учащихся на уроках математики 2007
В данной статье рассматривается одно из программных средств компьютера - программа Microsoft PowerPoint и ее применение при решении проблемы формирования пространственных представлений у учащихся на уроках математики в средней школе.
-
Образовательный дизайн и образовательные технологии 2007
Ценность проекта "Круг времени" - в пропаганде знаний о Родном крае и в практических рекомендациях по концептуальному проектированию одежды с учетом эстетической специфики предметно-пространственной среды, что является находкой в методическом плане. Данная работа - представление проекта модели взаимодействия трех предметов, как одного из способов изменения качества образования за счет интеграции в проектной деятельности: педагогического проектирования, проектирования учащимися, социального проектирования.
-
Интегрированный урок по теме: "Периодичность тригонометрических функций" 2007
Открытый урок по теме "Периодичность тригонометрических функций y = sinx, y = cosx, проводился в рамках "Единого методического дня" в 9-м классе по программе "Экология и диалектика" Тарасова Л.В. и в 10-м классе по программе профильного обучения. На уроке дается представление картины мира в целом, месте человека в нем, методах познания.
-
Гуманистическая направленность педагогических технологий в условиях проведения дополнительного образовательного процесса 2007
Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное - рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают воспитанникам осознать, что знания - это не только самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Капитанская дочка" - послание А.С. Пушкина потомкам" 2007
Урок проводится в форме семинара, получившего в литературе название "Конференция однородных групп". Данная инсценировка направлена на достижение многих целей: решение теоретических и практических проблем, формирование умений сотрудничать в группе при их обсуждении. Здесь школьники учатся выделять проблему и доказывать ее актуальность, готовить за короткое время выступления, выступать коротко, ясно и точно излагать мысли, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дополнять, возражать.
-
Изготовление цветов из соломки способами плетения 2007
Предлагаемое занятие знакомит детей с природным материалом - соломкой, как сырьем для изготовления изделий декоративно-прикладного творчества, с традициями художественной обработки соломки, учит детей приемам объемного соломоплетения.
-
Организация занятий по информатике с использованием элементов метода проектов 2007
Современный урок ценен не только получаемой на нем информацией, но и, прежде всего, обучением в ходе его способам деятельности для получения информации. Если смотреть на уроки информатики, то наибольшую эффективность эти идеи находят в применении на уроке элементов метода проектов. Для достижения положительных результатов применять элементы метода необходимо и в средних классах, постепенно приучая детей к такой методике построения урока.
-
Подготовка студентов педагогических вузов к проведению дидактических игр по физике в системе нестандартных уроков 2007
Уроки с применением игровых ситуаций относятся к нестандартным урокам. Организуя урок с использованием игровых ситуации, педагог стремится полнее учесть возрастные способности школьников и, в частности, удовлетворить естественную тягу к играм и к разнообразию видов учебной деятельности. Такие уроки пробуждают и развивают их интерес к процессу обучения и учебному предмету, кроме того, они служат хорошим средством разрядки, снятия умственного напряжения и усталости, удачным способом переключения с одного вида работы на другой, притом интересной.
-
Использование нестандартных уроков в системе профильного обучения 2007
Преподавание в системе профильного обучения – это ценностное отношение к старшекласснику, к культуре, к творчеству, это забота о здоровье обучающегося; внимательное отношение к его жизнедеятельности; это создание и постоянное обогащение культурно-информационной и предметно-развивающей образовательной среды; это признание личностно ориентированной, развивающей и творческой направленности содержания и технологии обучения; это забота о развитии и поддержке индивидуальности каждого ученика.
-
Семейный проект "Каким я хочу видеть своего ребенка" (родительская гостиная) 2007
Материал нацелен на вопрос сотрудничества с родителями, формирования их правовой культуры, умение увидеть в своем ребенке и в детях вообще личность, уважать их достоинство, подбирать и использовать правильные приемы и методы воспитания.