1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс самоопределения и самореализации личности школьника в условиях выбора индивидуальной образовательной траектории.
2. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – модель внутришкольной профилизации на основе индивидуального учебного плана (ИУП).
3. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Проблема подготовки молодёжи к профессиональной деятельности, самоопределение и самореализация личности - одна из самых важных проблем в образовании, решение которой на протяжении многих лет ищут учёные-педагоги всего мира.
Анализ мировых тенденций развития образования и его важнейшей составляющей профильного обучения свидетельствует, что основной поиск науки и практики ориентирован на развивающие возможности человека, успешность его социализации и адаптации. В изменяющемся мире (экономика, культура, профессиональный труд и другие сферы жизни) предусматривается включение учащихся в широкий спектр различных видов деятельности. Но в то же время наблюдается и направленность на некоторую заданную предопределённость, ограничивающую личностное развитие человека в процессе образования. Российская школа имеет немалый опыт по профильному обучению учащихся.
Педагогический коллектив школы им. В.Г. Шухова с первых дней открытия школы стремился решать задачи всестороннего гармонического развития учащихся, подготовки молодежи к жизни в сложных условиях реформируемого общества.
С этой целью были разработаны и апробирована система модулей, блоков, дополняющих учебные предметы и дающие возможность учащимся полнее и глубже раскрыть свои потенциальные способности, выявить интересы. Эти же задачи решал широкий круг кружков, студий, секций. Углублять свои знания учащиеся могли на занятиях факультативных курсов, в классах предметного направления. Педагогический коллектив активно сотрудничает с Белгородским государственным технологическим университетом им. В.Г. Шухова, в школе работает группа по подготовке к обучению в вузе.
В основу работы педколлектива была положена личностно - ориентированная парадигма образования и воспитания. С помощью доктора педагогических наук, профессора Белгородского государственного университета Давыденко Т. М., были изучены и внедрены в практику работы педагогов главные черты личностно-ориентированного обучения и воспитания.
Работа по созданию инновационной модели школы-комплекса, как основного пути предпрофильной подготовки учащихся заложила основы для перехода к сознанию модели профильного обучения в старших классах.
С 2004\05 учебного года школа наряду с 41 общеобразовательным учреждением Белгородской области стала участницей регионального эксперимента по введению профильного обучения. Был апробирован экспериментальный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Белгородской области (2004-2006 уч. г.), разработана и апробирована 21 программа элективных курсов, организована психолого-педагогическая поддержка предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, состоялся выпуск физико-математического и химико-биологического профилей.
Профилизация старшей школы предполагает появление реального многообразия в системе образования и реализацию права выбора старшеклассниками образовательных программ с учетом индивидуальных образовательных целей. Анализ проведенной в течение двух лет экспериментальной работы по профильному обучению, диагностики по выявлению интересов учащихся и запросов родителей выявил следующие противоречия:
- между образовательными потребностями молодых людей и их родителей и фиксированным спектром профильных учебных предметов по каждому профилю базисного учебного плана;
- между многообразием склонностей и способностей учащихся и ограниченным количеством самих учащихся.
Решение этих противоречий в условиях модернизации общего среднего образования коллектив видит в организации профильного обучения на основе индивидуального учебного плана, который наиболее полно реализует идею индивидуализации обучения, максимального учета познавательных потребностей и особенностей личности, обучаемых и являются перспективной формой организации профильного обучения.
4. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Апробировать модель профильной, старшей школы, используя внутришкольную профилизацию для обучения, по индивидуальным учебным планам.
Для достижения данной цели следует решить задачи:
- обеспечить в старшей школе возможности выбора образовательных программ в соответствии с индивидуальными потребностями школьников;
- выявить роль индивидуальных программ развития и саморазвития как основы организации учебной и воспитательной деятельности;
- усилить практическую направленность образования в школе II и III ступени;
- провести корректировку контрольно-оценочной системы, адекватной новым образовательным целям и направленной на модернизацию системы образования;
- совершенствовать условия для предпрофильного образования в 8-9 классах;
- совершенствовать организацию учебного процесса, использовать перспективные методы и формы проведения занятий, технологий обучения;
- разработать систему диагностики эффективности творческой, интеллектуально развитой личности;
- развивать взаимоотношения с вузами, промышленными предприятиями, сферой услуг и другими организациями по содержанию профильного обучения и трудоустройству учащихся;
- совершенствовать систему методической работы учителей профильных классов.
5. ГИПОТЕЗА
Обеспечение процесса самоопределения и самореализации личности школьника в условиях выбора индивидуальной образовательной траектории будет проходить с максимальной отдачей для развития личности, если:
- в образовательном учреждении формируется развивающая среда, обеспечивающая благоприятные условия для реализации жизненных планов, потребностей и интересов учащихся, а также развития их творческого потенциала;
- содержание образовательного процесса строится на вариативной основе, обеспечивающей каждому ученику возможности самореализации в учебной деятельности, выборе индивидуальной траектории развития на основе индивидуального учебного плана;
- организуется диагностика интересов, склонностей и способностей детей и эффективности формирования личности ученика, которые в дальнейшем смогут определить характер и успешность образовательной деятельности учащихся;
- эффективно реализуется имеющаяся материально-техническая база учебно-воспитательного процесса.
6. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- повышение уровня самоопределения и самореализации учащихся;
- сформированность у выпускников значимых личностных качеств, наличие которых предусматривается в каждом виде профессиональной деятельности;
- высокий уровень социальной адаптивности выпускников как результат соответствия их индивидуально-психологических особенностей и полученных ЗУН профилю выбираемой специальности.
7. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
- теоретический и проблемно-ориентированный анализ результатов учебно-воспитательного процесса;
- психологическая диагностика;
- наблюдение;
- анкетирование;
- анализ продуктов деятельности учеников и учителей.
8. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭТАПАМ
№ | Мероприятия | Сроки | Исполнители | |
Диагностический этап | ||||
1 | Изучение литературы по проблеме | Январь-февраль 2006 г. |
Администрация, члены творческой группы | |
2 | Ознакомление с опытом работы школ г. Москвы по данной проблеме. | Март 2006 г. | Администрация, члены творческой группы | |
3 | Анализ результатов изучения образовательных запросов потенциальных учащихся профильных классов. | Январь 2006 г. |
Администрация, психолог
|
|
4 | Анализ возможностей школы по удовлетворению образовательных запросов школьников. | Апрель 2006 г. |
Администрация школы | |
Прогностический этап |
||||
5 | Предварительный выбор организационной модели обучения. Уточнение формулировок проблемы, целей и задач, гипотез, запросов родителей и интересов учащихся 9 классов. | Апрель-май 2006 г. | Администрация, члены творческой группы, психолог | |
Организационно-подготовительный этап |
||||
6 | Мероприятия по согласованию и утверждению эксперимента. | Май-август 2006 г. | Администрация школы, члены творческой группы | |
7 | Разработка рабочего варианта школьного учебного плана для выбора учащихся. | Май 2006 г. | Администрация школы | |
8 | Знакомство учащихся 9 классов и их родителей с рабочим вариантом школьного учебного плана. | Май 2006 г. | Администрация школы | |
9 | Обучение школьников методике составления индивидуального учебного плана (ИУП). | Май 2006 г. | Зам. по НМР, классные руководители | |
10 | Разработка ИУП учащимися 9 классов. | Июнь 2006 г. | Зам. по НМР, классные руководители | |
11 | Обработка и анализ данных ИУП учащихся и определение возможностей по их обеспечению внутри школы. | Июнь 2006 г | Администрация школы | |
12 | Подготовка учебно-методического сопровождения профильного обучения по ИУП на учебный год. | Июнь-август 2006 г. | Администрация, члены творческой группы | |
Практический этап |
||||
13 | Заключение договоров с родителями об обучении школьников по ИУП. | Август 2006г. | Администрация | |
14 | Формирование учебных групп по всем предметам и элективным курсам. | Август 2006г. | Администрация | |
15 | Составление расписания занятий учащихся 10 классов по ИУП. | Август 2006г. | Администрация | |
16 | Проведение семинаров и практикумов по проблеме эксперимента. | В течение всего периода эксперимента | Методическая служба школы | |
17 | Организация работы по ранней профилизации с учащимися 8 классов. | Сентябрь 2006 г. |
Администрация, психолог, классные руководители | |
18 | Организация работы по предпрофильной подготовке с учащимися 9 классов: профориентационная работа, диагностика интересов, элективные курсы. | Сентябрь 2006 г. |
Администрация, психолог, классные руководители | |
19 | Апробация диагностического инструментария изучения эффективности обучения по ИУП. | Октябрь 2006 - июнь 2007г. | Администрация, психолог
|
|
20
|
Разработка ИУП учащимися 10 классов на следующий учебный год. | май 2007 г. | Зам. по НМР, кл. руководители
|
|
21 | Подписание проектов договоров об обучении школьников по ИУП с родителями на 2007-08 уч. г. | май 2007 г. | Администрация школы
|
|
22 | Обработка и анализ данных ИУП учащихся и определение возможностей по их обеспечению внутри школы. | Июнь 2007 г | Администрация школы | |
23 | Оперативная рефлексия процесса и результатов экспериментальной деятельности за учебный год. | Июнь 2007 г. | Администрация школы
|
|
24 | Подготовка учебно-методического сопровождения профильного обучения по ИУП на учебный год. | Июнь-август 2007 г. | Администрация, члены творческой группы | |
25 | Заключение окончательных договоров с родителями об обучении школьников по ИУП на 2007-08 уч. г. | Август 2007 г.
|
Администрация | |
26 | Формирование учебных групп по всем предметам и элективным курсам. | Август 2007 г.
|
Администрация | |
27 | Составление расписания занятий учащихся 11 классов по ИУП. | Август 2007 г. | Администрация | |
28
|
Формирование информационно- методического фонда разработок педагогов. | В течение всего периода эксперимента | Методическая служба школы | |
29 | Мониторинг учебно-воспитательного процесса. | В течение всего периода эксперимента |
администрация |
|
Обобщающий этап |
||||
30 | Обработка полученных данных. | Май-июнь 2008 г. | администрация | |
31 | Анализ данных и получение выводов. | Июнь 2008 г. |
администрация | |
32 | Написание отчетных материалов | Июнь-июль 2008 г. | администрация | |
33 | Проведение конференции по результатам эксперимента. | Сентябрь 2008 г. | администрация |