Концепция современного образования в России предполагает ориентировать учащихся на самостоятельную деятельность, в которой они несут личную ответственность за образовательный продукт, созданный собственными исследовательскими усилиями. Еще одним широко пропагандируемым концептом стало использование информационных технологий в обучении. Все это возможно с успехом использовать при помощи метода проектов.
Стоит отметить, что преподаватели средних профессиональных образовательных учреждений на базе неполного среднего образования часто сталкиваются с проблемой низкой мотивации учащихся в изучении общеобразовательных дисциплин. Однако преподаватель, понимающий значение компьютерной культуры в жизни современного поколения, способен использовать эту значимость как орудие формирования учебной мотивации.
Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой не только студентам, но и самому преподавателю.
В частности, программа PowerPoint позволяет использовать весь спектр информации, являющийся обязательным при изучении такой дисциплины, как история. Это возможность включать в разработки карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видео- и аудиофрагменты.
Готовые исследовательские материалы, разработанные под руководством заинтересованного преподавателя, позволяют не только сформировать осознанное, глубокое знание по конкретной теме дисциплины, но также наглядно продемонстрировать учащимся практическую значимость их знаний и умений, приобретаемых на других учебных дисциплинах. Сам же преподаватель получает ценный, уникальный образовательный продукт, готовый к использованию в дальнейшей работе.
Проектный метод используется в моей профессиональной деятельности уже несколько лет. За это время была разработана система методов и приемов организации проекта – сложной, трудоемкой, но благодарной и интересной работы.
Я приведу здесь лишь один из примеров проекта, подготовленного студентами первого курса со всей совокупностью обычных в данной работе документов. Для лучшего ориентирования в готовности комплекса необходимых материалов проекта, предлагаю список, который можно изменять в зависимости от характера выполняемого проекта:
1) Лист планирования учебного проекта (составляется преподавателем)
2) Лист оценивания проекта (предъявляется учащимся до начала работы)
3) Бланк сценария презентации, публикации, буклета (для заполнения студентами)
4) Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся по проекту (для заполнения студентами)
Лист планирования учебного проекта (Приложение 1)
1 | Название проекта | “Россия между реформами и контрреформами: 60-70е годы XIX века” | |
2 | Сведения об авторе проекта | преподаватель
социально-экономических дисциплин ФГОУ СПО
“Нижневартовский нефтяной техникум” Данилова Елена Викторовна |
|
3 | Учебный предмет | История | |
4 | Учебные дисциплины, близкие к изучаемому вопросу | обществознание история государства и права социология политология информатика |
|
5 | Цель проекта (методическая и дидактическая) | получить наиболее полные
сведения о реформах проведенных Александром II и
контрреформах последовавших за ними, сделать
анализ данных реформ с целью выяснения их
прогрессивности и буржуазного содержания,
определить степень социально-политического
продвижения России в результате реформирования,
выявить слабые и сильные стороны политических
процессов второй половины XIX века; совершенствовать знания учащихся о работе в Интернете и поиске информации в сети, способствовать навыкам свободной работы в PowerPoint, формировать умение работать в группе с распределением функций и ответственности, развивать способность аргументировано и научно преподносить информацию, отстаивать собственную позицию; вырабатывать сознательное отношение к истории России и отдельным ее периодам, содействовать патриотическому и гуманистическому воспитанию |
|
6 | Проблемные вопросы проекта | Решили ли реформы 60-70х годов XIX
века проблему перехода России к буржуазным
отношениям? Можно ли считать “революцию сверху” состоявшейся? Возможно ли было избежать политической реакции на реформирование и к каким результатам это привело бы? Какие исторические последствия непосредственно можно связать с контрреформами и почему? |
|
7 | Срок проведения проекта | 3 недели | |
8 | Участники проекта | студенты I курса отделения “Электрификации” | |
9 | Оборудование и материалы | компьютер, подключенный к
Интернету; медиапроектор; учебная литература, периодические издания, материалы медиатеки |
|
10 | Аннотация к проекту | Данный проект направлен на расширение знаний по теме “Россия между реформами и контрреформами”. На основе данных, полученных в результате исследования, студенты должны создать творческий исследовательский продукт конкретной дидактической ценности. Материал планируется разместить в медиатеке учебного заведения и на образовательном портале. | |
11 | Результаты деятельности учащихся | Презентации исследовательского учебного проекта на тему “Россия между реформами и контрреформами: 60-70е годы XIX века”, выполненная средствами PowerPoint | |
12 | Этапы проведения проекта/Виды контроля | Изучение учебного материала с целью
обозначения проблемных вопросов Формирование групп, определение функций для каждого из участников группы Выбор направлений и источников информации исследования Прорабатывание материала, анализ и отбор наиболее показательных для исследования цифр и фактов Разработка структуры презентации, отбор материала, раскрывающего основные проблемные вопросы, корректировка первоначального плана Создание презентации (публикации, буклета), анализ работы совместно с преподавателем Подготовка к защите, продумывание вероятных вопросов оппонентов Защита проекта |
Устный опрос учащихся, выполнение
письменных заданий Предварительное заполнение листа планирования самостоятельной деятельности учащихся с последующей корректировкой
Заполнение карточек сценария презентации, согласование содержания с преподавателем Консультирование групп, решение сложных вопросов по использованию программы презентаций Составление выступлений, отражающих ключевые моменты исследования Оценивание согласно критериям (Лист оценивания проекта) |
Со следующими критериями оценивания проекта очень важно ознакомить учащихся до начала самостоятельной работы – это дает им возможность сориентироваться в тех направлениях, которые будут оцениваться преподавателем и более точно распределить свои силы. В частности, избежать такой ошибки, как концентрирование внимания лишь на внешней стороне проекта. На практике мною было установлено, что оценивание студентами своей разработки, то есть саморефлексия, способствует в дальнейшем получать более высокие результаты и избегать повторения прежних ошибок.
Лист оценивания проекта (Приложение 2)
Критерии оценки | Оценка (от 1 до 10 баллов) | |
Оценка учащимися своей работы | Оценка проекта преподавателем | |
Качество исследования: глубина, отражение различных научных взглядов, объективность, научность и точность фактов | ||
Характер исследовательской работы: самостоятельность, наличие собственной устойчивой позиции, слаженная работа коллектива, четко определенные функции для всех участников, организованность этапов исследования | ||
Творческий аспект проекта: оригинальные факты и цифры, подбор уникальных, редко встречающихся материалов, лаконичность в текстовом содержании, авторские разработки | ||
Дизайн проекта: наличие главного материала исследования, единое стилевое оформление проекта, доступно оформленный материал, соответствие графиков, звуков и объектов представляемой информации | ||
Практическая значимость проекта: соответствие первоначальному методическому запросу преподавателя (ответы на проблемные вопросы, выполнение целей проекта), дидактическая значимость материала, возможность использовать его в будущем обучении или использовании медиатекой учебного заведения, преподавателем, в научных семинарах, конференциях) | ||
Защита проекта: устное сопровождение проекта, выступления каждого участника либо представителя, оригинальность, яркость, выразительность, грамотность в преподнесении материала | ||
Всего | ||
Комментарий.
|
Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся по проекту (Приложение 3)
1 | Имя (имена): | Фамилии участников группы с указанием
функций каждого (Иванов Р.Р. исследователь, Петров А.А. аналитик, Сидоров И.И. медиаоформитель, Данилов П.П. публичный защитник проекта и т.д.) (из юридических соображений фамилии не указаны) |
2 | Тема проекта: | “Россия между реформами и
контрреформами: 60-70е годы XIX века” “Прогресс или регресс?” (Рабочее название учащихся) |
3 | Основополагающий вопрос: | Вопрос объявляется преподавателем и является общим для целого раздела или курса дисциплины (напр. “Способна ли Россия к прогрессу?”) |
4 | Вопросы учебной темы (проблемные): | Решили ли реформы 60-70х годов XIX века
проблему перехода России к буржуазным
отношениям? Можно ли считать “революцию сверху” состоявшейся? Возможно ли было избежать политической реакции на реформирование и к каким результатам это привело бы? Какие исторические последствия непосредственно можно связать с контрреформами и почему? Было ли развитие истории России XIX века – движением вперед? |
5 | Этапы работы и виды исследовательской деятельности | Изучение учебного материала с целью
обозначения проблемных вопросов Формирование групп, определение функций для каждого из участников группы Выбор направлений и источников информации исследования Прорабатывание материала, анализ и отбор наиболее показательных для исследования цифр и фактов Разработка структуры презентации, отбор материала, раскрывающего основные проблемные вопросы, корректировка первоначального плана Создание презентации, анализ работы совместно с преподавателем Подготовка к защите, продумывание вероятных вопросов оппонентов Защита проекта (Этапы и их содержание может меняться в зависимости от характера и продолжительности проводимого проекта) |
6 | Источники информации: | Ресурсы Интернета: www.textreferat.com/referat-6155.html www.bankreferatov.ru/refbank.nsf/M/0001F986 www.5ballov.ru/referats/preview/39149 http://www.rusk.ru/st.php?idar=16308 http://www.sevastopol.ws/News/?op=article&sid=1249&mode=print shkola.lv/index.php?mode=lsntheme&themeid=165&subid=36 ru.wikipedia.org/wiki/Александр_II Книжные и периодические издания:Самыгин П.С., Беликов К.С. и др. История. – Ростов н/Дону, 2003. Медиаучебник “История, философия, социология”: материалы для подготовки к семинарам. – Волгоград: Изд-во “Учитель”, 2007. Оскар Егер Новейшая история в 4х томах. Том 4. Новейшая история.- М.: Полигон, 2007 Арсланов Р.А. История России с древнейших времен до начала XХ века. Учебник для студентов гуманитарных (неисторических) специальностей – М, АСТ, 2006 История России и ее ближайших соседей: электронная энциклопедия.- М.: Кордис&Медиа, 2005 Иллюстрированная энциклопедия “Руссика”. История России. XVIII-XX век.- М.: ОЛМА-Пресс Образование, 2004 Энциклопедия истории России (862-1917 гг.).- М.: Новый диск, 2001 (это примерный список по рекомендации преподавателя, который дополняется учащимися самостоятельно) |
Согласно психологическим исследованиям, наилучшее число объектов для восприятия и запоминания информации колеблется от 6 до 9. Именно такое количество слайдов в презентации обычно рекомендуется учащимся. Это образцы карточек планирования содержания слайдов для презентации, которые студенты могут заполнять, меняя по необходимости их содержание.
Сценарий презентации (Приложение 4)
Слайд 1 Заголовок:____________________________ Текст:________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ Тип объекта1:_________________________ Тип объекта 2:_________________________ Дополнительно: |
Слайд 2 Заголовок:____________________________ Текст:________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ Тип объекта 1:_________________________ Тип объекта 2:_________________________ Дополнительно: |
Результат исследовательской деятельности студентов можно увидеть в Приложении 5.