Ведущие направления в развитии образования, определённые Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, могут быть реализованы при условии постоянного совершенствования педагогической деятельности педагогов, воспитателей общеобразовательных учреждений различных типов и видов.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №1 Центр развития ребёнка «Сказка» последовательно и систематично идёт по пути преобразований, работает в режиме развития, используя достижения науки и педагогического опыта. В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность работы в виду перехода детского сада на новый статус-Центр развития ребёнка.
Целенаправленное, последовательное решение всех задач, стоящих перед педагогическим коллективом ЦРР, в значительной мере обеспечивается чётким планированием, своевременным требованием от воспитателей решения поставленных перед ними задач. В моей практике стало нормой ежегодное планирование годового плана на основе анализа работы ЦРР по результатам учебного года и диагностики информационных профессиональных потребностей педагогов. Это позволяет выявить затруднения воспитателей, определить основные направления в содержании работы. Это большая организаторская работа методического кабинета по повышению квалификации педагогов.
Осуществлять педагогический контроль - это значит влиять на работу, преобразовывать её. Недооценка его значения приводит к серьёзным недостаткам в работе. Я считаю, что там, где существует строгая система контроля за работой педагогов, там коллективы воспитателей идут по пути совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Это показывают и результаты моей многолетней работы. Вот почему особое внимание уделяю строгой системе в руководстве и контроле за состоянием воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Контроль работы воспитателя- это контроль качества подготовки специалиста. Проверяю наиболее важные вопросы, исключаю мелочную опеку. Это всё, в конечном итоге, повышает ответственность воспитателя. Провожу обследование педагогических возможностей коллектива, используя при этом наблюдения, анализ посещённых мероприятий, анкетирование. Например:
- ФИО воспитателя.
- Год рождения, число, месяц.
- Образование (что? где? когда? закончил)
- Стаж (педагогический), с какого времени работает в детском саду?
- Когда была в последний раз на курсах.
- Какую квалификационную категорию имеет. Если нет категории, то какой имеет разряд.
- Учебно-воспитательный процесс.
а) Могу поделиться (опытом, провести занятие, мероприятие, консультацию и т.д.).
б) Наиболее удачно проходит занятие по …
в) Нужна помощь (в чём конкретно, какая и чья?). - Тема по самообразованию. Отчитывался ли?
- Опыт каких воспитателей, на Ваш взгляд, и по какой теме заслуживает изучения, обобщения и внедрения в практику?
- К кому обращаетесь, чтобы получить квалифицированную методическую помощь?
- Объективен ли старший воспитатель в воспитательно-образовательной работе ко всем? Если нет, то в чём конкретно?
- Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки на данный момент? (по 5-ти бальной системе).
- Каковы Ваши профессиональные планы на ближайшие 3(три) года?
На основе анкетирования воспитателей, анализа их воспитательно-образовательной работы была создана диагностическая карта:
ФИО | Год рождения | Образование | Стаж | Курсы повышения квалификации | Квалиф. категория | Заявленные проблемы |
Магомедова Салихат Хасбулаевна |
1953 | ДГПИ Дошкольный факультет |
34 г. | 2003 г. | Высшая 2004 г. | Могу провести открытое занятие по родной речи |
Атабаева Патимат Атабаевна |
1986 | Учится на 4 курсе | 2 г. | 2006 г. |
- |
Нужна помощь в подготовке к занятиям |
Карта оказывает действующую помощь при планировании работы с воспитателями, повышении их уровня подготовки для осуществления воспитательно-образовательного процесса в ЦРР, помогает определить возможности и потребности коллектива и каждого воспитателя в отдельности.
Хорошим подспорьем в моей работе является и план методической работы на квартал в форме таблицы, где чётко распределены обязанности и методические мероприятия. Это обеспечивает ритмичность и слаженность в работе всего коллектива.
Всё шире использую новые формы работы с педагогическим коллективом, с отдельными педагогами, развивающие творчество, профессиональное мастерство. Это проведение различных игр, дискуссий в форме КВН, педагогического ринга, брейн-ринга, тематических пятиминуток (вопросы по одному из разделов программы), конкурсов педагогического мастерства, конкурсов по развитию коммуникативных умений воспитателей. Проводила круглый стол-консультации «Основы педагогического мастерства», психологический аутотренинг на творческую работу, работу в «Школе молодого педагога», семинар-практикум «Мастерство воспитателя», педсовет «Самообразование - один из путей повышения профессионального мастерства педагогов», обзор методической литературы, выставки из опыта воспитателей, организовала подборку материалов рекомендательного характера по разделам программы и т.д. Ценность их в том, что они обеспечивают обратную связь, откровенный обмен мнениями, позволяют анализировать конкретные ситуации, принимать необходимые решения, учат культуре дискуссии, сплачивают коллектив, повышают уровень отношений между сотрудниками.
Приведу примерные планы-проспекты некоторых форм методической работы с педагогическим коллективом, способствующих, на мой взгляд, развитию активности и творчества воспитателей, способствующие сплочённости педколлектива. Были проведены педсоветы по физическому воспитанию в форме «Счастливого случая», в форме деловой игры по организации сюжетно-ролевой игры, игра «Математический лабиринт» и др. Чтобы помочь воспитателям подготовиться к педсовету, заранее на стенде в методкабинете сообщаю повестку дня, дату коллективного просмотра работы с детьми, содержание практических заданий для воспитателей, (сделать выписки из календарных планов, представить конспекты, записи игр и др.) рекомендую методическую литературу для изучения. Одновременно посещаю группы. Так, при подготовке к педсовету на тему «Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры» была проведена тематическая проверка в двух параллельных группах, анкетирование родителей последующим вопросом:
- Во что играет ваш ребёнок?
- Какие игрушки предпочитает?
- Чем руководствуетесь, когда покупаете игрушки? Как преподносить их?
- Играете ли вы с ребёнком и если да, то что побуждает вас к этому?
- Помогает ли вам игра в воспитании ребёнка?
- Какую помощь в организации деятельности детей в семье вы хотели бы получить от педагогов?
- Учите ли вы детей дагестанским играм?
- Какую помощь в организации игры вы можете оказать детскому саду?
На педагогических советах обсуждаем результаты анализа выполнения программы в каждой группе. Например, был проведён педсовет на тему «Выполнение программы по развитию элементарных математических представлений», на котором я выступала с анализом результатов проведённой « Недели Математики», итогами тематической проверки в старшей группе, а воспитатель данной группы выступила с докладом «Как я реализую программу на занятиях по математике».
Действенность педсовета обеспечивается конкретностью решений, чётким распределением обязанностей и строгим контролем за их выполнением. Например, решение педсовета по теме «Воспитание культуры поведения у дошкольников» выглядит так.
- Продолжить систематическую работу по воспитанию культуры воспитания у детей всех возрастных групп.
- Разнообразить формы работы с родителями: срок до июня с.г. Ответственные педагоги:
- Оформить папку-передвижку на тему «Словарь вежливого человека» (средняя группа), ответственная – Азизова Э. А. Срок до 20 февраля.
- Подобрать материал по теме «Уроки хороших манер» (старшая группа), ответственная Магомедрасулова С.М. Срок исполнения – 20 февраля.
Педсоветам обычно предшествует коллективные просмотры какого-либо вида детской деятельности. Мы особенно ценим эту форму работы, так как в данном случае воспитатель учится у своего коллеги и вместе с тем оказывает ему помощь. После взаимного просмотра воспитатели подробно обсуждают увиденное, потом коллективно советуемся, даём рекомендации. Это помогает нам придерживаться единых требований и оценок работы. Перед посещением занятий читаю прежние записи, чтобы проверить действенность указаний, советов, предложений, данных воспитателю ранее. По ним особенно видно, растёт ли в своём мастерстве воспитатель или он продолжает топтаться на месте. Так, при анализе воспитательной работы одна из воспитательниц утверждала, что замеченные сегодня у неё ошибки случайны и не типичны. Убедить её в обратном помогла запись анализа, сделанная несколько месяцев тому назад.
Тетрадь анализа воспитательно-образовательной работы помогает в оценке деловых качеств каждого воспитателя, в выборе индивидуального подхода при оказании методической помощи.
Проводим открытые занятия по одной теме в двух параллельных возрастных группах с целью оценить приёмы, методы, использованные воспитателями. Анализ педагогами таких занятий ставит их из наблюдателей в позицию активных участников происходящего и позволяет влиять на процесс обсуждения, способствует определению наиболее эффективных средств, форм и метолов работы.
Поиск новых форм обобщения и пропаганды педагогического опыта привёл к необходимости проведения «Недели мастеров педагогического труда». Эта «Неделя» максимально активизирует творчество, мастерство, интеллект воспитателей. Это здоровое конкуренция педагогического мастерства педагогов. Для того чтобы присутствующие сумели выделить самое важное в работе воспитателя, проанализировать её, оценить уровень знаний и умений детей, предварительно предлагаю им вопросники или памятки. У каждого воспитателя есть тетрадь посещения режимных моментов своих коллег, что помогает им самим использовать опыт других воспитателей или, наоборот, избежать ошибок. Открытые занятия, мероприятия, творческие отчёты организуются и по теме самообразования воспитателей.
Сама я стараюсь максимально быть в курсе новых технологий, инноваций, проблем дошкольной педагогики и психологии, что позволяет мне своевременно натолкнуть воспитателя на мысль о том, какую следует прочитать литературу, как построить работу, чтобы привести результаты своей работы в соответствие с требованиями жизни. Например, воспитательница Далгатова М.Б. методически «подкованная», опытный педагог терялась в выборе темы по самообразованию. Я предложила ей (а это было несколько лет назад) поработать над проблемой экологического воспитания детей, оказывала методическое сопровождение. Всё это дало ей возможность взять тему самообразования за основу и издать авторскую программу «Формирование основ экологической культуры» (2006 г.)
Другая воспитательница Латипова Х.К. является автором разработок конспектов по развитию речи на родном языке в первой младшей группе. Обе разработки используются в работе педагогами всего района.
Традиционным стало проведение выставок в методкабинете. Цель которых - практический показ не только педагогических находок педагогов, но и ознакомление с новинками методической литературы, с литературой для заочников.
Качество методической работы нашего Центра развития ребёнка «Сказка» сказывается на результатах, которых мы достигли за последние 10 лет.
1997 г.- III призёр республиканского конкурса «Лучший детский сад года».
1998, 2003, 2004 г.г.- дипломы Всероссийского конкурса «Детский сад года».
2001 г.- детский сад впервые получил статус ЦРР.
2002 г.- дипломом Всероссийского конкурса работников образования «Урок толерантности» награждена Алиева Г.А.
2004 г.- дипломом Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» награждена Мациева С.Г.
2004 г.- удостоверение Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Москвы получила Алиева Г.А.
2004 г.- диплом международного семинара- конференции в номинации «Знак качества образования 2004».
2004 г.- дипломом Всероссийского конкурса методических видеофильмов.
2004 г.- дипломом II степени награждена Ганишева У.Х. за участие в республиканском конкурсе «Академики детства- 2004».
2005 г.- дипломом финалиста Всероссийского конкурса «Дерево. Экологические проекты с детьми» награждена Магомедова С.А.
2005 г.- дипломом победителя Всероссийского конкурса «Кузька в детском саду».
2006 г.- грамотой журнала «Управление ДОУ» награждена Алиева Г.А. за участие в конкурсе «Я и читатель, я и писатель».
2006 г.- дипломом I степени награждена команда ЦРР за участие на районном спортивном празднике «Олимпийские игры Детства».
2007 г.- дипломом Всероссийского фестиваля «Открытый урок» награждена Алиева Г.А.
2007 г.- грамотой за I место в «Олимпийских играх Детства- 3» среди воспитанников ДОУ района.
Краткий анализ достижений ЦРР «Сказка» за последние 10 лет показал результативность и эффективность методической работы. Останавливаться, конечно, на достигнутом не буду. Остановиться - значит погибнуть.