Рациональное построение урока с точки зрения здоровьесберегающих технологий

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Задумываясь о здоровье школьников, мы пришли к выводу о том, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса неблагоприятно влияет на здоровье детей. Школьное обучение становится более интенсивным, повышаются требования к уровню умственной работоспособности учащихся, усложняются формы аналитико-синтетической деятельности.

Считаем, что особенно отрицательно влияют на здоровье (и физическое, и психическое) детей следующие факторы:

  • Интенсификация учебного процесса, умственная перегрузка;
  • Однотипная деятельность;
  • Низкая мотивация и интерес к деятельности и её результатам;
  • Воздействие предшествующих знаний;
  • “Перекос” нагрузки на левое полушарие;
  • “Одномодельный” стиль проведения уроков;
  • “Регламентационные стрессы;

Сохранить и укрепить здоровье школьников помогает умение применять здоровьесберегающие технологии. Наша задача - обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения, навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни.

Не всё в наших силах, но следующие действия мы можем и должны выполнять, если нам небезразлично здоровье детей:

  1. Включать в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания физического здоровья, соблюдения гигиены тела.
  2. Организовать целесообразное чередование учебной нагрузки, смену видов деятельности.
  3. Организовать своевременное проветривание помещения.
  4. Организовать подвижные паузы в ходе урока, минутки релаксации, проводить эмоционально отвлекающие разрядки на уроках.
  5. Организовать поддержание нормальной осанки.
  6. Контролировать режим освещённости в учебном помещении.
  7. Проводить комплексы упражнений для снятия усталости глаз.
  8. Организовать ситуацию психологической безопасности, душевного комфорта всех учащихся (в основном зависит от стиля общения учителя с детьми).
  9. Демонстрировать уверенность в способностях всех учащихся.
  10. Способствовать развитию позитивных ожиданий учащихся.
  11. Обеспечить формирование атмосферы взаимного уважения в классе.
  12. Оптимизировать гигиенические условия в классе.
  13. Разнообразить формы, методы и средства педагогической работы.

Требования медицины к преподаванию просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями.

Согласно рекомендациям Института гигиены детей и подростков, надо добиваться, чтобы “все учащиеся на каждом этапе урока были заняты учебной работой”. Оказывается, школьники утомляются на уроках не от усиленной работы, а, наоборот, от безделья, от тягостного ничегонеделания.

Второе требование медиков отражено в разработанных ими нормах домашних заданий.

Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.

К требованиям медицины относится также наблюдение за осанкой детей, за тем, чтобы дети с дефектами зрения сидели за определёнными столами, проявлять заботу о левшах и т.д. Г.Г. Левитас “ Технология учебных циклов, или Как улучшить классно-урочную систему обучения”, Изд. Аркти, М, 2006 г.

Мы осознаём свою причастность к ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся и видим решение проблемы негативного влияния школы на состояние здоровья учащихся в овладении необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья ученика.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни (В.И.Ковалько “Здоровьесберегающие технологии” М. “ВАКО” 2005).

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья. В современной школе от детей ожидают большей работоспособности, чем прежде. Огромное влияние на развитие умственной работоспособности младших школьников оказывает уровень физического развития и состояния здоровья. Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение урока с учётом работоспособности детей, использование наглядности, выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и др.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики - сохранение высокой работоспособности и исключение переутомления учащихся.

Основные гигиенические критерии рациональной организации урока
( по Н.К. Смирнову)

Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока
Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный
Плотность урока Не менее 60% и

не более 75-80%

85-90% Более 90%
Число видов учебной деятельности 4-7 2-3 1-2
Средняя продолжитель-ность различных видов учебной деятельности Не более 10 минут 11-15 минут Боле 15 минут
Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 минут Смена через 11-15 минут Смена через 15-20 минут
Число видов преподавания Не менее 3 2 1
Чередование видов преподавания Не позже чем через 10-15 мин. Через 15-20 минут Не чередуются
Наличие эмоциональных разрядок (число) 2-3 1 Нет
Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме
Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы.

Учитель наблю-дает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы.

Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы.

Поза не контролируется учителем.

Физкультминутки Две за урок, сос-

тоящие из 3 лёг-ких упражнений, по 3-5 повторе-ний каждого

1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью Отсутствуют
Психологический климат Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции
Момент наступления утомления учащихся

( по снижению учебной активности)

Не ранее чем через 40 минут Не ранее чем через 35-37 минут Менее чем через 30 минут

Сдвоенные уроки в начальной школе запрещаются. Продолжительность урока для начальной школы рекомендуется 35 мин. Кроме того, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах должен применяться ступенчатый режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре – 3 урока по 30 мин в день; со второй четверти – 4 урока по 35 мин; со второго полугодия – по общим правилам.

Учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с которыми ребёнок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться изменением позы ребёнка. Поэтому на протяжении урока учитель не должен забывать контролировать посадку учащихся. Правильная поза ученика во время занятий характеризуется следующим образом:

  • за столом (партой): длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка; высота ножек стула должна равняться длине голеней; голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол; между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти ребенка;
  • при письме: сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы; позвоночник опирается на спинку стула; предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно; плечи находятся на одном уровне; голова чуть наклонена вперед; расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см; тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°; левая рука (правая рука у левшей) ученика поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх;
  • при чтении: поза при чтении в основном совпадает с позой при письме;
    предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15°;
  • стоя: стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги;
    голову не наклонять, следить за симметричным положением плеч, углов лопаток.

Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но они не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки. (СанПиН 2.4.2.1178-02) “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях”.

В процессе работы над данной проблемой мы пришли к выводу, что из существующих форм проведения уроков наиболее оптимальными, с точки зрения здоровьесбережения, являются следующие:

  • Уроки – игры
  • Уроки – соревнования
  • Театрализованные уроки
  • Уроки с групповыми формами работы
  • Уроки взаимообучения учащихся
  • Уроки творчества
  • Уроки – аукционы
  • Уроки – конкурсы
  • Уроки – концерты
  • Уроки – экскурсии и др.

Гигиенически рациональная организация урока даёт возможность длительно поддерживать умственную работоспособность учащихся на высоком уровне и предупреждать быстрое наступление утомления и переутомления.

Мы считаем, что разработанный нами урок русского языка для 3 класса соответствует условиям здоровьесберегающей педагогики.

Тема: Повторение пройденного. Безударные гласные, парные согласные в корне слова. Части речи.

Форма проведения: урок – смотр знаний в игровой форме “Выбор наследника”.

Цели: Рациональное построение урока, создание психологического комфорта, что будет способствовать выполнению следующих задач:

1. Закрепление умения проверять и правильно записывать слова с безударными гласными и парными согласными в корне слова; определение частей речи; активизация познавательной деятельности учащихся.
2. Развитие орфографической зоркости, внимания, самоконтроля и контролирования работы одноклассников. Развитие речи.
3. Воспитание любви и интереса к предмету; патриотического чувства по отношению к национальному языку; здорового азарта в соревновании.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Основная часть урока.

1) Учебная цель:

- Ребята, готовы ли вы показать мне, гостям, друг – другу как вы научились проверять безударные гласные в корне? Парные согласные? Хорошо ли вы помните части речи?

Тогда начнём наш урок! Как вы уже догадались, он будет необычным.

2) Ученица:

Дорогие ребята и гости! Послушайте удивительную историю. Царством Русского языка долго правила Великая царица. Она очень любила красивое и грамотное письмо.

Царица (учитель в короне):

- Спасибо! Дети! Я рада за себя и за вас, что наш родной язык – русский язык. На русском языке созданы произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова и других великих писателей и поэтов. Русский язык – язык науки, техники, культуры.

Прочитайте вместе, что сказал о русском языке К. Паустовский:

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”.

Владеть языком – знать его
(учитель показывает указкой на слово “владение”)

- Годы идут, мне становится всё труднее одной управлять царством. Пора и о наследнике подумать!
(на магнитной доске вывешивается табличка “наследник”)

- Кто это? Нам поможет ответить на этот вопрос корень слова. Найдём корень, подберём однокоренные слова (след, наследить, последовать). Это девочка или мальчик, которые пойдут по моим следам, как я будут править царством Русского языка. Ему я передам корону! Итак, у нас сегодня: “Выбор наследника!”

- Бороться за царский трон и корону выпала честь вот этим ребятам. Они завоевали это право “5” за контрольный диктант. Вот их документы.

Остальных ребят назначаю царскими советниками
(табличка на магнитную доску “советник”).

- Кто это? Подберите однокоренные слова и выделите корень (совет, советоваться).

- С вами я буду советоваться.
Гостей назначаю моими министрами образования.

- Запишем дату наших испытаний.

Первое испытание

-Знаете ли вы слова словарные, непроверяемые?

На доске открываются словарные слова

- Сначала их прочитаем

л.пата
комн.та
р.кета
в.круг
.гурец
б.гаж
д.рога
в.гон
м.г.зин
.чки

- Выпишите только те слова, в которых пишется гласная “а”

Проверка: проверяют советники. Один советник у доски вставляет буквы мелом (ракета, магазин, комната, вагон, багаж)

- Дорога - Древние славяне расчищенное под дорогу место называли “дор”

- Слово “багаж” пришло из французского языка, оно образовалось там от слова “баг” - связанный узел.

Остальные слова были с буквой “о”

Баллы для претендентов:

5 слов с буквой “а” - 5 баллов
4 слова – 4 балла и т.д.

- Кто хочет получить дополнительный балл, найдите лишнее слово и докажите, почему вы так считаете.
( “вокруг” - не называет предмет, не является существительным, не отвечает на вопросы “кто?” или “что?”, а отвечает на вопрос “где?”)

Молодцы!

Второе испытание

- Вновь слова с безударной гласной появляются, но чем они от тех отличаются? (В этих словах безударную гласную можно проверить. Они не словарные).

Прочитайте их.

1 Д.ждинка
2 Л.ства
3 Сн.жинка
4 Зв.рьки
5 Р.синка
6 дер.во
7 ч.рника
8 к.рмушка
9 р.стки
10 цв.ток

- Спишите слова, в которых пропущена буква “о”, устно подобрав проверочные слова.

- Теперь выпишите номера слов, в которых пишется буква “е”

Проверка: Советники подходят к претендентам и проверяют. Один советник у доски вставляет буквы (дождинка, росинка, кормушка, ростки)

Всё верно - 4 балла
3 слова – 3 балла и т.д.;
3,4,6,7,10 – 5 баллов

- Кто, мудрые мои, правило вам помогающее в этом испытании расскажет?

- А теперь, мои будущие наследники, кто скажет, какое слово здесь лишнее и почему?
(“кормушка” - слово называет предмет, который в отличие от других не относится к телам природы, она сделана руками человека) + 1 балл.

- Вижу, есть, кому царство оставить!

Физминутка

- Я не только царица, но и немного волшебница. Я научу вас зажигать искорку доброты. Встаньте в круг, взявшись за руки, и повторяйте за мной слова и жесты.

Встанем мы в широкий круг.
Слева – друг и справа – друг.
В нашем классе пусть всегда светит искорка добра.
Не обижу, не солгу, помогу и подскажу, зло подальше отведу,
А добро везде найду!
Всё получится у нас.
Мы ребята – просто класс!

Третье испытание

- Есть в моём царстве глухие согласные. Они спокойно не желают жить. Всегда стремятся звонкого соседа, во что бы то им стало оглушить. Не позвольте им этого сделать!

- У вас на столах карточки, в окошко вставьте парную согласную, рядом напишите проверочные слова.

1 ряд: В какой строчке все слова пишутся с буквой “д”?

кле.ка, моне.ка, сосе.ка, горо., яго.ка, прово., салю., верблю., гу.ки

2 ряд: В какой строчке все слова пишутся с буквой “ш”?

гребе.ки, речу.ка, пе.ком, бабу.ка, эта., муравьи.ки, ло.ка, подру.ка, мы.ка

3 ряд: В какой строчке все слова пишутся с буквой “в”?

ночё.ка, тра.ка, шка., сли.ки, шар., нер., зимо.ка, голо.ка, голодо.ка

- Что за секрет, грамотные мои, вы знаете, что смогли с этим заданием справиться?

Минутка отдыха

Встанем, поаплодируем нашим участникам соревнований, порадуемся успехам друг друга.

Четвёртое испытание

Пришли вы достойно к последнему испытанию!

Прочитать.

- Отчего у мамочки 1
На щеках 2 две ямочки 3?
- Отчего у кошки 4
Вместо ручек ножки 5?
- Отчего шоколадки 6
Не растут на кроватке 7?
- Отчего у няни 8
Волосы в сметане?
- Отчего у птичек 9
Нет рукавичек?

(Саша Чёрный)

- Сколько предложений? Какие они?
- Слова, относящиеся к какой части речи пронумерованы?
- Запишите номера имён существительных, которые отвечают на вопрос “кто?”

Проверка: 1,4,8,9 – 4 балла

- Слов какой части речи нет? (прилагательных)
- Прилагательные обозначают признаки предметов, они украшают нашу речь. - Давайте устно подберём прилагательные.

Сначала подбирается цепочка слов. Затем один из претендентов читает стихотворение с прилагательными. Может и другой, но, не повторяя прилагательные.(+1 балл)

3. Итог урока.

- Итак! Считаем баллы. Это могут сделать министры образования. Если спорно - министры образования проверяют тетради.

Объявление наследника, вручение короны, поздравление победителя.

- Но моя царская милость никого не обойдёт. Кому-то - корона, а всем остальным - польза.

Оценивание советников.

Спасибо за урок!

 Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий

“Не навреди!”