В своей работе давно практикую творческие задания, когда ученики готовят друг для друга диктанты, тесты или вопросы по пройденному материалу. Дети с огромным удовольствием делают задания друг друга и в дальнейшем работают с ними. С бóльшим интересом, чем, если бы эти же задания предложил учитель. С появлением в школе компьютеров стала обучать детей выполнять подобные задания в печатном виде.
Для занятий использую два компьютера, размещенных в классе. Основам работы на компьютере обучаю после уроков, но сразу ставлю ученикам цель: оформить задания друг для друга на компьютере. Готовые задания распечатываю и использую на соответствующих уроках.
Таких заданий накопилось много, практически по каждой теме курса географии. Вот примеры заданий, разработанных и оформленных учениками:
География 8-й класс
Дальний Восток
« 3-й лишний»
Задание: выбери в каждой группе одно лишнее название, обоснуй свой выбор.
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
6.
|
География 6-й класс
Движение воды в океане
Задание: «реставрируй» текст, вставляя по смыслу пропущенные понятия и слова.
- В океане различают ____ вида движения воды:________________ и ____________.
- Вертикальные движения называются ___________.
- Волны бывают ветровые, _________,приливы и __________.
- Ветровые волны возникают под воздействием ________.
- Если под водой извергается ___________ или происходит землетрясение, то образуются ___________.
- Под воздействием притяжения _________ происходят _________ и __________.
- Течения – это ______________ движения воды в океане.
- Их причина- __________ ветры, дующие в одном направлении.
- Течения бывают __________ и ______________.
География 6-й класс
Вулканы и гейзеры
Задание: соотнеси понятия и определения понятий, соединив их линиями.
Понятие: | Определение: |
|
|
В последнее время обучаю детей создавать работы в программе PowerPoint. (Рисунок 1). Практическая реализация идей осуществляется в разных подходах, в зависимости от уровня владения учащимися компьютерной техникой и навыка работы в программе.
Один из подходов – создание тестов в программе PowerPoint через систему гиперссылок. В таком формате выполнена презентация диктанта «Рельеф Красноярского края. Третий лишний». (Приложение 1)
С этой презентацией ученики работали индивидуально по очереди на этапе проверки усвоения географической номенклатуры. В этом тесте каждый ответ сразу комментируется как правильный или неправильный и ученику предоставляется возможность ответить еще раз.
Презентация Кроссворд «Первые шаги в географии» появилась, когда ученики 7 класса на занятиях по ИКТ учились сканировать изображения, настраивать анимацию. Решили сделать задание для учеников 6 класса.
Сначала появился проект на бумаги – составили кроссворд из понятий темы, подобрали иллюстрации в учебнике, атласе, книгах и отсканировали их. Придумали основную идею – что и как будет происходит на экране.
Потом началась работа на компьютере. Выбирали стили анимации, размещали рисунки – все должно быть расположено ровно, одинаково на всех слайдах.
В итоге получилась симпатичная работа, которую использую второй год на уроке «Географическая широта» для актуализации знаний учащихся в начале урока.
Работа представляет собой кроссворд по теме «Линии градусной сети карты» по географии 6 класса. Кроссворд содержит 6 понятий.
Разгадывается кроссворд по вертикали и горизонтали. Разгадывание кроссворда происходит по типу теста – из двух ответов необходимо выбрать один правильный.
На экране появляется вопрос, разворачиваются две картинки, одна из которых иллюстрирует правильный ответ. После щелчка на картинку с правильным ответом происходит автоматическое заполнение клеток кроссворда.
Если нажать на картинку, не соответствующую вопросу, то открывается гиперссылка на подсказку, в которой дается определение понятия.
Таким образом, учащиеся могут проверить, уточнить и скорректировать свои знания по теме. В кроссворде не предусмотрено оценивание знаний учащихся, что создает благоприятный положительный настрой на работу во время урока. Попробуем разгадать? (Приложение 2)
Данный подход использования ИКТ в образовательном процессе считаю универсальным, ведь его можно применять на любом предмете. Здесь очень ярко проявляется принцип практического использования полученных знаний и умений в новой ситуации. Главное, использовать потенциал учащихся в своей работе, тем самым его увеличивая.