Опыт использования различных наглядных пособий при обучении на цикле анатомо-физиологических дисциплин в УОР № 2

Разделы: Общепедагогические технологии


Училище олимпийского резерва №2 является учебным учреждением среднего специального образования, имеющим ярко выраженную специфику. Специфика заключается прежде всего в том, что учащиеся являются действующими, активно выступающими спортсменами, часто и подолгу находящимися на учебно-тренировочных сборах и спортивных выступлениях. Продолжительное отсутствие учащихся в учебных аудиториях, крайне скудное обеспечение специальной литературой (учебники, атласы и пр.), предназначенной для средне-специальных училищ спортивного профиля и лимитирование учебных пособий по объемно-весовым характеристикам (при взвешивании багажа в аэропортах) диктует настоятельную необходимость создания информационно емких пособий на современных носителях, а также поиска и внедрения методов и приемов в работе, позволяющих максимально приблизить самостоятельные занятия учащихся к занятиям под руководством преподавателя.

Для решения этой задачи нами было рассмотрено множество вариантов размещения необходимой учебной информации на различных носителях:

  • На бумаге
  • На CD и DVD дисках
  • В Интернете и пр.

Каждый из носителей рассматривался с точки зрения эффективности и компактности, удобства использования, возможности многократного использования в процессе обучения.

Исследования проводились как в аудитории, так и в условиях учебно-тренировочных сборов. В работе участвовали учащиеся-спортсмены различных видов спорта, как юноши, так и девушки.

В результате проведенной работы оказалось, что наиболее удобным и эффективным с точки зрения усвоения информации являются CD и DVD носители. Использование Интернета также возможно и в некоторых случаях эффективно (особенно при дистанционном обмене информацией), но менее доступно для большинства учащихся.

Использование бумажных носителей совершенно необходимо для выполнения самостоятельных работ. В течение нескольких лет мы проводили работу с учащимися по составлению ими личных папок с рисунками, схемами и таблицами, поясняющими и дополняющими тексты лекций. Эти рисунки творчески обрабатываются учащимися с использованием цветных карандашей, фломастеров и пр., что намного повышает эффективность самостоятельной работы, осмысления полученной информации и практического приложения ее к своему спортивному труду.

В конце обучения в училище у каждого учащегося оказывается компактный, удобный и осмысленный материал, охватывающий в виде модулей предметы анатомо-физиологического цикла, в разработку которого внесена большая доля личного участия.