Программа эксперимента "Апробация модели внутришкольной профилизации на основе индивидуального учебного плана"

Разделы: Общепедагогические технологии


1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс самоопределения и самореализации личности школьника в условиях выбора индивидуальной образовательной траектории.

2. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – модель внутришкольной профилизации на основе индивидуального учебного плана (ИУП).

3. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Проблема подготовки молодёжи к профессиональной деятельности, самоопределение и самореализация личности - одна из самых важных проблем в образовании, решение которой на протяжении многих лет ищут учёные-педагоги всего мира.

Анализ мировых тенденций развития образования и его важнейшей составляющей профильного обучения свидетельствует, что основной поиск науки и практики ориентирован на развивающие возможности человека, успешность его социализации и адаптации. В изменяющемся мире (экономика, культура, профессиональный труд и другие сферы жизни) предусматривается включение учащихся в широкий спектр различных видов деятельности. Но в то же время наблюдается и направленность на некоторую заданную предопределённость, ограничивающую личностное развитие человека в процессе образования. Российская школа имеет немалый опыт по профильному обучению учащихся.

Педагогический коллектив школы им. В.Г. Шухова с первых дней открытия школы стремился решать задачи всестороннего гармонического развития учащихся, подготовки молодежи к жизни в сложных условиях реформируемого общества.

С этой целью были разработаны и апробирована система модулей, блоков, дополняющих учебные предметы и дающие возможность учащимся полнее и глубже раскрыть свои потенциальные способности, выявить интересы. Эти же задачи решал широкий круг кружков, студий, секций. Углублять свои знания учащиеся могли на занятиях факультативных курсов, в классах предметного направления. Педагогический коллектив активно сотрудничает с Белгородским государственным технологическим университетом им. В.Г. Шухова, в школе работает группа по подготовке к обучению в вузе.

В основу работы педколлектива была положена личностно - ориентированная парадигма образования и воспитания. С помощью доктора педагогических наук, профессора Белгородского государственного университета Давыденко Т. М., были изучены и внедрены в практику работы педагогов главные черты личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Работа по созданию инновационной модели школы-комплекса, как основного пути предпрофильной подготовки учащихся заложила основы для перехода к сознанию модели профильного обучения в старших классах.

С 2004\05 учебного года школа наряду с 41 общеобразовательным учреждением Белгородской области стала участницей регионального эксперимента по введению профильного обучения. Был апробирован экспериментальный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Белгородской области (2004-2006 уч. г.), разработана и апробирована 21 программа элективных курсов, организована психолого-педагогическая поддержка предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, состоялся выпуск физико-математического и химико-биологического профилей.

Профилизация старшей школы предполагает появление реального многообразия в системе образования и реализацию права выбора старшеклассниками образовательных программ с учетом индивидуальных образовательных целей. Анализ проведенной в течение двух лет экспериментальной работы по профильному обучению, диагностики по выявлению интересов учащихся и запросов родителей выявил следующие противоречия:

  • между образовательными потребностями молодых людей и их родителей и фиксированным спектром профильных учебных предметов по каждому профилю базисного учебного плана;
  • между многообразием склонностей и способностей учащихся и ограниченным количеством самих учащихся.

Решение этих противоречий в условиях модернизации общего среднего образования коллектив видит в организации профильного обучения на основе индивидуального учебного плана, который наиболее полно реализует идею индивидуализации обучения, максимального учета познавательных потребностей и особенностей личности, обучаемых и являются перспективной формой организации профильного обучения.

4. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Апробировать модель профильной, старшей школы, используя внутришкольную профилизацию для обучения, по индивидуальным учебным планам.

Для достижения данной цели следует решить задачи:

  • обеспечить в старшей школе возможности выбора образовательных программ в соответствии с индивидуальными потребностями школьников;
  • выявить роль индивидуальных программ развития и саморазвития как основы организации учебной и воспитательной деятельности;
  • усилить практическую направленность образования в школе II и III ступени;
  • провести корректировку контрольно-оценочной системы, адекватной новым образовательным целям и направленной на модернизацию системы образования;
  • совершенствовать условия для предпрофильного образования в 8-9 классах;
  • совершенствовать организацию учебного процесса, использовать перспективные методы и формы проведения занятий, технологий обучения;
  • разработать систему диагностики эффективности творческой, интеллектуально развитой личности;
  • развивать взаимоотношения с вузами, промышленными предприятиями, сферой услуг и другими организациями по содержанию профильного обучения и трудоустройству учащихся;
  • совершенствовать систему методической работы учителей профильных классов.

5. ГИПОТЕЗА

Обеспечение процесса самоопределения и самореализации личности школьника в условиях выбора индивидуальной образовательной траектории будет проходить с максимальной отдачей для развития личности, если:

  • в образовательном учреждении формируется развивающая среда, обеспечивающая благоприятные условия для реализации жизненных планов, потребностей и интересов учащихся, а также развития их творческого потенциала;
  • содержание образовательного процесса строится на вариативной основе, обеспечивающей каждому ученику возможности самореализации в учебной деятельности, выборе индивидуальной траектории развития на основе индивидуального учебного плана;
  • организуется диагностика интересов, склонностей и способностей детей и эффективности формирования личности ученика, которые в дальнейшем смогут определить характер и успешность образовательной деятельности учащихся;
  • эффективно реализуется имеющаяся материально-техническая база учебно-воспитательного процесса.

6. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • повышение уровня самоопределения и самореализации учащихся;
  • сформированность у выпускников значимых личностных качеств, наличие которых предусматривается в каждом виде профессиональной деятельности;
  • высокий уровень социальной адаптивности выпускников как результат соответствия их индивидуально-психологических особенностей и полученных ЗУН профилю выбираемой специальности.

7. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

  • теоретический и проблемно-ориентированный анализ результатов учебно-воспитательного процесса;
  • психологическая диагностика;
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • анализ продуктов деятельности учеников и учителей.

8. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭТАПАМ

Мероприятия Сроки Исполнители
Диагностический этап
1 Изучение литературы по проблеме  Январь-февраль

2006 г.

 Администрация, члены творческой группы
2 Ознакомление с опытом работы школ г. Москвы по данной проблеме. Март 2006 г.   Администрация, члены творческой группы
3 Анализ результатов изучения образовательных запросов потенциальных учащихся профильных классов. Январь

2006 г.

Администрация, психолог

 

4 Анализ возможностей школы по удовлетворению образовательных запросов школьников. Апрель

2006 г.

Администрация школы

Прогностический этап

5 Предварительный выбор организационной модели обучения. Уточнение формулировок проблемы, целей и задач, гипотез, запросов родителей и интересов учащихся 9 классов.  Апрель-май 2006 г.  Администрация, члены творческой группы, психолог

Организационно-подготовительный этап

6 Мероприятия по согласованию и утверждению эксперимента.  Май-август 2006 г.  Администрация школы, члены творческой группы
7 Разработка рабочего варианта школьного учебного плана для выбора учащихся.  Май 2006 г.  Администрация школы
8 Знакомство учащихся 9 классов и их родителей с рабочим вариантом школьного учебного плана.  Май 2006 г.  Администрация школы
9 Обучение школьников методике составления индивидуального учебного плана (ИУП).  Май 2006 г.  Зам. по НМР, классные руководители
10 Разработка ИУП учащимися 9 классов.  Июнь 2006 г.   Зам. по НМР, классные руководители
11 Обработка и анализ данных ИУП учащихся и определение возможностей по их обеспечению внутри школы. Июнь 2006 г  Администрация школы
12 Подготовка учебно-методического сопровождения профильного обучения по ИУП на учебный год.  Июнь-август 2006 г. Администрация, члены творческой группы

Практический этап

13 Заключение договоров с родителями об обучении школьников по ИУП. Август 2006г. Администрация
14 Формирование учебных групп по всем предметам и элективным курсам. Август 2006г. Администрация
15 Составление расписания занятий учащихся 10 классов по ИУП. Август 2006г. Администрация
16 Проведение семинаров и практикумов по проблеме эксперимента. В течение всего периода эксперимента Методическая служба школы
17 Организация работы по ранней профилизации с учащимися 8 классов. Сентябрь

2006 г.

Администрация, психолог, классные руководители
18 Организация работы по предпрофильной подготовке с учащимися 9 классов: профориентационная работа, диагностика интересов, элективные курсы. Сентябрь

2006 г.

Администрация, психолог, классные руководители
19 Апробация диагностического инструментария изучения эффективности обучения по ИУП. Октябрь 2006 - июнь 2007г. Администрация, психолог

 

 
20

 

Разработка ИУП учащимися 10 классов на следующий учебный год. май 2007 г.  Зам. по НМР, кл. руководители

 

21 Подписание проектов договоров об обучении школьников по ИУП с родителями на 2007-08 уч. г.  май 2007 г.  Администрация школы

 

22 Обработка и анализ данных ИУП учащихся и определение возможностей по их обеспечению внутри школы. Июнь 2007 г  Администрация школы
23 Оперативная рефлексия процесса и результатов экспериментальной деятельности за учебный год. Июнь 2007 г. Администрация школы

 

24 Подготовка учебно-методического сопровождения профильного обучения по ИУП на учебный год.  Июнь-август 2007 г. Администрация, члены творческой группы
25 Заключение окончательных договоров с родителями об обучении школьников по ИУП на 2007-08 уч. г. Август 2007 г.

 

Администрация
26 Формирование учебных групп по всем предметам и элективным курсам. Август 2007 г.

 

Администрация
27 Составление расписания занятий учащихся 11 классов по ИУП. Август 2007 г. Администрация
28

 

Формирование информационно- методического фонда разработок педагогов. В течение всего периода эксперимента Методическая служба школы
29 Мониторинг учебно-воспитательного процесса. В течение всего периода эксперимента  

 

администрация

Обобщающий этап

30 Обработка полученных данных. Май-июнь 2008 г.  администрация
31 Анализ данных и получение выводов.  Июнь

2008 г.

 администрация
32 Написание отчетных материалов  Июнь-июль 2008 г.  администрация
33 Проведение конференции по результатам эксперимента. Сентябрь 2008 г. администрация