ИСО (Информатизация Системы Образования) – одна из современных и особо важных задач, стоящих в длинной цепочке комплексной модернизации системы образования.
Меняется всё, меняется везде, но происходит этот процесс в каждом конкретном случае по-разному. Где-то расширяется материальная база, и в каждом кабинете появляются компьютеры, где-то создаются благоприятные условия по переподготовке преподавательского состава образовательного учреждения; куда-то поступают целые фонды мультимедийных образовательных программ, а где-то об этом ещё только начинают говорить….
Возьмём усреднённый вариант событий и рассмотрим в этой ситуации обычного учителя - предметника. Не секрет, что основная масса работающих ныне педагогов далеко не в полной мере владеют компьютером в качестве пользователя. Этому виной могут быть множество причин: повседневная занятость на работе, ограниченность в финансовых возможностях приобретения техники, отсутствие надобности активного применения навыка на рабочем месте (ввиду отсутствия компьютера), проблемы со здоровьем и т.п. Так, мало - помалу, в современных технических познаниях и умениях растёт пропасть между поколениями, и учителя - ученикам становятся, всё менее интересны, с точки зрения новизны, а ученики – учителям: всё менее понятны в элементарном общении и обмене системой ценностей.
Практика курсов повышения квалификации для таких учителей подобна глотку живительной влаги на просторах пустыни, и чаще всего их направленность связана с раскрытием для пользователя - Интернет - возможностей….
Так мы получаем фрагменты общих представлений о Сети Интернет, те навыки, которые так быстро утрачиваются в случае невостребованности!
Получив новые знания и умения, преподавателя часто мучают страхи последующего применения ресурса в своей практике. Всё может обернуться «новой головной болью» по подготовке материалов, наличием ленивых учащихся, которые опять останутся вне учебно-воспитательного процесса, процентом учащихся не умеющих работать за компьютером и могущих «засунуть свой нос» туда, куда не следует. И, вообще, Интернет – это сомнительное и опасное пространство, чреватое атакой вирусов, порно-сайтов и негуманных игр из которых, в случае чего, даже учителю трудно сориентироваться и найти быстрый выход!
Именно с таким предубеждением мы ступаем на тропу собственного компьютерного ликбеза, не так ли?!
Хотим ли мы этого или нет, но технический прогресс развивается своими темпами, а мы с вами, в лучшем случае, становимся экспертами в конкретных, точечных областях компьютерного знания – своеобразной вещью в себе, которой, во что бы-то ни стало, необходимо практически раскрыться!
Информатизация бесповоротно вошла во многие сферы жизни современного человека, постепенно заставляя его отказаться от пишущей машинки, калькулятора, видеомагнитофона, журналов, книг, рабочих классных досок и т.д. Перечень этот с каждым годом поступательно прирастает; добавим сюда маниакальную зависимость молодёжи от мобильных телефонов, когда в сознание активно ассимилируется элементарная безграмотность в SMS – сообщениях с их, не редактируемой, трансляцией на телеканалах и работу одним пальцем руки, и, налицо кризис в познавательной и, тем более, в творческой деятельности подрастающего поколения. Постоянное же столкновение с таким феноменом массовой деградации, способно одурманить и интеллектуалов! По этому поводу уже создан целый сонм анекдотов, но веселить они нас будут до поры, до времени….
Идея преобладания деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе, конечно же, обоснована, но при выше упомянутой ситуации очень трудно подвигнуть учащихся на активную практическую деятельность во имя собственного образования. Вся надежда остаётся на современные технологии!
Отправляясь в апреле 2006 года на очередные курсы повышения квалификации, меня непрестанно мучили эти вопросы: «Как создать мотивацию к творчеству, к исследовательской работе? Как приобщить работу в Интернете к учебной деятельности?» Во-первых, потребовалось провести анализ пользовательской активности в Интернете…. Я задала себе вопрос: «Для чего мы обычно пользуемся этим ресурсом?»
Основных действий получилось несколько: найти нужную информацию, отправить и просмотреть электронную почту, зайти на форумы, общаться в чатах, знакомиться, загружать новые программы, совершать покупки, скачивать чью-либо интеллектуальную собственность (делать компиляцию), слушать музыку, смотреть фильмы, играть в Сети.
Как видим, в основном, выходя в Интернет, мы реализуем чисто эгоистические потребности. Как же такой поиск обратить во благо образовательной деятельности?
По моим наблюдениям, ничто так не стимулирует создание педагогом нового проекта, как собственное ученичество, обилие возможностей и катастрофический лимит отведённого на курсах времени на разработку учебного задания!
Нужно отдать должное нашим высококвалифицированным преподавателям кафедры Информатики ККИПКРО (Краевого Красноярского Института Повышения Квалификации Работников Образования). Работая с разными категориями слушателей, они максимально эффективно, в доступной форме, практически могут обучить педагога, даже нулевого уровня, уверенно работать с осваиваемыми программами, за что им выражаю огромную признательность! Именно они дают возможность активного индивидуального творчества на курсах и приветствуют новые инициативы с нашей стороны!
Нам, учителям, только найди проблемную тему, как можно погрязнуть в Интернете и потеряться, знакомясь с содержание бесконечных ссылок по данному вопросу, которые кажутся в тот самый момент жизненно важными в нашей педагогической практике.
В итоге, Интернет – это ещё и определённые финансовые затраты, которые ограничивают наше время навигации в нём! Как сэкономить это время, не возвращаясь на повторные действия? Как сделать так, чтобы другие были сопричастны к этой же информации? Так, отвечая на эти вопросы, ко мне пришла идея создания Интернет – конспекта….
Приступая к любому проекту, мы задаемся целью проанализировать базовые понятия, на которых будет строиться вся наша последующая работа. В своём проекте, я обратилась к этимологии двух понятий: «креативный» и «конспект».
Креативный – от латинского Creo = творить, создавать, избирать.
Конспект – от латинского Conspicio, conspexi, conspectum = смотреть, обозревать, созерцать.
Полагаю, что понятие Интернета для нас не нуждается в толковании, - и так всё ясно!
Таким образом, планировалось, что за счёт избирательности, при творческом подходе в создании материала, а именно: Интернет-конспекта, мы сможем обозревать более адекватную идею видения темы автором, другими словами – собственную версию актуализации материалов исследуемой темы.
Причиной создания именно такого образовательного ресурса ещё явилось и то, что статус учителя иностранного языка, по отношению к другим дисциплинам образовательного цикла, совершенно иной.
Обычному учителю – предметнику для повышения уровня своего мастерства в предметной области, достаточно помнить программный материал и совершенствовать лишь методы подачи этого материала, обучать новым высокоэффективным способам действий в относительно ограниченном объёме….
У учителя иностранного языка, вся его деятельность, - это абсолютно реальный параллельный мир, а то и миры!
После окончания ВУЗа, помимо родного языка, каждый из выпускников факультета иностранных языков, как минимум, билингв! Он, в силу своей практической профессиональной деятельности, постоянно должен быть в курсе последних событий в изучаемой социокультурной и социолингвистической среде.
Именно наши УМК (Учебно-Методические Комплексы) по иностранным языкам неумолимо морально устаревают, либо, в глазах учителей со стажем, становятся настолько ультрасовременными, что авторских комментариев в книге для учителя, откровенно недостаточно, чтобы вникнуть в новые метаморфозы жизни за рубежом.
Именно поэтому, Интернет – конспектирование должно восполнить пробелы в знаниях у обеих сторон учебно-воспитательного процесса и уровнять возможности быть компетентным в возникающих вопросах по данным областям!
Что же собой представляет Интернет – конспект?
Интернет – конспект – это образовательный ресурс, созданный в программе Power Point, имеющий тематическую, либо узко тематическую направленность с фиксированной, либо переменной структурой построения: титульный слайд, организационный структурный слайд, тематические слайды, вспомогательные слайды ссылок и слайд автора. Именно такая структура, в среднем, позволяет эффективно работать педагогу с аудиторией.
Характерной особенностью Интернет – конспекта является фиксированная строка Web -адреса необходимой страницы в древе требуемого сайта в виде активной гиперссылки, что позволяет, не отвлекаясь от изучаемой темы, быстро оказываться в требуемой информационной среде. Остановимся коротко на оформлении данных слайдов:
Титульный слайд - Эстетическое оформление должно приближать пользователя к предвосхищению изучаемой темы и содержать название и визуальную поддержку, т.к. при настройке анимации, далеко не последнего мотивационного фактора для учащихся, это способствует сосредоточению на теме. Помимо этого, визуальные средства могут играть роль уместных, эстетичных гиперссылок для выборочного ознакомления с документом.
Организационный структурный слайд – Знакомит с общим содержанием конспекта, имеет визуальную ключевую фигуру и основные гиперссылки на рабочие страницы конспекта. Дополнительные визуальные средства внизу или вверху страницы также служат для перехода на требуемое место в документе.
Тематические слайды – На каждом из них помещается краткая информация по обозначенной теме, визуальная поддержка. Внизу каждой страницы помещена строка Web – адреса необходимой страницы, где можно подробнее ознакомиться с темой, выйдя напрямую в Интернет, в режиме показа слайдов конспекта. Визуальные средства также раскрывают суть исследуемого образа и, либо возвращают нас к организационному слайду, либо на заготовленный, на дополнительных слайдах, справочный материал.
Вспомогательные слайды ссылок – располагаются в конце рабочего набора слайдов и могут иметь на себе текстовый материал, фотографии, карты, схемы, - всё, что автор хочет в обязательном порядке предъявить субъекту, изучающему данный конспект. Как правило, к этим материалам приводят гиперссылки в ознакомительных текстах рабочих слайдов.
Слайд автора – ценен тем, что когда такой вид работ приобретает массовый характер, есть возможность видеть конкретный вклад конкретного человека, иметь возможность, зная автора в лицо, его рабочие реквизиты, лично обратиться с интересующими вопросами; самому автору - фиксировать личные достижения, отслеживать творческую динамику. На этом же слайде можно фиксировать даты мастер – классов, проводимых вами по данной теме.
Пример Интернет – конспекта подобной структуры и механизм его работы можно изучить в Приложении 1 в режиме показа презентации. Перейдя со слайдов по Web – адресу на страницу сайта можно продолжить изучать структуру подразделов сайта. Выход со страниц осуществляется путём обратного перехода по стрелке. Внимание! (Анимация по щелчку мыши!)
Так, в общих чертах, мы ознакомились со структурой ресурса, но возникает вопрос: «Каковы же сферы использования таких Интернет – конспектов?»
На мой взгляд, Интернет - конспект может быть весьма полезен во многих сферах деятельности, как учителя, так и учащегося. Более того, область его применения не ограничивается только лишь опосредованным изучением иностранных языков; такой вид самостоятельной организации проективной деятельности возможен и в других областях знаний: для всех предметов гуманитарного цикла и отчасти естественно-математического.
Интернет – конспект для учителя – это современный формат для разработки уроков, их практической страноведческой части, который, как постоянно действующий ресурс, обновляется без наших привычных, тщетных, бумажных поисков «отовсюду понемногу». Это связано с тем, что разработчики постоянно обновляют информацию на своих сайтах. Структура конспекта настолько удобна, что, когда есть возможность работы в классах информатики, можно, загрузив конспект на все компьютеры, дать учащимся индивидуальную или парную работу с конкретными страницами, с которых, не дублируя друг друга, учащиеся выходят в Интернет и действуют сообразно полученному поисковому заданию!
Также, такой тип конспекта – замечательный способ архивировать методические находки, сделанные в процессе активного самообразования. Учитель оформляет слайды основными методическими терминами или высказываниями по определённой тематике, а внизу слайда даёт строки гиперссылок на страницы Интернет – сайтов с теми выступлениями коллег, чьи взгляды он разделяет или наоборот хочет оппонировать по ряду утверждений. Здесь же, могут быть размещены, строки ссылок на имеющиеся официальные документы по данному вопросу.
Интернет – конспект может стать для вас деловым блокнотом, в который вы поместите тематические слайды с адресами страниц, наиболее часто посещаемых вами сайтов и выходить в Интернет, минуя поисковые системы и многократные вводы адресов. Это значительно экономит наше время!
В деловой блокнот можно заносить данные своих коллег, начальства, знакомых с их электронными адресами, указывая на слайдах для себя - по каким вопросам вы, последнее время, общались, или какие совместные проекты планируете осуществить и т.п. Догадайтесь, что теперь мы помещаем в нижнюю строку?! – Да, электронный адрес!
Интернет – конспект может стать богатым ресурсом для проведения дискуссий в педагогическом коллективе, равно, как и среди учащихся. Для этого на слайдах конспекта мы помещаем вопросы для обсуждения, тезисы, графические материалы, а внизу закрепляем строки гиперссылок к официальным документам, справочным материалам, оригинальным версиям и т.п. Это позволяет быстро и эффективно проводить анализ рассматриваемых вопросов.
Таким образом, у нас появляется возможность избавиться от кипы бумаг однодневной важности, и, главное, аудитория работает синергично, в сторону усиления позиций каждой из сторон! В такой среде более продуктивно работается!
Сфера применения Интернет – конспекта для учащихся, в первую очередь, видится, как учебный аутентичный материал, позволяющий применить на практике знание иностранного языка, пусть даже опосредовано через компьютер, но это современный живой язык! Есть возможность соизмерить свои способности и побороть в себе затянувшийся культурный шок, увидеть реально, что и кажущееся ненужным и скучным изучение грамматики, играет определяющую роль в адекватном понимании информации, в отсутствие невербальных средств передачи! Какой бы ни была в этом случае деятельность учащегося – это работа, позволяющая своими силами создать общественно значимый образовательный ресурс, а это дорогого стоит, особенно, когда речь идёт о результативности деятельности и самореализации личности в социуме!
Когда учитель передаёт ученику практический навык создания Интернет - конспекта, обучая этому во внеурочное время, или же на уроке информатики, то ученик переходит сразу на креативный уровень работы, т.к. нет надобности, повторять в своих работах уже созданные конспекты, но есть цель - создавать свои! Именно тогда Интернет – конспектирование может перейти в разряд нового формата домашних заданий, особенно конспекты по крупным тематическим разделам или персоналиям, которые подразумевают в качестве продукта деятельности - проекты!
Приведу пример Интернет – конспекта по творчеству Дж. Оруэлла, где наряду с информацией об авторе, с гиперссылками на справочные страницы сайтов, о замысле книги “Animal Farm”, даются гиперссылки на критические статьи, на “free on-line” чтение всего произведения и даже есть литературный форум, где можно, зайдя, высказать свои впечатления о произведении!
В период актуальности портфолио, можно создавать подобные документы для учащихся и в виде Интернет - конспекта так, чтобы можно было знакомить одноклассников и друзей со своей сферой интересов и достижениями. Здесь имеет место быть и объединенный Интернет - конспект на класс, который будет иметь название «Виртуальный хобби клуб класса N», где у каждого учащегося будут персональные страницы, оформленные сообразно их интересам: с фотографиями, увлечениями и ссылками на информацию о последних в Сети. Подобная форма позволяет заходить друг к другу на страницы и, посетив сайты интересные для хозяина страницы, вступить с ним или с ней в обсуждение общих интересов, в обмен впечатлениями.
Формы организации такого рода ресурса могут быть разнообразны, главное - запомнить алгоритм создания Интернет – конспекта:
- Загореться идеей, выявив конфликт собственных знаний по теме
- Определить тему (выбрать задание)
- Создать электронную папку с презентацией
- Заготовить и разместить основные слайды в Power Point презентации
- Выбрать стиль ресурса (фон, оформление слайдов)
- Заготовить видео - и аудио информацию по теме, через поисковые системы
- Найти необходимую информацию в Интернете
- Определиться с заголовками слайдов (по результатам анализа найденного)
- Распределить материал по слайдам (согласно логике)
- Зафиксировать (скопировать) адресную строку со страницы сайта на соответствующем слайде и активировать клавишей «Ввод»
- Вынести на страницу презентации информацию общего характера по теме
- Продумать функции наглядности (ссылки)
- Заготовить справочные файлы (Microsoft doc.)
- Связать воедино ресурс посредством гиперссылок (в зависимости от цели)
- Продумать виды заданий к образовательному ресурсу и способ подачи материала.
В процессе совершенствования своей деятельности, к п.10, я бы уже могла добавить, что экономнее и быстрее заготавливать копируемые строки на листе файла Microsoft doc. , а уж потом расставлять их по слайдам, когда те уже практически готовы.
Неоспоримыми, в этом виде деятельности, остаются факты реальной продуктивной творческой активности личности, т.к. происходит индивидуальный отбор изобразительных средств и музыкальных образов, разработка художественного дизайна слайда, выбор стратегии предъявления имеющегося материала, выбор механизма работы ресурса. Человек создан для созидания, а творчество, на мой взгляд, - это свободный от посторонней критики процесс субъективного преобразования реальности в альтернативную форму бытия. Именно в творчестве раскрывается личность!
Таким образом, я смею утверждать, что, работая с Интернет – конспектом, мы имеем массу положительных моментов:
- актуализируем рассредоточенную информацию,
- экономим время,
- оказываемся в нужном месте Интернет – сайта,
- получаем практический навык работы с компьютером,
- даём возможность учащимся и себе творчески подходить к выполнению собственного проекта,
- самостоятельно планируем время, ставя перед собой собственные цели и задачи!
Так, постепенно, создаются новые альтернативы бумажным УМК.
Но не будем забывать и о том, что полученные нами на курсах практические навыки работы с ИКТ– технологиями также имеют своё регулярное практическое применение.
Хочется надеяться, что подобная идея по созданию Интернет - конспектов будет по достоинству оценена педагогами – практиками, желающими создать современную ресурсную базу новых знаний.
В конечном счёте, мы, своим новым подходом, воспитываем культурного пользователя Интернет – ресурсов и человека в целом!