Современное развитие российского государства, становление гражданского общества требует, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, способного к сотрудничеству, отличающегося мобильностью, динамизмом, обладающего чувством ответственности за свою страну. Я, как учитель истории и обществознания, вижу одно из главных направлений своей работы – формирование активной гражданской позиции у своих учащихся, социальной компетентности, то есть освоение учащимися основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений. Навыки решения социально значимых проблем более эффективно осваиваются учащимися в ходе социальной практики, когда ребята участвуют в создании социальных проектов.
Социальное проектирование есть способ выражения учащимися идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению. Для учителя социальное проектирование – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации.
Чтобы развить у учащихся демократические привычки, помочь им стать активными гражданами нашего города, я предлагаю им выйти из школы, чтобы увидеть социально-значимые проблемы города, проблемы других людей.
Социальным проектированием мы с ребятами 9-11 классов занимаемся уже несколько лет, в основном во внеурочное время: в рамках работы научно-исследовательского общества, во время элективных курсов.
Работа над социальным проектом осуществляется поэтапно. На первом этапе мы с ребятами выявляем социальную проблему, проводим анализ, определяем цели, задачи проекта, ожидаемые результаты, составляем план работы, распределяем обязанности между членами группы, определяем необходимые ресурсы и источники их получения. На этапе реализации социального проекта учащиеся собирают информацию, выполняют исследования, ищут деловых партнеров, проводят плановые мероприятия, (роль учителя на этом этапе - консультант). Следующий этап – этап презентации проекта, когда происходит устная защита проекта учащимися, ребята представляют логику и эффективность своего проекта, показывают компьютерную презентацию проекта (роль учителя на данном этапе - консультант). И на последнем этапе, этапе рефлексии, мы с ребятами подводим итоги, анализируем результаты, определяем социальную значимость проекта, информируем общественность о результатах проекта. Авторы социальных проектов представляют их сначала на лицейской научно-практической конференции, затем на ежегодном городском интеллектуальном конкурсе “Шаг в будущее, Электросталь”, на котором проекты лицеистов занимают призовые места.
Вот какие социальные проекты были выполнены учащимися: “Лицейская книга памяти”, “Семейные реликвии”, “Роль СМИ в социализации старшеклассников”, “Выборы в органы местного самоуправления. Что влияет на поведение избирателей?”, “Механизмы защиты прав граждан в городе Электросталь. Проблемы и некоторые пути их решения”.
Нашими социальными партнерами в работе над проектами стали органы местного самоуправления, общественные организации, городские СМИ, родители. Можно сказать о готовности наших социальных партнеров выслушать доводы ребят, принять их предложения. Деятельность учащихся была направлена на решение проблем социализации подростков, взаимоотношений в семье, защиты прав горожан, эффективности проведения избирательной кампании в городе.
Группа учащихся 10-х классов работала над проектом “Роль СМИ в социализации старшеклассников”. Цель проекта: привлечь внимание старшеклассников, общественности города к проблеме социализации подростков. Авторы проекта провели социологический опрос среди учащихся 9-11 классов пяти школ города. При анализе данных опроса ребята выявили проблему: сегодня СМИ не всегда обеспечивают позитивную социализацию в интересах личности и общества. Авторы проекта выступили с итогами работы на классных часах, научно-практической конференции лицея, опубликовали статью “СМИ и молодежь” в городской газете старшеклассников “МИГ”; обратились на городское кабельное телевидение с предложением создать там силами самих ребят детские и юношеские программы, в которых будут отражаться проблемы подростков.
К 60-летию Великой Отечественной войны учащиеся 9-х классов создали проект “Лицейская книга памяти”. В нее вошли рассказы наших лицеистов о своих родственниках, которые воевали на фронтах войны и ковали победу в тылу. Ребята собрали большой документальный материал: военные фотографии, наградные документы, письма с фронта, похоронки. Этот материал исследуется на уроках истории, во внеклассной работе.
Продолжением этого проекта стала работа “Семейные реликвии”, в которой группа учащихся 9-х классов исследовала проблемы преемственности поколений, ощущает ли современная семья потребности в хранении семейных реликвий. Ребята провели социологические исследования среди учащихся лицея, проанализировав данные, пришли к выводам, что во многих семьях не хранятся сведения о своих родственниках, что прервана связь поколений, и немногие школьники могут рассказать о своих предках, что утеряно в обществе такое понятие, как семейная реликвия. И тем не менее, ребята собрали интересные рассказы о семейных реликвиях наших лицеистов, сфотографировали эти реликвии, составили альбом. Авторы проекта выступили с итогами этой работы на классных часах с целью возродить интерес у школьников к изучению истории своей семьи.
Мой опыт организации работы над социальными проектами позволил выделить следующие положительные результаты данного метода:
- в ходе работы над социальными проектами у учащихся формируются навыки социального поведения, умения общаться со взрослыми людьми, вести диалог, работать с официальными документами, отстаивать свои права, навыки коллективной работы в команде;
- расширяются знания учащихся о сложностях, взаимосвязях окружающей действительности;
- привлекается внимание ребят к актуальным социальным проблемам города, окружающих людей;
- ребята вовлекаются в реальную практическую деятельность.