Подходы к использованию информационно-компьютерных технологий в обучении

Разделы: География, Общепедагогические технологии


В своей работе давно практикую творческие задания, когда ученики готовят друг для друга диктанты, тесты или вопросы по пройденному материалу. Дети с огромным удовольствием делают задания друг друга и в дальнейшем работают с ними. С бóльшим интересом, чем, если бы эти же задания предложил учитель. С появлением в школе компьютеров стала обучать детей выполнять подобные задания в печатном виде.

Для занятий использую два компьютера, размещенных в классе. Основам работы на компьютере обучаю после уроков, но сразу ставлю ученикам цель: оформить задания друг для друга на компьютере. Готовые задания распечатываю и использую на соответствующих уроках.

Таких заданий накопилось много, практически по каждой теме курса географии. Вот примеры заданий, разработанных и оформленных учениками:

География 8-й класс
Дальний Восток
« 3-й лишний»

Задание: выбери в каждой группе одно лишнее название, обоснуй свой выбор.

1.

  1. цунами
  2. бора
  3. землетрясение

2.

  1. Приморский
  2. Хабаровский
  3. Красноярский

3.

  1. Витимское
  2. Колымское
  3. Корякское

4.

  1. Камчатка
  2. Чукотка
  3. Таймыр

5.

  1. Сахалин
  2. Новая Земля
  3. Курилы

6.

  1. Берингово
  2. Охотское
  3. Белое

География 6-й класс
Движение воды в океане

Задание: «реставрируй» текст, вставляя по смыслу пропущенные понятия и слова.

  1. В океане различают ____ вида движения воды:________________ и ____________.
  2. Вертикальные движения называются ___________.
  3. Волны бывают ветровые, _________,приливы и __________.
  4. Ветровые волны возникают под воздействием ________.
  5. Если под водой извергается ___________ или происходит землетрясение, то образуются ___________.
  6. Под воздействием притяжения _________ происходят _________ и __________.
  7. Течения – это ______________ движения воды в океане.
  8. Их причина- __________ ветры, дующие в одном направлении.
  9. Течения бывают __________ и ______________.

География 6-й класс
Вулканы и гейзеры

Задание: соотнеси понятия и определения понятий, соединив их линиями.

Понятие: Определение:
  1. Вулкан.
  2. Гейзер.
  3. Кратер.
  4. Жерло.
  5. Лава.
  6. Очаг магмы.
  1. Горячий фонтанирующий источник
  2. Место на границе земной коры и магнии, где вещество мантии плавится
  3. Излившаяся магма.
  4. Конусовидная гора, извергающая лаву.
  5. Канал внутри вулкана, по которому поднимается магма.
  6. Углубление на вершине вулкана.

В последнее время обучаю детей создавать работы в программе PowerPoint. (Рисунок 1). Практическая реализация идей осуществляется в разных подходах, в зависимости от уровня владения учащимися компьютерной техникой и навыка работы в программе.

Один из подходов – создание тестов в программе PowerPoint через систему гиперссылок. В таком формате выполнена презентация диктанта «Рельеф Красноярского края. Третий лишний». (Приложение 1)

С этой презентацией ученики работали индивидуально по очереди на этапе проверки усвоения географической номенклатуры. В этом тесте каждый ответ сразу комментируется как правильный или неправильный и ученику предоставляется возможность ответить еще раз.

Презентация Кроссворд «Первые шаги в географии» появилась, когда ученики 7 класса на занятиях по ИКТ учились сканировать изображения, настраивать анимацию. Решили сделать задание для учеников 6 класса.

Сначала появился проект на бумаги – составили кроссворд из понятий темы, подобрали иллюстрации в учебнике, атласе, книгах и отсканировали их. Придумали основную идею – что и как будет происходит на экране.

Потом началась работа на компьютере. Выбирали стили анимации, размещали рисунки – все должно быть расположено ровно, одинаково на всех слайдах.

В итоге получилась симпатичная работа, которую использую второй год на уроке «Географическая широта» для актуализации знаний учащихся в начале урока.

Работа представляет собой кроссворд по теме «Линии градусной сети карты» по географии 6 класса. Кроссворд содержит 6 понятий.

Разгадывается кроссворд по вертикали и горизонтали. Разгадывание кроссворда происходит по типу теста – из двух ответов необходимо выбрать один правильный.

На экране появляется вопрос, разворачиваются две картинки, одна из которых иллюстрирует правильный ответ. После щелчка на картинку с правильным ответом происходит автоматическое заполнение клеток кроссворда.

Если нажать на картинку, не соответствующую вопросу, то открывается гиперссылка на подсказку, в которой дается определение понятия.

Таким образом, учащиеся могут проверить, уточнить и скорректировать свои знания по теме. В кроссворде не предусмотрено оценивание знаний учащихся, что создает благоприятный положительный настрой на работу во время урока. Попробуем разгадать? (Приложение 2)

Данный подход использования ИКТ в образовательном процессе считаю универсальным, ведь его можно применять на любом предмете. Здесь очень ярко проявляется принцип практического использования полученных знаний и умений в новой ситуации. Главное, использовать потенциал учащихся в своей работе, тем самым его увеличивая.