Интегрирование учебных предметов как один из способов повышения эффективности урока

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


-Размышляя над проблемой повышения эффективности уроков, мы пришли к необходимости интегрирования учебных предметов. “Прогрессивные педагоги разных эпох – Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и другие подчёркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы “в голове ученика”, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания” [1] Идея интеграции обучения и воспитания вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе, обществе и своём месте в них. Действительно, у детей рано складывается своя “картина мира”, и пусть она далека от совершенства, но она целостна. В школе же эта целостность разрушается из-за границ между предметами. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, а именно: неспособность долгое время заниматься какой-либо учебной деятельностью в одном направлении, мы, учителя, должны разнообразить их занятия, тем самым, достигая наибольшей работоспособности у каждого ребёнка на уроке и положительных результатов в обучении. Мы считаем, что познавательная деятельность ученика возможна там, где для её развития создаются определённые, необходимые для этого, условия. Мы пришли к выводу, что существенную роль в этом играет интеграция учебного процесса.

На заседаниях методического объединения учителей начальных классов КСОШ№1, изучая вопросы интеграции учебных занятий как методического явления и её возможностях в начальном обучении, мы пришли к выводу, что интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. И для начала работы по этому направлению мы при помощи методических журналов и статей выяснили, какие уроки более приемлемы для интеграции. В основе таких уроков – близость содержания тем предметов и их логическая взаимосвязь. Выяснили, например, что интеграционные

связи хорошо устанавливаются между:

математикой и природоведением , русским языком и природоведением,

чтением и природоведением, русским языком и чтением,

чтением и музыкой, чтением и ИЗО,

природоведением и трудовым обучением.

При интеграции содержания различных предметов один из них является главным и задаёт тему, а наряду с нею размещается и даётся материал из других учебных предметов.

“Достижением цели интегрированного урока может быть последовательное формирование в сознании младших школьников целостного взгляда на окружающий мир, который становится возможным благодаря развитию у них умения давать комплексную оценку явлениям в природе и выражать их в поэтических образах грамотно написанными словами” [1]

-Как влияет интегрированный урок на ученика в учебном процессе?

Проводя интегрированные уроки в свой школе, мы пришли к выводу, что они нравятся детям, вызывают у них повышенный интерес к учебному материалу и устойчивое внимание, дают много нового, интересного, полезного, вызывают эмоциональный настрой, что особо важно для любого урока.

[1] Руднянская Е. И. “ Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам”, “Учитель, 2002г.”

Кроме этого, интегрированный урок позволяет снять утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности.

В начальном звене мы рассматриваем интеграцию как средство повышения эффективности урока и познавательной деятельности урока. Соединение знаний по разным предметам для получения всё новых и новых представлений об окружающем мире, дополняет и расширяет их. В этом соединении знаний заключены богатые резервы для повышения эффективности процесса обучения, а систематическая целенаправленная работа, которую мы проводим на таких уроках, позволяет повышать познавательную активность учащихся.

Ну и как следствие: всё вместе взятое способствует правильному представлению детей о природе, обществе и месту человека в них, а знания, приобретённые на таких уроках, становятся качественными, систематизированными, умения – обобщёнными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более еффективно формируется их убеждённость и достигается всестороннее развитие личности.

Уроки, включающие межпредметные знания, достигают эффективности, если они включены в тематические и поурочные планы на основе координации содержания, если конкретизированы задачи с использованием интегрированных знаний, последовательно формируются понятия, умения на уроках с общеобразовательным содержанием, рационально используются разнообразные средства активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов.

Мы считаем, что выбираемые темы для интегрированного урока требуют тщательного подбора межпредметных знаний и должны способствовать пониманию сущности изучаемых явлений, понятий. Для того, чтобы учащиеся при помощи музыки могли глубже проникнуть в содержание текста художественного произведения, чтобы у них пробудилось творческое начало, эмоциональная отзывчивость и эстетическое восприятие художественного слова и музыки, мы объединили художественное слово (урок чтения) и музыкальное произведение (урок музыки).

Примером такого интегрирования является разработанный нами урок.

Тема урока: К. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”,

Э. Григ – волшебник и великий музыкант.

Цели:

1.Осуществлять комплексный подход к уроку через межпредметные связи (чтение, музыку и изобразительное искусство ).

Формировать внимательное отношение к языку художественного произведения, умение понимать образные выражения, использованные в нём и представлять картину, нарисованную автором; умение высказывать своё отношение к написанному автором и к прочитанному; использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли.

2. Развивать речь мышление, обогатить словарный запас.

3.Через художественные и музыкальные образы произведений, слушание музыки, инсценирование, воспитывать у учащихся чувство прекрасного, способность сопереживать, побуждать к совершению добрых поступков.

Оборудование: пианино, синтезатор, магнитофон, аудиокассета, рисунки детей, портреты Э. Грига и К. Паустовского, книги К. Паустовского, книга для чтения-4 кл. ,корзина с еловыми шишками

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Уважаемые гости! Сегодня вместе с ребятами вы отправитесь на встречу с великими волшебниками, сказочниками в области литературы и музыки К. Г. Паустовским и Э. Григом, а ребятам ещё предстоит провести небольшое исследование и выяснить, являются ли события, описанные в рассказе Паустовского вымышленными или они реальные или, взяв отдельные факты из биографии композитора и, соединив их воедино, автор создал художественное произведение.

III. Работа по теме урока.

Звучит пьеса Э. Грига “Утро”.

На доске отрывок (с.33, описание леса) “Все леса хороши…до самой земли

-Прочитайте его про себя.

-Вы догадались, откуда взяты эти строки?

(Это описание осеннего леса из рассказа К. Паустовского “Корзина с еловыми шишками” )

-Для чего Паустовский вводит его в произведение?

( Паустовский в рассказе “Корзина с еловыми шишками” описывает историю рождения одного из музыкальных произведений Грига. А Григ в нём описал природу своей Родины.)

-А природу, какой страны описывает Паустовский?

-Какими художественными средствами пользуется писатель, показывая природу родной для Грига Норвегии?

(Сравнения, олицетворения; учащиеся доказывают наличие художественных средств примерами из текста)

-Да, Паустовский – настоящий мастер олицетворений. А как вы думаете, почему Паустовский описал встречу Грига с маленькой девочкой в лесу? Почему в рассказе с такой любовью и вниманием Григ относится к девочке?

( В девочке, которую он встретил в лесу, он увидел свою дочь, представил, что это она)

-Действительно, самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери и, безусловно, в каждой девочке он видел свою дочь. Общаясь с детьми, он как бы общался с ней. Это, несомненно, знал Паустовский.

Посмотрим сцену встречи Грига с дочерью лесника в лесу (с. 34)

( Инсценирование встречи учащимися)

-Почему композитор обещал девочке подарок через несколько лет?

(Нужно было время, чтобы девочка выросла и смогла понять и оценить подарок )

- Найдите и прочитайте, как он сам об этом сказал.

-Как долго Григ готовил подарок?

- Найдите в тексте и прочитайте мысли композитора, написавшего музыку.

-Почему композитор чувствовал себя счастливым?

( Он отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата.)

-Что услышала Дагни в музыке, которую подарил ей композитор?

- А теперь прочитаем мысли Дагни, услышавшей музыку, посвящённую ей.

-Подумайте, когда Дагни поняла ценность подарка, который ей сделал великий композитор?

(Композитор был прав, Дагни оценила подарок, когда повзрослела)

-За что Дагни была благодарна Григу?

-Что же вы заметили, когда читали мысли композитора и мысли Дагни?

( Они думали об одном и том же)

- Да! Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора и Дагни и напомнила картины природы родной Норвегии, где прошло её детство.

-А теперь у меня вопрос, узнали ли вы пьесу, которой мы сегодня начали урок?

-Чтобы глубже прочувствовать и проанализировать рассказ Паустовского необходимо хорошо знать музыку Грига и его жизнь.

Эдвард Григ – великий норвежский композитор, дирижёр, пианист, основоположник норвежской музыки. Это первый композитор, творчество, которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Благодаря Григу самобытное искусство, быт и нравы маленькой северной страны известны всему миру. Путь к Григу, к его музыке проходит через природу, жизнь и историю его родной Норвегии.

- Созвучна ли музыка Грига тексту рассказа?

- Давайте, прослушав ещё раз это проиэведение, постараемся определить, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор;

-какие инструменты исполнили главную мелодию?

-какой темп?

-какое настроение?

-какой характер произведения?

( Прослушивание пьесы)

-Главную мелодию исполняет скрипка;

-темп умеренный;

-задумчивое, спокойное настроение:

-светлый, спокойный характер.

- А в какой песне Грига также рассказывается о норвежской природе; о её красоте в определённое время суток?

(Это произведение “Заход солнца”)

-Как мы её будем исполнять?

(Нежно, певуче, спокойно; дети исполняют песню)

- Наше впечатление о музыке Грига мы можем передать словами русского писателя М. Горького: “Слушая Э. Грига, видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирные пастбища, тихий ручей…”

- Давайте перейдём в нашу картинную галерею и посмотрим, какие мысли и чувства пробуждались у вас под впечатлением прочитанного и услышанного о Норвегии.

(Работа с рисунками учащихся, выполненными дома)

- Почему Паустовский написал “Рояль мог петь обо всём”?

(Языком музыки можно передать человеческие чувства: радость, печаль, любовь, гнев, образы природы.”

-Наш урок подходит к концу. По вашим ответам мы поняли, что вы хорошо готовились дома: читали, выбирали сравнения и олицетворения, учились драматизации, высказывали свои мнения. А к какому же выводу мы придём в итоге всех своих исследований? Встреча Грига с девочкой является фактом из его биографии, вымыслом или образ девочки собирательный?

(Образ девочки собирательный. Это и, правда и выдумка. Паустовский использовал событие из жизни музыканта и придумал рассказ)

- Итак, мы с вами пришли к общему мнению, что ,взяв отдельные факты из жизни Грига, и соединив их воедино, Паустовский создал высокохудожественное произведение.

Читая произведения Паустовского, каждый человек испытывает необыкновенное наслаждение от соприкосновения с его творчеством. В них мы ощущаем сердечного, душевно щедрого и необыкновенно доброжелательного человека.

Григ, действительно, является великим музыкантом и волшебником. Он своей музыкой воздействует на наши чувства, вызывает эмоции, пробуждает воображение.

IV. Итог по уроку.

Ученик 1:

Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей,
Ни своих прозрений и открытий
Не держите в тайне от людей…

Ученик 2:

Торопитесь всё отдать при жизни,
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Тёплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой Родине припасть.

Слова, прозвучавшие в этих строках, касаются всех нас. Автор этих стихов даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым мы посвятили сегодняшний урок. Это К. Г. Паустовский и Э. Григ.

Людей искусства благодарят аплодисментами.

Давайте поблагодарим К. Паустовского за прекрасный рассказ. А Э. Грига - за чудесную музыку.

( Дети аплодируют стоя)

Урок окончен.

Мы считаем, что интегрированное обучение в начальной школе – важная и современная проблема. Её актуальность в том, что к школе в настоящее время предъявляются новые социальные запросы.

В представленной нами разработке показано, как через взаимопроникновение разных видов искусств достигается высокий уровень таких уроков. А сами уроки усиливают мировоззренческую направленность познавательных интересов учащихся, пробуждают в ученике творческое начало, эмоциональную отзывчивость, эффективнее формируют убеждённость и помогают в решении главной проблемы школы – всестороннему развитию личности.