Кризис современного образования ставит вопрос не только о разработке новых педагогических технологий, но и об использовании данных, полученных в смежных отраслях знаний.
Можно сказать, что в настоящее время цель образования, как построение смысловой картины мира принята. Об этом можно судить, например, по тому, что во всех документах регламентирующих модернизацию российского образования содержится требование достижения “нового образовательного результата” понимаемого как успешное функционирование после окончания школы. Вот наиболее важные требования, из тех которые современное общество предъявляет к человеку: быть самостоятельным, уметь брать ответственность за себя, за успешность выбора и осуществления жизненных планов, уметь учиться, овладевать новыми способами деятельности, профессиями. Школьное обучение направлено, главным образом на развитие и тренировку логического мышления, а это, согласно выводам современной нейропсихологии противоречит поставленным целям. Проблема состоит в том, что в практике педагогической работы редко используются достижения нейропедагогики.
Назначение программы
Программа предназначена для внедрения и последующего постоянного совершенствования применения методов нейропедагогики в практике работы учителей в части диагностики индивидуальных нейрофизиологических особенностей и причин затруднений обучения школьников.
Цели программы
За счет выполнения программы должны быть:
- осуществлена коррекция целей, методов и приёмов процесса обучения, а также организации учебного материала и образовательного пространства с тем, чтобы полнее учитывать потребности и возможности правого полушария для формирования у обучающихся креативного мышления;
- произведен переход к необходимой степени индивидуализации методов, средств и приёмов процесса обучения для учета индивидуальных нейропсихологических особенностей обучающихся;
- заложена основа для перехода от знания к пониманию и от значений к смыслам элементов изучаемого материала.
Временные рамки и способ развития программы
Поставленные цели требуют от школы большой, сложной и во многом нетрадиционной работы, по этой причине они не могут быть достигнуты за один “акт внедрения”. В связи с этим после выполнения работ первого цикла внедрения и оценки полученных результатов потребуется выполнение ряда дополнительных циклов совершенствования процесса применения методов нейропедагогики. В связи с этим в данной программе показаны мероприятия первого цикла внедрения, распространяющегося на 3 года, а также намечен способ организации последующих циклов совершенствования указанных методов. Таким образом, программа должна развиваться и уточняться за рамками первого цикла внедрения в полном соответствии с правилами цикла Шьюарта-Деминга.
Ресурсы, необходимые для выполнения программы
Привлечение специалистов-нейропсихологов для обучения учителей основам нейропсихологии и нейропедагогики.
Привлечение специалистов-нейропсихологов для выполнения диагностики индивидуальных профилей латеральности.
Учебно-методические комплекты, адаптированные к возможностям как левополушарных, так и правополушарных учащихся.
При отсутствии таких учебно-методических комплектов необходима организация временных творческих коллективов (ВТК) по их разработке.
Мероприятия по реализации программы
№ п/п | Название мероприятия | Результат выполнения мероприятия, включая требования к результату | Длительность выполнения мероприятия |
1 | Анализ работы учителей с точки зрения нейропсихологии, нейропедагогики | Стартовый аналитический отчет с групповыми и индивидуальными характеристиками положительных сторон и недостатков в работе учителей с позиций нейропсихологии, нейропедагогики | 4 месяца |
2 | Обучение учителей основам нейропсихологии и нейропедагогики силами привлеченных специалистов-нейропсихологов | Учителя, обученные основам нейропсихологии и нейропедагогики по специализированному плану обучения | 4 месяца |
3 | Проведение диагностики индивидуальных
профилей латеральности учащихся и учителей (при участии и под руководством специалиста по нейропсихологии, а также силами самих учителей) |
Индивидуальные профили латеральности учащихся и учителей, позволяющие индивидуализировать методы, средства и приемы обучения. | 4 месяца (одноврем. с обучением учителей) |
4 | Ознакомление родителей с индивидуальными и типологическими особенностями детей (рекомендации нейропсихологов по выбору стратегии общения) | Родители, осведомленные о нейропсихологических особенностях детей и снабженные рекомендациями по выбору или коррекции способов общения с детьми) | 2 месяца |
5 | Коррекция компонентов процесса обучения для обеспечения их типологической ориентации на различные нейропсихологические типы учащихся | Учебно-методические комплекты,
адаптированные к возможностям как
левополушарных, так и правополушарных учащихся. Учебно-методические комплекты должны обеспечивать совокупность целей, методов и приёмов процесса обучения, а также организацию учебного материала и образовательного пространства, позволяющих полнее учитывать потребности и возможности правого полушария для формирования у обучающихся креативного мышления |
6 - 9 месяцев |
6 | Разработка учителями планов уроков, учитывающих индивидуальные профили латеральности. | Планы уроков, в которых учтены индивидуальные нейропсихологические особенности конкретных учеников. | 6 - 9 месяцев (одноврем. с коррекцией) |
7 | Практическое применение учителями совокупностей методов, средств и приемов, учитывающих индивидуальные профили латеральности. | Достижение учениками более высокой степени понимания и смысла элементов изучаемого материала | Полностью учебный год |
8 | Оценка уровня применения учителями методов нейропедагогики | Итоговый аналитический отчет первого цикла внедрения с групповыми и индивидуальными характеристиками положительных сторон и недостатков в работе учителей с позиций нейропсихологии, нейропедагогики | Полностью учебный год (сопровожд. практическ. применение) |
9 |
Разработка плана совершенствования применения учителями методов нейропедагогики в практической деятельности | Следующая редакция программы внедрения и совершенствования методов нейропедагогики | 1 месяц в конце того же учебного года |