Цели урока:
Обучающие:
- расширить представления о задачах обработки информации;
- дать представление о преобразовании информации путем рассуждений как еще одном способе обработки информации, ведущем к получению нового содержания, новой информации.
Развивающие:
- развивать у учащихся логическое, нестандартное мышление, память, интерес к предмету;
- способствовать формированию ключевых понятий;
- активизация творческой деятельности;
- выполнение заданий творческого характера, требующих системного, исследовательского подхода к решению проблемного вопроса.
Воспитывающие:
- воспитывать аккуратность, внимательность, наблюдательность;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- воспитание умения четко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Основные понятия:
- входная информация;
- выходная информация;
- логические рассуждения.
Тип урока: изучение и закрепление нового материала.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Разминка.
- Опрос пройденного материала.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Итог урока.
- Задание на дом.
Ход урока
1. Организационный момент.
1. Отметить отсутствующих.
2. Итак, вы находитесь, в кабинете информатики повторим технику безопасности в кабинете, (приложение 1.)
(Во время демонстрации слайдов, учитель сначала показывает слайд, дети отвечают, что он обозначает и лишь, потом показывается текст.)
3. Объявить тему занятия.
Тема сегодняшнего нашего занятия “Преобразования информации путем рассуждений”.
Объявить цели занятия.
На этом занятии нам необходимо расширить представления о задачах обработки информации.
Дать представление о преобразовании информации путем рассуждений как еще одном способе обработки информации, ведущем к получению нового содержания, новой информации.
Объявить план занятия.
Нашу работу мы построим следующим образом. Сначала проведем “Разминку”, где вы проследите связь информатики с другими предметами. Затем проверим домашнее здание. После чего мы с вами перейдем к изучению нового материала, его обязательно закрепим решением задач. В течение всего урока будет учитываться активность на уроке. Правильность и логичность рассуждений. За что вы получите оценки. И в конце урока мы подведем итоги нашего сегодняшнего урока.
2. Разминка.
Итак, вы любите путешествовать? Ну, тогда поехали! (приложение 2.)
3. Проверка домашнего задания.
Сейчас мы с вами разделимся на 2 группы. Одна выполняет тест на компьютере (приложение 3), вторая отвечает на вопросы. Затем меняемся.
Вопросы:
- Привести примеры обработки информации, ведущие к изменению её формы, но не содержания;
- Привести примеры обработки информации, ведущие к изменению её содержания, к получению новой информации;
- Можно ли утверждать, что для успешного решения математических задач достаточно знать все изученные формулы, а рассуждать логически не обязательно? Приведите примеры.
- Какие математические формулы должен знать человек, занимающийся ремонтом квартиры?
- Нужны ли при решении житейских задач знания, полученные вами в школе?
4. Объяснение нового материала.
На прошлом уроке мы с вами подробно рассмотрели, как можно обрабатывать информацию, изменяя её форму, но не содержание. Рассмотрели случаи, когда в результате обработки возникает новая информация.
Оказывается не всегда правила преобразования информации четко формализованы. Очень часто человеку приходится проводить логические рассуждения, взвешивать различные варианты и делать некоторый выбор. При этом вы задействуете не только знания, полученные в школе, но и свой жизненный опыт.
В качестве примера рассмотрим следующую задачу. (Демонстрация слайда.) (приложение 4) Слайды 1, 2, 3.
Задача 1. На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причем точно в таком порядке, в каком они перечислены. В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток в каком сосуде (кроме разумеется минеральной воды). Если стакан поставить между чаем и молоком (в данный момент он не стоит между ними), то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине. Определите, в какую посуду что налито.
Решение:
Для удобства рассуждений пронумеруем места сосудов. А теперь будем вместе рассуждать.
Чтобы стакан мог оказаться между сосудами с чаем и молоком, он должен переместиться на место 3 (а чашка, соответственно, - на место 4), так как на месте 2 он будет между минеральной водой и еще чем-нибудь.
Таким образом, он встанет точно в середине. Из этого можно сделать вывод, что в стакане находится кофе. Молоко из условия задачи, во-первых, рядом со стаканом, во-вторых, рядом с сосудом с квасом. Значит, в кружке находится чай, в чашке – молоко, в кувшине – квас. Задача решена.
Не менее интересна следующая задача. (Демонстрация слайда.) (приложение 4). Слайды 4 и 5.
Задача 2.
Возле школы растут шесть деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель и клен. Какое из этих деревьев, самое высокое и какое самое низкое, если известно, что береза ниже тополя, липа выше клена, сосна ниже ели, липа ниже березы, сосна выше тополя?
Решение: Здесь решение надо построить следующим образом. Обозначим деревья соответственно с, б, л, т, е, к. Тогда исходные данные задачи можно будет записать так: б< т, л >к, с < е, л <б, с >т. Следовательно, к <л< б< т< с< е. Таким образом, самое высокое дерево – ель, а самое низкое - клен. Задача решена.
5. Закрепление.
Открыли учебники на странице 61, будем выполнять №8.
Результаты рассуждений при решении задач бывает удобно фиксировать с помощью таблиц.
Задача №7 (У). (приложение 4). Слайды 6, 7, 8.
Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями школьных олимпиад по истории, информатике, математике, литературе и географии. Известно, что:
1) Победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере;
2) Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;
3) Саша всегда побаивался истории;
4) Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;
5) Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике;
6) Аня сожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу. Победителем, какой олимпиады стал каждый из ребят?
Проставляя “минусы” и “плюсы” заполняем таблицу.
Из первого и второго пункта следует, что Аня, Саша, Лена и Вася не могут быть победителями по информатике(ставим “минусы” в соответствующих ячейках). Соответственно Мише “плюс” по информатике и “минус” по остальным предметам. Ане “минус” по литературе. Саше - по истории. Лене и Саше по математике и литературе. Следовательно, у Саши осталась одна ячейка география, ставим в ней “плюс”. А остальным по линии географии ставим “минусы”. Тогда Лена – победитель по истории. Проставляя всем “минусы” по истории. Получаем, что Аня – победитель по математике, а Вася по литературе.
Предмет | Аня | Саша | Лена | Вася | Миша |
История | - | - | + | - | - |
Математика | + | - | - | - | - |
Информатика | - | - | - | - | + |
Литература | - | - | - | + | - |
География | - | + | - | - | - |
Открыли рабочие тетради на странице 40, выполняем самостоятельно аналогичную задачу № 39.
Задача № 39. (РТ)
В одной деревне живут три школьника: Саша, Коля и Петя. Они осваивают сельскохозяйственные профессии. Один из них готовится стать трактористом, другой – садовником, третий – комбайнером. В разное время нами были записаны следующие сказанные ими фразы:
1) Петя, ты меня не жди, я должен осмотреть свой комбайн.
2) Наблюдал я вчера, Коля, твой осмотр машины и подумал, что держать машину в отличном состоянии не легче, чем вывести новый сорт яблок.
3) Завтра, Коля, не приходи, я буду регулировать работу молотилки у комбайна.
Какой сельскохозяйственной профессией овладеет каждый из ребят?
Проверим ваши решения. (приложение 4) Слайд 9.
Школьник | Профессия | ||
тракторист | садовник | комбайнер | |
Саша | - | - | + |
Коля | + | - | - |
Петя | + | + | - |
Кто справился, выполняют задания творческого характера. Страница 62 учебника, задача №9.
Задача 9 (У).
Некий “черный ящик” настраивается на одну из восьми программ преобразования числовой или текстовой информации. Проанализировав приведенные ниже протоколы испытаний, определите вид информации и правило её преобразования.
вход 1 2 урок 5 10 11 выход о д не могу п д ?
Здесь “о” - первая буква соответствующего числительного. Ставим вместо вопроса.
вход осень 72 45 556 24 2000 выход не могу д д т д ?
Здесь “ч” - четырехзначное число.
вход 12 белый нос сел она река выход не могу п с г м ?
Здесь “с” - существительное.
5. Итог урока. Итак, мы сегодня с вами расширили представления о задачах обработки информации. Научились преобразовывать информацию путем рассуждений.
Познакомились еще с одним способом обработки информации, ведущем к получению нового содержания, новой информации.
Окрыли дневники. Оценки за урок. Записываем домашнее задание.
6. Домашнее задание: учебник страницы 56-57; РТ: №40, стр.40.