Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем ребята осваивают в ходе проектной деятельности, которая дает возможность шире раскрыть способности и личностный потенциал ребенка, его инициативу и творчество.
Реализуя эту проблему, хотелось бы предложить свой опыт работы над проектом в начальной школе.
1) Обзор проблемы.
С мала ключика студена
Потекла река,
С невелика начиналась
Матушка Москва.
Свыше 860 лет назад на крутом холме между реками Москвой и Неглинкой выросла маленькая крепость с высокими бревенчатыми стенами. Её назвали Москвой. Город рос, и кольцо крепостных стен пришлось расширить. Деревянные, дубовые стены при Дмитрии Донском заменили новыми – из белого камня. С тех давних пор из небольшой крепости вырос и расширился огромный город.
Много на своем веку довелось повидать Москве. Город много страдал от вражеских набегов, от междоусобиц, от пожаров, от засухи и голода. Но силен дух и характер Москвы, претерпела Гент и не сломали голод и пожары, и стоит по сей день великий г Москва живет и радуется своему процветанию. История Москвы интересна и захватывает своими сказаниями и легендами. На сегодняшний день Москва является крупнейшим в стране и одним из важнейших в мире политическим, промышленным, научным и культурным центром.
Москва - сердце России, центр притягивающий своей необыкновенной динамикой и ритмом, своим переплетением культуры, искусства, политики и науки. Москва восхищает и завораживает своими прекрасными пейзажами, видами, достопримечательностями.
Что мы знаем о Москве? История Москвы хранит в себе еще немало тайн и загадок. Москва – великий город. Незримую силу и мощь ее можно ощутить в историческом центре Москвы, где каждый храм, каждый камень хранит в себе печали и радости былых времен.
В своём проекте мы решили поближе познакомиться с любимым городом.
2) Цели и задачи.
ГИПОТЕЗА: если мы выполним данный проект, то мы больше узнаем о столице нашей Родины и внесём свой вклад в популяризацию достопримечательностей этого прекрасного города.
ЦЕЛЬ: изучение достопримечательностей Москвы
ЗАДАЧИ:
- ознакомление с историко-архитектурными памятниками Москвы
- знакомство со старой школой, методами преподавания в ней
- развитие умения выступать публично, проводить заочные экскурсии
- воспитание патриотизма, любви к своему Отечеству, городу
3) Методы исследования.
- знакомство с библиографическими источниками
- очные экскурсии
- заочные экскурсии
- беседа
- лекции
- доклады
- творческая рефлексия
- театрализация
- погружение в атмосферу конкретного временного периода
- составление эссе
- коллективное творческое дело
4) Результаты.
В ходе выполнения исследовательского проекта (Приложение 1) были выполнены следующие виды работы:
- сбор информации (библиографической и поисковых систем Интернета)
- посещение экскурсий (“Соборная площадь Кремля”, “Башни Кремля”, “Уроки в старой школе” в Политехническом музее, “Посвящение в москвичи”)
- проведение заочных экскурсий (для учащихся младших классов)
- коллективное изготовление макета Кремля
- инсценирование отрывка исторической повести В.Яна “Никита и Микитка”
- написание рефератов, эссе, докладов
- проведение конкурсов рисунков о Москве (на асфальте и на бумаге)
На экскурсиях мы много узнали о сердце России - московском Кремле, о том, что он является географическим и историко-культурным центром, располагается на знаменитом Боровицком холме. Мы познакомились с бесценными сокровищами Кремля, прикоснулись к древним святыням, расширили знания о художественном наследии нашей страны. Являясь старинной частью города Москвы, Московский Кремль на сегодняшний день стал местом, где располагаются высшие органы государственной власти России. Московский Кремль представляет из себя главный историко-культурный памятник нашей России. Историко-архитектурные памятники Московского Кремля включены в список особо ценных объектов культурного наследия России и в Реестр Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Выполняя макет Кремля, мы узнали, что на протяжении всей кремлёвской стены высится 20 башен различных высот, форм и стилей, каждая из которых имеет своё предназначение, свою историю.
Инсценируя историческую повесть В.Яна “Никита и Микитка”, мы узнали о Москве времен Ивана Грозного, о том, как учились боярские и крестьянские дети, о первопечатнике Иване Федорове.
Работая над проектом, мы поняли, что Москва - это не просто столичный город, в котором находится верховная власть нашего государства. Москва - это сердце и душа России. И если мы будем знать и уважать великое прошлое нашей столицы, любить её, то Москву, а, значит, и нашу Родину, ждёт великое будущее!
5) Выводы.
“Я - москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя. Я - москвич!” - писал Владимир Алексеевич Гиляровский, знаменитый автор бессмертной книги “Москва и москвичи”.
Времена меняются, Москва живет, процветает и развивается. Здесь динамика и ритм жизни заставляет двигаться вперед, покорять вершины. Здесь события меняются с большой скоростью.
В кипящей бездне жизни под покровом ореола мира и добра живет и процветает град.
“Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось!” (А.С. Пушкин). Сколько песен и стихов написано об этом замечательном городе! Что мы знаем о Москве? Москва подарила человечеству множество выдающихся людей. Сколько легенд и сказаний рассказано, и сколько еще тайн хранит история Москвы. На территории города насчитывается свыше трех тысяч памятников истории и культуры, принятых на государственную охрану, около двух тысяч выявленных построек культурного наследия и более пяти тысяч ценных объектов историко-градостроительной среды.
Мы только немного приоткрыли завесу тайн любимого города. Наша дальнейшая задача - продолжение изучения истории и архитектурных памятников любимого города.
6) Литература.
- Благой М.Т. Архитектурные памятники. - М., 1989 г.
- Готье Т. Путешествие в Россию. - М., 1990 г.
- МОСКВА. Энциклопедия. - М., 1980 г.
- Осетров Е. Моё открытие Москвы. - М., 1981 г.
- Шалинов К.П. Путешествие в Малороссию. - М., 1982 г.