Понятие “самоподготовка” предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя. Самоподготовка является специфическим режимным моментом в условиях детского дома. В этой работе органически сочетаются образовательные и воспитательные цели и задачи: это не только форма проведения и закре6пления пройденного материала на уроке. В ней содержится значительный воспитательный потенциал – развитие у воспитанников навыков самостоятельного учебного труда, умения самим добывать знания, работать с книгой, справочной и другой дополнительной литературой, используя мультимедийную продукцию.
Осуществление выше сказанного решается рядом задач дидактического характера:
- закрепление знаний, формирование умений и навыков через выполнение домашних заданий, практических работ и т.д.
- выработка рациональных методов и приемов организации труда;
- обучение навыкам, умениям самостоятельной работы с книгой, справочной литературой;
- расширение кругозора, словарного запаса (через употребление дополнительной информации из научно-популярной литературы, занятий по интересам и т.д.)
В процессе самоподготовки решаются воспитательно-развивающие задачи:
- развитие воли, умения преодолевать трудности;
- формирование характера;
- выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т.д.;
- совершенствование развития памяти, мышления, речи и других познавательных способностей.
- Реализация этих целей и задач позволит воспитанникам детского дома успешно учиться в условиях массовой школы.
- Основная задача воспитателя на самоподготовке – прививать и развивать навыки систематической самостоятельной работы, получении знаний, умений и навыков.
- Работая самостоятельно, воспитанники примерно одинаковых способностей и возможностей на одно и тоже задание тратят разное время.
Поэтому вторая задача воспитателя – научить воспитанников рациональным приемам работы над заданиями по разным предметам. Рациональные приемы работы – это эле5менты научной организации труда (НОТ), которые не могут быть решены без соответствующего навыка культуры труда. Поэтому третья задача воспитателя – учить воспитанников организованности в работе, прививать навыки культуры труда.
Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В её организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т.д.
Самоподготовка – один из наиболее важных этапов всего учебно-воспитательного процесса в детском доме.
Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества знаний, совершенствованию самоподготовки воспитанников в детском доме.
Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя на уроке. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель в свою очередь по приглашению воспитателя, приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность выполнения домашних заданий, согласовать и скоординировать единые требования к способам учебной работы воспитанников, их доступность и рациональность. Здесь же можно обсудить трудности, с которыми воспитанники встречаются при самостоятельной работе.
Взаимопосещаемость и другие формы совместной работы дают возможность разработать единые требования к воспитанникам. Внимательно наблюдая за работой воспитанников на уроках и во время самоподготовки, воспитатель совместно с учителем обсуждает, кого из воспитанников надо больше контролировать, кому предоставить больше самостоятельности, с кем следует проработать индивидуально.
При согласованной работе учителя и воспитателя последний внимательно просматривает тематическое планирование по предметам, выясняет:
- какие темы наиболее трудны для воспитанника, в чем именно;
- какие планируются практические работы, связанные с подготовкой домашних заданий
Все эти данные должны найти отражение в плане воспитателя.
Согласованность действий воспитателя и учителя по развитию навыков самостоятельной работы воспитанников необходима и в планировании, и в советах для правильного выполнения домашнего задания, и при оказании помощи отстающим или слабоуспевающим воспитанникам в процессе самоподготовки. Сотрудничество с учителем, взаимосвязь учителя и воспитателя – одни из важнейших условий успешной организации самоподготовки. Самоподготовка должна обязательно включать совместную коллективную работу по обсуждению справочного аппарата изучаемой темы, который потом будет использован на самоподготовке, объяснение, комментирование алгоритмов, памяток.
Согласованности в действиях учителя и воспитателя могут способствовать не только их встречи и беседы, взаимные посещения, но и ведение “Общего дневника”, или “Тетради взаимосвязи” или “Сигнальной тетради”. В ней учитель записывает не только замечания, а и домашние задания, и может давать указания, на что обратить особое внимание при их выполнении, кому из воспитанников и в чем необходима помощь. В этой тетради учитель по просьбе воспитателя может дать инструктаж, при котором учитываются следующие моменты:
- Если задание аналогично классной работе – указывает на это в тетради
- Если задания другого типа, чем решались на уроке, - разобрать в классе аналогичные на 1 -2 примерах, запись в тетради взаимосвязи, кто из воспитанников хорошо усвоил материала и может дать консультацию всем остальным.
- Если в задании есть скрытые трудности – обратить на них внимание и указать возможные пути их преодоления
Воспитателю необходима и ежедневная информация о текущей успеваемости своих воспитанников как показатель качества их самоподготовки. С этой целью один из воспитанников каждого класса ведет систематический учет успеваемости своих товарищей в этой же “Сигнальной тетради” или “Тетради взаимосвязи”. Это очень удобно, т.к. избавляет воспитателя от больших потерь времени для сбора по классному журналу нужных сведений по итогам учебного дня.
Получив возможность за несколько минут увидеть результаты ответов воспитанников на уроках, воспитатель приступает к проведению самоподготовки уже достаточно проинформированным.
Воспитателю очень важно убедить воспитанников , что выполнение каждого задания делится на несколько этапов. Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо предварительно обдумать его и представить себе, как лучше его выполнить.
Воспитатель приучает воспитанников беречь и рационально использовать время, отведенное на выполнение домашних заданий, к последовательности их выполнения. Все необходимое для приготовления домашних заданий складывается в таком порядке, в котором планируется выполнение домашнего задания.
Очень важно научить воспитанников работать с учетом указаний различных памяток: “Как готовить уроки по русскому языку, математике”, “Как решить задачу”, “Как читать про себя” и др. Они помогают воспитанникам выработать определенную систему в последовательности выполняемых операций при подготовке домашних заданий (устных и письменных). Памятки должны быть не громоздкими, конкретными.
Некоторые воспитанники детского дома в силу своих индивидуальных и топологических особенностей высшей нервной деятельности или по состоянию здоровья не могут готовить уроки, вместе со своей группой, им мешают другие ребята, они быстро утомляются, часто “отключаются” и в результате сами нарушают дисциплину; некоторые могут готовить устные предметы только вслух; некоторые, особенно дети, хорошо успевающие, нуждаются в работе по индивидуальному режиму и т.д. Воспитатель должен помочь таким детям в организации подготовки ими домашних заданий с учетом их особенностей. Таким воспитанникам можно разрешить приготовление уроков вне групповой комнаты – в своей комнате, в других, специально отведенных воспитателем для этого местах. Однако, воспитатель должен все время держать этих воспитанников в поле всего зрения и время от времени проверять ход их работы.
Практика многих детских домов показывает, что самоподготовку лучше все – таки проводить в учебных классах группы. Рабочая обстановка, дает возможность использовать наглядные пособия, справочники, наглядные пособия. После первых 30 - 40 минут самоподготовки можно разрешить обмен мнениями, передвижения по комнате, предоставлять страшим воспитанникам делать перерывы в занятиях по своему усмотрению.
Место воспитателя в начале самоподготовки - у стола. Он должен убедиться, что все воспитанники включились в работу: приготовили учебные принадлежности и начали работать.
Обычно самоподготовку начинают с выполнения заданий по русскому языку, математике, потом по физике, химии, иностранному языку, и далее по расписанию на следующий день. Но такой порядок не является обязательным. Можно чередовать выполнение устных и письменных заданий или начинать с устных. Главное здесь – в одновременном выполнении всеми письменных или устных заданий по одному и тому же предмету. В этом случае у воспитателя появляется возможность осуществлять контроль за самостоятельностью работы каждого воспитанника, а в случае необходимости оказать помощь кому – либо или вместе, сконцентрировать внимание на важном вопросе.
Знание индивидуально психологических особенностей воспитанника детского дома , своеобразия его личности является основой индивидуального подхода к нему в процессе обучения и воспитания. Воспитателю необходимо знать хотя бы основные индивидуальные особенности каждого воспитанника: его общее развитие, интересы, стремления; отношение к учению, степень его работоспособности; темперамент, основные черты характера; особенности развития внимания, памяти, мышления – насколько быстро и глубоко или медленно и поверхностно воспринимает и мыслит ученик, в какой мере самостоятельны его суждения, прочно ли его запоминание; особенности чувств, восприятия, представления и других психических особенностей.
Знание индивидуальных особенностей воспитанников – это еще половина успеха работы воспитателя. Надо научиться учитывать эти особенности, т.е. овладеть методикой руководства самоподготовкой воспитанников с учетом их возможностей, интересов и склонностей.
Педагогам необходимо на самоподготовке использовать различные методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности воспитанников, развитию интереса к учению. Один из них – создание подвижных, меняющихся каждую неделю групп доверия. Все, кто за предыдущую неделю не получил троек и двоек, включаются в группу доверия.
Большую помощь в работе воспитателя оказывают группы консультантов – 2-3 хорошо успевающих ученика по какому – либо предмету, выделенных по рекомендации учителя. консультанты помогают слабоуспевающим воспитанникам выполнять задания, проверяют их. консультантам лучше поручать оказывать помощь не самым слабым учащимся, а тем, у которых еще достаточно не сформировались навыки самоконтроля, кто не научился работать
точно по плану, невнимателен, имеет частичные пробелы в знаниях.
Создать и удержать эмоциональный настрой детей в ходе самоподготовки поможет и музыка. Инструментальная музыка, соответствующая звучанием, интонацией литературному тексту, углубляет переживания школьников и помогает работе мысли. Музыка поможет сосредоточиться, создаст иллюзию уединения, которая особенно нужна первых порах приучения к самостоятельной работе.
Важны в процессе самоподготовки элементы игры, ожидание сюрприза. Детям, которые раньше основного+времени заканчивают выполнение задания, можно положить на стол яркий конверт с хитроумной загадкой, шарадой ребусом.
Воспитателем необходимо использовать разнообразные формы контроля: устный опрос, требование ответа на один узловой вопрос, требующий знания и осмысления всего задания, устный или письменный план – ответ по заданию урока, индивидуальное задание на карточке, основанное на сегодняшнем правиле, фронтальный контроль в конце самоподготовки в форме викторины, тестового задания.
Значительный воспитательный результат дает организация самопроверки. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: обратное вычисление (математика); выполнил упражнение – повтори еще правило и сравни свои записи с образцом в учебнике (русский язык); перескажи прочитанное по плану, не заглядываю в учебник, по опорным словам, используя таблицу; попробуй оценить свои знания.
Все четыре способа проверки сами по себе не очень сложны, но они требуют от воспитателя тщательной продуманности и применения ими в полной или частичной совокупности либо отдельно.
Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач. Он обязательно отмечает, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд, свое отношение к труду.
Самоподготовка в детском доме, организованная воспитателем, приучает детей делать уроки систематически, каждый день, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.
Алгоритм проведения самоподготовки в детском доме
Самоподготовка проводится в детском доме с 15.00 до 17.00 часов. Время приготовления уроков для 4–6-х классов - 1,5-2 часа; для 7–9- х классов - 2 - 2,5 часа; для 10–11-х классов - 2,5- 3 часа.
Структурные элементы самоподготовки
1.Организационный момент:
- обязательное проветривание
помещения;
- приготовление рабочего места детьми (нужных
книг, тетрадей, письменных принадлежностей,
расположение их в определенном порядке на
рабочем столе);
- получение словарей, пособий, которые будут
необходимы в процессе работы
2. Коррекционно-развивающая работа перед самоподготовкой:
- проведение упражнений направленных
на развитие познавательных процессов и
интеллекта;
- использование элементов
нейро-лингвистического программирования.
(Пример: Ребята, давайте настроимся на успешную работу. Закройте глаза пространство разделите на две части: темная: это все негативное, что окружает вас в процессе подготовки уроков, вам предстоит в течении двух часов писать, решать, отвечать на вопросы, что-то у вас не получиться и вы будете выполнять это задание снова и снова, а так хочется выйти на улицу, пообщаться с друзьями, посмотреть телевизор, заняться своим любимым делом , но вам необходимо заниматься еще два часа и от этих мыслей становиться грустно и тоскливо. Светлая: а теперь давайте перенесемся в другую часть пространства, она светлая, ведь вы знаете, что занимаетесь, вы становиться умнее, развивается ваша память, внимание, мышление, речь. Вы узнаете много нового, тренируете свою волю. А завтра в школе вы, не боясь, сможете ответить на любой вопрос учителя, решите любую задачу, сможет получить хорошую оценку и этим порадует не только себя, но и учителя, воспитателя. А как вам будет приятно, когда самоподготовка закончиться, заняться своим любимым делом).
3.Постановка цели и мотивация деятельности воспитанников.
- сообщение цели,
- воспитатель четко объявляет содержание
занятия, объясняет наиболее рациональную
последовательность его выполнения;
-под влиянием воспитателя дети должны
испытать сильный интерес к
предстоящей работе. Вот некоторые варианты
мотивирующих высказываний воспитателя: “ Как
человек становится умным? Прочитал 1000 умных книг
и стал умным? Нет. Человек становится умным, когда
думает, ищет каждый вопрос свой ответ. Сначала на
маленькие вопросы, не очень трудные, а постепенно
– на сложные и большие, Вот и мы с вами будем
развивать свой ум прямо сейчас, выполняя задание
по предмету (математика) или др.
4. Дозировка времени на определенные предметы.
- Регулирующую роль в самостоятельной деятельности воспитанников играет ограничение времени на выполнение задания, но предмету. В учебном классе желательно установить часы так, чтобы они были видны с каждого рабочего места. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания.
5. Деление ребят на группы, звенья, пары, назначение контролеров.
6. С амостоятельная работа воспитанников над выполнением домашних заданий.
- Во время самоподготовки должна активно работать учебная доска, имеющаяся в каждой группе.
- Доска — это “ инструкционное поле”: здесь плакаты с памятками, план, алгоритмы выполнения заданий; познавательные задачи. Воспитатель должен показать образец действий.
7.Индивидуальная работа со слабоуспевающими воспитанниками.
8.. Дополнительная работа на закрепление материала.
- Работа по карточкам, решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов, повторение таблицы умножения, чтение интересных книг.
9. Работа с детьми, раньше других выполнившими домашнее задание
(Сюрпризный момент, игра, вручение воспитаннику яркого конверта с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом и т.д.)
10.Контроль выполнения заданий (частичный, индивидуальный, фронтальный)
- Воспитатель подбирает формы контроля по- своему усмотрению:
11.Во время самоподготовки рекомендуется использовать физкультминутки и перерывы в работе над заданиями.
12 .Подведение итогов. Форму подведения итогов воспитатель может выбирать сам.