МАСТЕР – КЛАСС “КОПЕЙКА”
Цель данного мастер-класса показать, что используя одно единственное слово, можно показать целостность окружающего мира, через интегрированное обучение.
Проведение данного мастер-класса начнем с небольшого тренинга на внимание, восприятие и память. (презентация)
Тренинг:
I. Третий лишний.
Все мы знаем игру “Третий лишний”, где необходимо исключить из предложенного ряда лишнее и ответ обосновать (ответы могут быть различными).
А) 1, 2, 3, 4, 5;
Б) Рубль, алтын, копейка, доллар;
В) Шестерка, семерка, восьмерка, копейка, десятка.
II. Ассоциации.
Какие ассоциации вызывают у вас следующие слова?
А) Маленькая, круглая,
металлическая, мельхиоровая /копейка/.
Б) Деревянный, неразменный,
рванный, российский /рубль/.
В) Зеленый, желанный, падающий,
конвертируемый /доллар/.
Давайте попробуем сформулировать тему мастер – класса.
Тема мастер - класса “Копейка” и в свете моей педагогической концепции мастер – класс связан с интегрированным обучением.
“Ты можешь найти на улице копейку
И купить коробок спичек,
Ты можешь найти две копейки
И позвонить кому-нибудь из автомата,
Ну, а если звонить тебе некому;
Так зачем тебе две копейки?
Не покупать же на две копейки
Два коробка спичек!”
Галич
Еще несколько лет назад на копейку можно было купить какой-либо товар: коробок спичек, ластик, школьную тетрадь в 12 листов, выпить минеральную воду в автомате.
Сейчас за все за это попросят намного больше. Хотя монета эта сейчас не в особом ходу, название её слышишь часто.
В Москве и на Украине есть магазины с много обещающей вывеской “Копейка” с рекламой о “скандально низких ценах”, но товара на означенный номинал не найдешь.
В Интернет-магазине с тем же названием минимальная цена товара исчисляется в долларах. Пачку мороженого “48 копеек” вы не купите за 48 копеек, она стоит более 20 рублей. Издательский дом “50 копеек” все расчеты проводит в долларах. Вибрационный излучатель на стекло “Копейка”, стоимость 59 у.е. “Продажа ссылок за копейки!”- зазывает реклама в Интернете.
Вот и выходит: слышим звон, да не знаем, где он. Издевательство над копейкой получается.
А ведь как хорошо когда-то начиналась…
Первая копейка на Руси вошла в оборот в 30 –е годы XVI века.(1534 год).И название свое получила вполне обоснованно.
“ Знамя на деньгах: князь великий на коне, а имея копье в руце, оттом прозваша деньги копейные”.
Первая монета копеечного номинала чеканили из серебра. На нее можно было приобрести целого гуся.
Во времена правления Алексея Михайловича, отца Петра I, серебра не хватало, и копейку стали чеканить из меди.
При советской власти копейки производили из бронзы.
В годы Великой Отечественной монеты такого номинала не изготавливали – сплав, из которого их делали, шел на военные нужды.
Позже копейки содержали в себе медно-цинковый состав.
В наше время однокопеечные монеты чеканятся из сплава мельхиора – сталь, включающего в себя цветные металлы (медь и никель).
Назовите самую популярную пословицу об этом номинале. “Копейка рубль бережет”
В русском языке существует много пословиц, поговорок, крылатых фраз о копейке.
(“Копейка к копейке - вот и рубль”, “Копейка обоз гонит”, “Копейка к копейке – проживет и семейка”, “Жизнь – копейка”, “Размах на рубль – удар на копейку”, “Цена –копейка, да и то в базарный день”, “За три копейки канарейку, да чтоб пела и не ела”, “Одна копейка – и та ребром”.
Соберите из разрозненных слов пословицы о копейке.
“Домашняя копейка лучше заезжего рубля”
“Натура – дура, судьба – индейка, а жизнь –
копейка”
“Каждая копейка алтынным гвоздем прибита”
“Дали копейку, чтоб заговорил, а теперь и двумя
замолчать не заставишь”
“На копейку выпил, а на три опьянел”
Древнерусская метрология денежных единиц.
История копейки насчитывает более 4 веков. Назовите старинные денежные единицы.
1 рубль = 100 копеек
Полтина = 50 копеек
Полу полтина = 25 копеек
Гривенник = 10 копеек
Алтын = 3 копейки
Грош = 2 копейки
1 копейка
1 денежка = полкопейки
Полушка = четверть копейки
Решите задачку – прибаутку.
Алеша - три гроша,
Да шейка - копейка,
Да алтын - голова,
Да по три денежки нога:
Вот и вся ему цена.
Посчитайте сколько копеек стоит Алеша.
Ответ: 13 копеек
Решите задачу – колыбельную.
А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки,
Куплю Маше башмаки,
Останутся грошики,
Куплю Маше ложки,
Останутся полушки,
Куплю Маше подушки.
Определите:
Сколько стоят серьги? Денежка, полкопейки
Сколько стоят башмаки? Пятак, 5 копеек
А ложки сколько стоят? Грош, 2 копейки
Подушки стоят… Полушка, четверть копейки
Самый дорогой подарок после янтарей? Башмаки
И самый недорогой? Подушка
В первом учебнике математики “Арифметика” Леонтия Филипповича Магницкого встречаются задачи на денежные единицы.
Задача про гусей:
Некто купил 96 гусей. Половину гусей он купил, заплатив по два алтына и семь полушек за каждого гуся. За каждого из остальных гусей он заплатил по 2 алтына без полушки. Сколько стоит покупка?
Решение:
1 алтын = 3 копейки = 12 полушек.
1) 2 алтына 7 полушек = 12 х 2 + 7 = 31 полушка стоит один гусь.
2) 96: 2 = 48(гусей) половина всех гусей.
3) 31 х 48 = 1488(полушек).
4) 2 алтына = 24 полушки.
5) цена гуся из второй половины 24 – 1 =23 полушки.
6) 23 х 48 = 1104 полушки.
7) 1488 + 1104 = 2592 полушки = 2592: 2 = 648 копеек.
Ответ: 648 копеек = 6 рублей 48 копеек.
По данным Центробанка на 1 апреля 2006 г. в обращении в России находятся более 5 млрд. 358 млн. 800 тыс. однокопеечных монет.
Издательство “Деловой Петербург” пришло к интересным выводам. Оказывается, собирать копейки выгодно.
Тонна копеек принесет стопроцентную прибыль.
Тонна копеек – 666667 монет
Тонна копеек это 6666,67 рублей или около 247 долларов.
Сталь для чеканки монет стоит около 500 долларов за тонну.
Прибыль 100%.
Но попробуйте накопить 6666667штук копеек.
И так мы видим, что копейка обесценивается. А вот рубль крепчает.
В недавнее время в свет, вышла новая купюра достоинством в 5 тысяч.
Сколько же в ней копеечек-то? 500 000 штук.
А уберем копейку – 499999.
Маленькая, никчемная, а бережет довольно круглую сумму.
А мы сможем ли уберечь её саму?
Вывод: И так, мы с вами попробовали рассмотреть только одно слово с точки зрения истории, литературы, математики и экономики.
Используя одно единственное слово, можно показать целостность окружающего мира, через интегрированное обучение.
Литература:
1. “Энциклопедия Кирилл и Мефодий” Издательство “Кирилл и Мефодий”, 2007 г.
2. Ермакова И.В. Протасевич Т.А. Учебное пособие “Начало экономики”, М.: Вита-Пресс, 2001 г.
3. “Большая советская энциклопедия” (БСЭ) Издатель “Новый диск”, 2002 г.