Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей для духовно-нравственного совершенствования. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического воспитания.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Современное общество востребует не только человека информированного, знающего, сколько способного к познанию сложности быстро изменяющегося мира, к ценностному осмыслению этого многоликого мира через человека, его деятельность и взаимодействие с людьми.
Современный человек живёт в динамическом, изменяющемся мире – с его противоречиями, с отчуждением человека от труда, от социально – нравственных связей. Однако личность имеет неотчуждаемые свойства, к каковым относится мораль. Мораль как особый способ духовно – практического освоения мира не создаёт новых мотивов деятельности и общения, а, подводя под них новые основания, санкционирует такую деятельность, поведение и общение, которые одобряются и предписываются обществом.
Разрешение этой задачи составляет формирование личности ученика как субъекта морали. Одним из способов развития индивидуальной нравственности школьника является формирование способности к моральному и ценностному выбору, который становится основанием для организации собственной жизни.
В нашей школе развитие способности учащихся к выбору ценностей и поступков, формируя у них позицию вопроса, осуществляется в рамках достижения цели воспитания: “Личность, способная строить жизнь, достойную человека” (Н.Е. Щуркова). Педагогическая интерпретация этой цели воспитания обосновывает нормы, принципы педагогической деятельности, конкретизируется в правилах отбора содержания, форм и методов развития личности.
Воспитательная деятельность организуется через работу центра “Воспитание”, осуществляется через функционирование воспитательной системы школы: “Школа формирования достойной человека жизни”, воспитательных систем классов; формирование компетентностей в урочной и внеурочной деятельности; реализацию социально-педагогических проектов.
В школе действует детская организация – республика “ШКИД” (школа коллективных интересных дел); развиваются формы ученического самоуправления: конференция, совет актива (законодательный орган); президентская структура, комитеты учащихся (исполнительные органы).
Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей: воспитательная работа в процессе обучения; внеурочная деятельность; внешкольная деятельность.
Основная гипотеза нашей работы заключается в том, что главными факторами эффективности процесса воспитания являются деятельностный подход и системность.
В школе действует программа воспитания. Программа является ориентиром для каждого педагога школы, будь то классный руководитель или учитель-предметник, так как школу мы рассматриваем как единую, целостную воспитательную систему. Программа воспитания реализуется в каждом классном коллективе и имеет непосредственный выход на общешкольный уровень через реализацию социально-педагогических проектов и проведение КТД по каждому из пяти вышеперечисленных блоков.
Воспитательная система предложила иной взгляд на воспитательную работу: воспитание как развитие, сохранение и преобразование человеческих качеств во взаимодействии детей, педагогов, родителей, социума; воспитательная работа как совокупность усилий взрослых для решения конкретных задач созидания Человека. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем, на воспитание чувств. Растущего человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память умерших, быть благодарным людям за их труд.
МОУ СОШ №1 с УИОП п.Юрья находится на территории районного центра, с населением 6200 человек. Основные социальные институты, взаимодействующие со школой: РЦК и Д, спортшкола, школа искусств, ЦДТиТ, две библиотеки, РОВД, больница. Кроме этого, в посёлке есть административные и финансовые учреждения, предприятия и организации, с которыми школа активно сотрудничает, т.к. здесь трудятся родители учащихся.
С РОВД, библиотеками, РЦКиД. ЛОВД, ЦДТиТ школа работает по утверждённым планам совместной работы. Все предприятия посёлка участвуют в воспитательной работе: проводят беседы, участвуют в “Дне выпускника”, принимают классы на экскурсии, предоставляют возможность школьникам работать во время каникул, участвуют в трёхсторонних соглашениях по работе с трудными детьми, некоторые оказывают материальную поддержку. Школа выступает организатором и координатором работы.
Уровень педагогического мастерства коллектива школы достаточный для создания условий, при которых возможна самореализация каждого ребёнка. 39 учителей имеют первую квалификационную категорию, 10- высшую, 5 – вторую, без квалификационной категории 4 человека. Имеют государственные награды: “Отличник народного просвещения” -6 человек, “Старший учитель” - 3 человека, нагрудный знак “Почётный работник общего образования РФ”-5человек.
Уровень инновационного потенциала достаточный для организации исследовательской деятельности. Социологические исследования выявили, что, в основном, родители удовлетворены услугами, которые предоставляет школа для обучения, воспитания и развития их детей.
Пятый год педагогический коллектив работает над единой методической темой “Формирование ключевых компетентностей школьников как условия качественного образования”.
Для решения задач, стоящих перед школой используются коллективные групповые и индивидуальные формы работы.
Педагогический совет – высшая форма коллективной методической работы. Цель педсоветов - вырабатывать управленческие решения по созданию условий для эффективного сотрудничества членов школьного коллектива по повышению качества образования через создание целостной системы формирования ключевых компетентностей школьников. Тематика педсоветов:
- “Управление развитием одаренности школьников”,
- “Формирование ключевых компетентностей в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения”,
- “Формирование ключевых компетентностей школьников в воспитательной работе”.
Школьное методическое объединение классных руководителей изучило следующие темы:
- Организация, целеполагание и планирование воспитательной работы в школе, классе. (Практикум по постановке задач).
- Организация компетентностного подхода к воспитательной деятельности классного руководителя. (Теоретический семинар).
- Активные формы воспитательной работы. (Круглый стол).
- Системообразующая деятельность класса. (Конференция, из опыта работы классных руководителей.) и другие.
Для формирования ключевых компетентностей, познавательного интереса учащихся проводятся традиционные предметные недели и декады
В школе обучаются дети из благополучных семей – 48,4%, из малообеспеченных – 18,2%, из неблагополучных -10,7%, из неполных -25,4%, из многодетных -20,8%.
Создание альянса родители - школа - шаг к развитию в школе неповторимой саморазвивающейся воспитательной системы, в которой все: и учителя, и учащиеся, и родители - стали бы полноправными субъектами воспитания.
Существует множество систем воспитания и одна из них наша:
“Школа формирования достойной человека жизни”. (Приложение 1.Презентация)
Базовые ценности: мир, земля, отечество, человек, труд, знания, культура, семья.
Стратегическая цель. Формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека.
Задача: Создать условия для целенаправленного, системного развития человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности. На каждый год ставятся конкретные задачи.
Современные воспитательные концепции, лежащие в основе:
- Н.Е. Щуркова “Концепция формирования достойной жизни”
- В.А Караковский “Системное построение процесса воспитания”
- О.С. Газман “Педагогика поддержки”
Основные идеи
- Идея развития. Основной смысл воспитательной работы - развитие личности ученика его субъективности и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений самообразования и самовоспитания.
- Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности. Развитие мотивации и овладение методами творческой деятельности способствует более полному самовыражению личности.
- Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей и учителей является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.
- Идея выбора и ответственности. Имея возможность выбирать виды и формы деятельности, ребенок учится предполагать результаты и нести за них ответственность.
- Идея деятельности. Деятельность призвана породить удовлетворение от процесса деятельности и идеи, от переживания ценностного отношения к объекту деятельности.
- Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума
Принципы:
- Ориентация на социально-ценностные отношения. Предписывает педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями , словами, поступками, предметами и вещами человеческие отношения и ценности.
- Субъектности. Означает неуклонное содействие педагога развитию у ребёнка способности быть субъектом поведения в деятельности, а в итоге - своей жизни.
- Принятие ребёнка как данности.
Механизм (восхождение по ступеням).
- 1 ст.: 1-2 класс. Формирование ценностного отношения к природе.
- 2 ст.: 3-4 кл. Формирование ценностного отношения к нормам культурной жизни.
- 3 ст.: 5-6 кл. Формирование представлений о человеке, как субъекте и высшей ценности на земле.
- 4 ст.: 7-8 классы. Формирование ценностного отношения к социальному устройству.
- 5 ст.: 9-11 кл. Формирование жизненной позиции для индивидуального выбора пути
Направления деятельности: воспитание отношения к человеку, обществу, идеалу жизни, идеалу человека; психическое развитие; овладение этикетом; приобщение к здоровому образу жизни; развитие самоуправления и творчества.
Компетентности: Социальная, проектная, коммуникативная, рефлексивная, информационная, технологическая.
Компоненты (по Е.Н.Степанову).
Проекты, дела по каждому направлению: Агитрейд “Не проходите мимо”; диагностики и тренинги; акция “Забота”; Дни здоровья; ДО “ШКИД”.
Результат. Конкурсы “Ученик года”, “Результат года”, “Достижение года”.
Использованная литература:
1. Е.Н. Степанов “Педагогу о воспитательной системе школы и класса”. Москва 2004. Творческий центр.
Программа воспитания
Ступень | Цели по блокам | Задачи педагогов | Результаты реализации программы |
1 – 2 КЛАССЫ | Сформировать ценностное отношения к природе. | Примитивно-поведенческий уровень. Воспитание любви к “ малой родине” Развитие произвольности психических процессов Формирование качеств, составляющих культуру поведения. Формирование навыков санитарно-гигиенической культуры. Развитие навыков самообслуживания, творчества. |
Дисциплина, этикет. Не позволяет себя обижать. Знает свой край (обычаи, природу, народ, известных людей) Выполнение трудовых обязанностей Выполнение учебных обязанностей. Формирование ОУУН. Отсутствие правонарушений, злостных поступков. Замечает, реагирует на прекрасное. Знает, что есть семья, член семьи. Осознание половой принадлежности. Соблюдает правила поведения в природе. Знает о существовании мест, где идёт война. Различает состояния мир - война. |
3 КЛАСС. | Сформировать ценностное отношение к нормам культурной жизни. | Природа России. Многообразие флоры и
фауны. Развитие произвольности психических процессов. Формирование культуры взаимоотношений. Приобщение к гигиенической культуре. Развитие навыков самообслуживания, творчества. |
|
4 КЛАСС УСВОЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НОРМ ОБЩЕЖИТИЯ |
Формирование отношения к природе как
общему дому. Развитие произвольности психических процессов. Формирование культуры поведения. Организация здорового образа жизни. Формирование опыта деятельности. Развитие творчества. |
||
5 КЛАСС | Сформировать представления о человеке, как субъекте и высшей ценности на земле. | Эмоциональный уровень Расширение представлений о человеке. ( Человек и природа. Человек в его многообразных увлечениях.) Развитие психических качеств личности, психосаморегуляции. Освоение двух уровней этикета. Приобщение к здоровому образу жизни. Организация коллективной деятельности, развитие творчества. |
Способен к сопереживанию. Оценивает свои достоинства и недостатки. Проявляет интерес к общественно-политическим процессам, переживает успехи, неудачи. Выполняет поручения. Трудолюбие. Познавательный интерес. Формирование компетентностей. Любознательность. Стремление к общению с прекрасным. Самообслуживание. Выполняет социальные роли (Брат, сестра, внук, сын, дочь, друг) Переживает трагедии. Чувствует радость и гордость за удачи. Переживает трагедии народов. Сочувствует. Ценит радость мирной жизни |
6 КЛАСС | Расширение представлений о человеке.
(Человек в отношении к самому себе. Человек и
семья.) Развитие процесса саморегуляции. Формирование положительной “Я” -концепции. Овладение третьим уровнем этикета. Приобщение к здоровому образу жизни. Развитие коллективистских отношений внутри класса. Повышение творческого потенциала. |
||
7 КЛАСС | Сформировать ценностное отношение к социальному устройству. | Расширение представлений о человеке. Формирование представления об индивидуальности и особенностях своего “Я” Формирование отношения к этикету как к норме жизни общества. Формирование полового самосознания и здорового образа жизни. Развитие творческого мышления и самостоятельности. |
|
8 КЛАСС ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОПРИЧАСТНОСТЬ |
Расширение представлений о разных
способах социального устройства Формирование представления о самосознании и его месте в самовоспитывающей деятельности. Воспитание грамотного отношения к медико-профилактическим мерам, как средству сохранения здоровья человека. Формирование отношения к этикету как норме жизни общества. Формирование навыков коллективной творческой деятельности. |
||
9 КЛАСС | Сформировать жизненную позицию индивидуального выбора пути. | Мотивированно-поведенческий уровень. Формирование отношения человека к обществу Формирование у подростка представления о самосознании и его месте в самовоспитании. Овладение четвёртым уровнем этикета. Формирование представлений о здоровом образе жизни как гарантии здоровья будущего потомства. Формирование навыков КТД. |
Постоянно ориентирован на других
людей. Культивирует свои достоинства. Общественно активен, инициативен. Развиты чувства гражданственности, патриотизма. Участие в общественно полезных делах. Умеет трудоустроиться. Самообразовательная работа. Компетентен. Самостоятельное общение с прекрасным. Не приемлет вандализма. Чувствует себя членом семьи, ответственность, полезность, сопереживание. Экологическое сознание. Готов служить миру. Пропагандирует мирный образ жизни. Ощущает гармонию мира. |
10-11 КЛАСС ПОВЕДЕНИЕ, ПОСТРОЕННОЕ НА УБЕЖДЕНИИ, ОСОЗНАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛА ЦЕННОСТЕЙ |
Формирование идеала человека,
жизненной позиции. Формирование навыков безопасного поведения “Познай себя” Формирование готовности к активному самопознанию и объективному самосознанию. Развитие творчества и самотворчества, самоуправления. |
КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ
Для исследования результативности воспитательной системы используется совокупность критериев, показателей и методик изучения.
Критерии эффективности | Показатели | Методики изучения |
Воспитанность | Самооценка личностных качеств. (4 кл) | Методика “Репка”. Кафедра педагогики РГПУ им. Герцена |
Уровень самооценки | Методика Газмана О.С. “Саморазвитие личности подростка” | |
Уровень саморазвития | ||
Уровень саморазвития | ||
Сформированность индивидуальности выпускника школы | Нравственная направленность | Тест Н.Е.Щурковой “Размышляем о жизненном опыте”, педагогическое наблюдение |
Креативность личности выпускника | Метод экспертной оценки продуктов творческой деятельности учащихся | |
Компетентность выпускника | Наблюдение, анкетирование | |
Удовлетворённость учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса | Комфортность, защищённость личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе | Методика А.А.Андреева “Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью” |
Удовлетворённость педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе | Методика Е.Н.Степанова “Изучение удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении” | |
Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания ребёнка, его положением в школьном коллективе | Методика Е.Н.Степанова “Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения” | |
Сформированность классного коллектива | Эталонность школьного коллектива в восприятии его членов | “Социально-психологическая самоаттестация коллектива” методика Р.С. Немова |
Уровень самоуправления | Самоуправление в классе, школе | Методика М.Рожкова “Самоуправление” |
Взаимоотношения в семье | Комфортность, защищённость ребёнка в семье | Анкетирование |
Здоровье учащихся | Отношение учащихся к своему здоровью | Анкетирование |
Читательская активность | Количество прочитанных книг на одного ученика | Мониторинг |