Смотр знаний по теме: "Основы цитологии" в курсе общей биологии

Разделы: Биология


Тип учебного занятия: зачетное занятие.

Вид учебного занятия: cмотр знаний по теме “Основы цитологии”.

Цель занятия: дать независимую комплексную оценку знаний, умений и навыков учащихся по теме “Основы цитологии”.

Комплекс средств обучения:

1. Демонстрационное оборудование:

- печатные таблицы: из серии таблиц по общей биологии (выпуск II) - “Схема строения клетки: бактериальной и сине-зеленой водоросли (по данным электронного микроскопа)”, “Вирусы”, “Генетический код”, “Биосинтез белка”; таблица “Клетка” из серии таблиц по анатомии человека; таблица “Одноклеточная зеленая водоросль хламидомонада” из серии таблиц по биологии для VII класса; таблицы “Тип простейшие” и “Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка” из серии таблиц по зоологии (вып. 1);

- самодельные таблицы: “Жидкостно-мозаичная модель мембраны”, “Схема ферментативного расщепления субстрата”, “Схема синтеза АТФ в митохондриях”, “Эволюционное развитие органического мира”.

- натуральные объекты: плоды рябины или соплодия шиповника, мох – мниум, сырой картофель 10 клубней, вареный картофель 5 клубней, луковицы лука репчатого 5 штук; микропрепараты: “Бактериальная клетка”, “Животная клетка”, “Покровная ткань листа”.

2. Лабораторное оборудование: 4 микроскопа обычных и один с иммерсионной системой, предметные и покровные стекла, 6 скальпелей, 6 пинцетов, 12 препаровальных игл, 5 стаканов с водой, склянка с вазелиновым маслом (для иммерсионной системы микроскопа), спиртовка, пробиркодержатель, 10 штативов для пробирок с двумя пробирками в каждом, 6 лабораторных лотков.

3. Химические реактивы и принадлежности: стакан с насыщенным раствором поваренной соли, 5% раствор медного купороса, 3% раствор перекиси водорода, 10% раствор едкого натра, 3% раствор нитрата серебра, бутыль с эфиром, полоски фильтровальной бумаги, 2 коробка спичек, лучина, кипелка, терка, 5 тарелок.

Структура занятия:

Этапы процесса обучения Деятельность субъектов процесса обучения Время
Организационный момент 1. Приветствие учителя биологии, представление учителей-ассистентов.

2. Постановка цели занятия.

3. Изготовление учащимися зачетных карточек.

3 минуты
Инвариантный этап Проведение инструктажа о ходе занятия. 2 минуты
Контроль и самоконтроль Проведение контроля знаний, умений и навыков по трем постам. 80 минут
Подведение итогов 1. Выставление оценок из зачетных карточек в сводную ведомость.

2. Самоанализ.

5 минут

Основное содержание:

Пост № 1 (теоретический). На этом посту ученики отвечают такие теоретические вопросы как: клеточная теория, жидкостно-мозаичная теория строения мембран, теория “руки и перчатки” ферментативного расщепления субстрата, теория матричного синтеза белка на примере транскрипции или трансляции, теория хемоосмотического преобразования энергии на примере митохондриальных мембран, теория симбиогенеза клеточных структур.

Пост № 2 (лабораторно-практический). На этом посту ученики проводят лабораторные работы по карточкам заданиям.

Карточка № 1. Докажите экспериментально, что клетки растительного и животного организма имеют общий план строения.

Карточка № 2. На основании готовых микропрепаратов “Бактериальная клетка” и “Животная клетка” дайте характеристику (основные черты сходства и отличия) прокариот и эукариот.

Карточка № 3. Докажите опытным путем, что более концентрированный раствор оттягивает воду из вакуоли.

Карточка № 4. Практически докажите, что клетки растительного организма имеют разные типы пластид.

Карточка № 5. Приготовьте препарат, позволяющий рассмотреть тонкое строение хлоропласта, объясните увиденное.

Карточка № 6. Докажите опытным путем, что в клетках клубня картофеля имеются ферменты.

Карточка № 7. Докажите опытным путем, что первичная структура белка образована пептидными (амидными) связями.

Пост № 3 (решение задач). На этом посту ученики решают задачи по молекулярной биологии.

Задача № 1. Фрагмент блокирующей цепи ДНК имеет следующий состав:

-А-А-Т-Ц-Г-Т-Г-Ц-Ц-

Какую последовательность будет иметь фрагмент и-РНК, образовавшейся с указанного фрагмента ДНК?

Задача № 2. В лаборатории изучен химический состав фрагмента молекулы ДНК, который состоит из 474 нуклеотидов и содержит 13% тиминовых нуклеотидов. Определите количество адениновых и цитозиновых нуклеотидов и количество аминокислот в белке, который может быть синтезирован из этого фрагмента ДНК.

Задача № 3. Используя таблицу генетического кода, определите аминокислотный состав полипептида, который кодируется и-РНК следующего состава:

-Г-Ц-Ц-Ц-Г-Ц-А-А-У-А-Г-У- .

Укажите антикодоны т-РНК участвующих в синтезе данного полипептида.

Задача № 4. Белок рибонуклеаза состоит из 124 аминокислот. Какое количество нуклеотидов и длину имеет определяющая его молекула ДНК, если расстояние между двумя соседними нуклеотидами в спирализованной молекуле ДНК (измеренное вдоль оси спирали) составляет 3,4 Ао.

Задача № 5. В процессе энергетического обмена произошло расщепление 5 молей глюкозы, из которых кислородному расщеплению подверглось только 2 моля. Определите:

  1. Сколько молей молочной кислоты при этом образовалось?
  2. Сколько молей углекислого газа при этом образовалось?
  3. Сколько молей АТФ при этом синтезировано?
  4. Сколько молей молекулярного кислорода израсходовано на окисление образовавшегося углекислого газа?

Задача № 6. Одно 25-летнее дерево-тополь в процессе фотосинтеза за 5 весенне-летних месяцев поглощает около 44 килограммов углекислого газа. Определите:

Сколько литров воды потребовалось тополю поглотить из почвы при минеральном питании, чтобы ассимилировать такое количество углекислого газа?

Какой объем кислорода был выделен в атмосферу тополем за это время?

Сколько килограммов глюкозы было синтезировано за это время?

Методические рекомендации по организации и проведению занятия

Для ответов на теоретические вопросы ученики используют таблицы, некоторые необходимо изготовить самостоятельно силами тех учащихся, которые хорошо рисуют. Эту работу следует оценить. Таблица “Схема синтеза АТФ в митохондриях” изготавливается по рисунку № 80 учебника общей биологии [1, стр. 166].

Таблица “Эволюционное развитие органического мира” изготавливается либо по рисунку цветной вкладки ко второй главе стр.42 вышеуказанного учебника, или по рисунку № 201 из учебника с углубленным изучением биологии [2, стр. 322]. Таблица “Схема ферментативного расщепления субстрата” делается по рисунку из книги: “От пекарни до биофабрики” [3, стр. 31]. В нашем исполнении эта таблица может выглядеть так, как это показано в приложении № 2. Таблица “Жидкостно-мозаичная модель мембраны” является авторской и приведена в приложении №1. В этих же пособиях вы найдете все необходимые комментарии к таблицам и соответственно эту информацию должны изложить учащихся при ответе с их использованием. Не очень удачно во многих учебных пособиях излагается сама клеточная теория. Автором статьи клеточная теория излагается в лекционной форме, а учащиеся в это время заполняют таблицу: “Современные положения клеточной теории”, которая состоит из трех граф. На смотре знаний они устно воспроизводят содержание этой таблицы, используя печатные пособия.

Направления теории Формулировка положения Примеры доказательств Использование печатных пособий
опреде-

ление понятия “клетка”

Это элементарная единица строения и функционирования организма. Внеклеточных форм жизни нет. Вирусы являются лишь подтверждением, т.к. размножаются, только паразитируя в клетках. “Вирусы”
гомология Клетки всех организмов гомологичны, т.е. сходны по своему составу и строению. Все клетки от внешней среды отделены оболочкой, внутри заполнены цитоплазмой, которая в своем составе имеет белки, жиры, углеводы и минеральные соли. “Клетка”
функции Клетка характеризуется обменом веществ, движением, развитием. Клетке, как особой форме материи, присущи свойства самой материи. “Тип простейшие”
образование Клетки возникают только путем деления или слияния ранее существующих клеток. Опыты по получению клеток из предковой среды не увенчались успехом. “Одноклеточная зеленая водоросль

хламидомонада”

эволюция Все организмы на Земле произошли от одного общего одноклеточного предка - уркариота. Любой многоклеточный организм возникает и развивается из одной клетки - зиготы. “Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка”

В помощь учителю-ассистенту, оценивающему работу учащихся на посту № 2, выдается карта, в которой отражаются те действия, которые должен произвести ученик в ходе работы над карточкой-заданием. Она может иметь следующий вид:

№ карточки Правильные действия ученика Правильный выбор оборудования

и объектов

1 Учащиеся готовят микропрепарат листа мха-мниума, рассматривают его на малом увеличении и делают рисунок одной из его клеток. Далее рассматривают готовый микропрепарат “Животная клетка”, делают рисунок одной из увиденных клеток. Дают ассистенту аргументированные ответы. Микроскоп, предметное и покровное стекла, лабораторный латок, стакан с водой, пипетка, скальпель, пинцет, препаровальные иглы, микропрепарат “Животная клетка” и побеги мха-мниума.
2 Учащиеся рассматривают микропрепарат “Животная клетка” на малом увеличении и делают рисунок одной из его клеток. Далее рассматривают готовый микропрепарат “Бактериальная клетка”, делают рисунок одной из увиденных клеток. Дают ассистенту сравнительную характеристику в устной форме. Микроскоп, микропрепараты “Животная клетка” и “бактериальная клетка”.
3 Учащиеся готовят микропрепарат из покровной ткани луковицы лука репчатого, рассматривают его на малом увеличении и делают рисунок группы клеток (2-3). Затем с помощью фильтровальной бумаги заменяют воду в микропрепарате на насыщенный раствор соли, наблюдают явление плазмолиза и делают рисунок группы клеток. Микроскоп, предметное и покровное стекла, лабораторный латок, стакан с водой, пипетка, стакан с насыщенным раствором поваренной соли, скальпель, пинцет, препаровальные иглы, луковица лука репчатого, полоски фильтровальной бумаги.
4 Учащиеся готовят микропрепарат из мякоти плода рябины или соплодия шиповника, рассматривают его и микропрепарат “Покровная ткань листа” на большом увеличении и делают соответствующие рисунки увиденных клеток. Микроскоп, предметное и покровное стекла, лабораторный латок, стакан с водой, пипетка, скальпель, пинцет, препаровальные иглы, плоды рябины или соплодия шиповника, микропрепарат “Покровная ткань листа”.
5 Учащиеся изготавливают микропрепарат из листа мха-мниума, рассматривают его на малом увеличении для нахождения наилучшей клетки для ее постановки в центре поля, заменяют воду на 3% раствор нитрата серебра, а на покровное стекло наносят вазелиновое масло. Рассматривают клетку листа на большом увеличении с помощью иммерсионной системы микроскопа и делают рисунок хлоропласта. Иммерсионный микроскоп, предметное и покровное стекла, лабораторный латок, стакан с водой, пипетка, скальпель, пинцет, препаровальные иглы, побег мха-мниума, 3% раствор нитрата серебра, бутыль с эфиром.
6 Учащиеся вырезают из сырого и вареного картофеля кусочки и кладут их в пробирки, заливают раствором перекиси водорода. Поджигают лучину и гасят ее, а затем подносят к пробирке, из которой выделяются пузырьки газа. Дают ассистенту аргументированные ответы по наблюдаемому явлению. Штатив с пробирками, скальпель, лучина, 3% раствор перекиси водорода, сырой и вареный клубни картофеля, кипелка.
7 Учащиеся натирают на терке сырой клубень для получения картофельного сока и собирают его в пробирку. В другую пробирку сливают растворы едкого натра и медного купороса до получения гидрооксида меди II. Приливают к полученному гидрооксиду картофельный сок и если реакция идет медленно, то подогревают пробирку до получения фиолетовой окраски раствора. Штатив с пробирками, спиртовка, терка, 5% раствор медного купороса, 10% раствор едкого натра, сырой клубень картофеля, пробиркодержатель, тарелка.

В помощь учителю-ассистенту, оценивающему работу учащихся на посту № 3, выдаются карточки, в которых отражаются примерные решения и ответы, которые должен произвести ученик в ходе работы над задачей. Они могут иметь следующий вид:

Задача № 1.

Дано: б-ДНК : -А-А-Т-Ц-Г-Т-Г-Ц-Ц-. Найти: и-РНК.

Рассуждение: и-РНК синтезируется с кодирующей цепи ДНК, которая нам не дана, а дана ее замыкающая – блокирующая часть. По принципу комплементарности в молекуле ДНК А = Т, а Г = Ц. В молекуле РНК нет Т, а есть его аналог У.

Решение и ответ: б-ДНК: -А-А-Т-Ц-Г-Т-Г-Ц-Ц-

к-ДНК: -Т-Т-А-Г-Ц-А-Ц-Г-Г-

и-РНК: -А-А-У-Ц-Г-У-Г-Ц-Ц-.

 

Задача № 2.

Дано: общее количество нуклеотидов равно 474, из них Т = 13%. Найти % число нуклеотидов А и Ц, n аминокислот белка.

Рассуждение: По принципу комплементарности в молекуле ДНК А=Т, а Г=Ц. Следовательно (А + Т) + (Г + Ц) = 100%. Генетический код триплетен, т.е. каждая аминокислота в белке зашифрована тремя нуклеотидами, следовательно n нуклеотидов : 3 = n аминокислот белка.

Решение: Т = 13%, то и А = 13%. (Г + Ц) = 100% - (А + Т) = 74%. Ц = 74%:2 = 37%.

474 нуклеотида:3=158 аминокислот

Ответ: А = 13%, Ц = 37%, n аминокислот белка = 158.

 

Задача № 3.

Дано: и-РНК: -Г-Ц-Ц-Ц-Г-Ц-А-А-У-А-Г-У-. Найти: т-РНК, аминокислоты.

Рассуждение: Генетический код триплетен, т.е. каждая аминокислота в белке зашифрована тремя нуклеотидами. По принципу комплементарности между молекулами и-РНК и т-РНК имеется соответствие А=У, а Г=Ц.

Решение и ответ: и-РНК: -Г-Ц-Ц-Ц-Г-Ц-А-А-У-А-Г-У-

т-РНК: -Ц-Г-Г-Г-Ц-Г-У-У-А-У-Ц-А-

аминокислоты белка: -Аргинин-Аланин-Лейцин-Серин -

 

Задача № 4.

Дано: рибонуклеаза (124 аминок-ты), r = 3,4 Ао. Найти: n нуклеотидов и длину ДНК.

Рассуждение: По условию задачи белок состоит из 124 мономеров. Каждый мономер в белке кодируется тремя нуклеотидами, следовательно, к-ДНК содержит в три раза больше мономеров. Зная их n и r нуклеотида найдем общую длину ДНК.

Решение: 124 х 3 = 372, но молекула ДНК- двойная спираль, значит 372 х 2 = 747.

3,4 Ао х 372 = 1264,8 Ао или 1,3 х 10-4 мм.

Ответ: двойная спираль ДНК отвечающая за синтез рибонуклеазы состоит из 747 нуклеотидов, а ее длина равна 1264,8 Ао или 1,3 х 10-4 мм.

 

Задача № 5.

Дано: n(С6Н12О6) = 5моль, из них 2 моля расщеплено кислородом.

Найти: n(С3Н6О3) -?; n(АТФ) -?; n(О2) -?.

Рассуждение: кислородное расщепление глюкозы идет по следующей формуле –

С6Н12О6 + 6О2 + 36АДФ + 36Н3РО4 = 42Н2О + 6СО2 + 36АТФ,

а гликолиз – С6Н12О6 + 2АДФ + 2Н3РО4 = 2Н2О + 2АТФ + 2С3Н6О3.

Решение:

1. Для расщепления 2 молей глюкозы кислородом, его по уравнению реакции необходимо 2 х 6 = 12 молей.

2. В ходе гликолиза из 3 молей глюкозы по уравнению реакции образуется 2 х 3 = 6 молей молочной кислоты.

3. По уравнениям реакций, при гликолитическом расщеплении 3 молей глюкозы образуется 6 молей АТФ, а при кислородном расщеплении 2 молей глюкозы образуется 72 моля АТФ. Итого из 5 моль глюкозы образовалось 78 молей АТФ.

Ответ: n(С3Н6О3) -6 моль; n(АТФ) -78 моль; n(О2) -12 моль.

 

Задача № 6.

Дано: m(СО2) = 44 кг; M(СО2) = 44 г/моль; M(Н2О) = 18 г/моль; Vm= 22,4 л/моль; M(С6Н12О6) = 180 г/моль; M(О2) = 32 г/моль.

Найти: V(Н2О) - ?; V(О2) - ?; m(С6Н12О6) = ?.

Рассуждение: Общее уравнение фотосинтеза имеет следующий вид –

6 Н2О + 6 СО2 = С6Н12О6 + 6 О2.

Зная массу углекислого газа, можем найти его количество вещества (n) по формуле:

n = m / M, а по уравнению фотосинтеза определить n других веществ. Затем определить объем и массу искомых веществ по формулам: V = n х Vm ; m = M х n.

Решение: 1. n (СО2) = 44 кг : 44 х 103 кг/моль = 1000 моль.

По формуле n (СО2) = n(Н2О) = n(О2), а n(С6Н12О6) = n (СО2) : 6.

V(Н2О) = V(О2) = 1000 моль х 22,4 л/ моль = 22400 литров.

m(С6Н12О6) = 1000 моль : 6 х 180 г/моль = 166,4 х 180 = 29952 грамм или примерно 30 кг.

Ответ: V(Н2О) – 22400 л.; V(О2) - 22400 л.; m(С6Н12О6) = 30 кг.

Кроме указанных типов задач, могут использоваться и другие, исчерпывающую информацию можно найти в следующих пособиях: 120 задач по генетике [4], задачи и упражнения по общей биологии [5] и зачеты и промежуточный контроль в курсе общей биологии [6]. Целесообразно до проведения смотра знаний организовать практикум решения задач по молекулярной биологии и лабораторный практикум, при условии, что на уроках рассматривались не все работы входящие в состав смотра знаний. Данный практикум может быть оформлен в виде элективного курса для учащихся естественнонаучного профиля школы. Большую помощь в проведении практикумов окажут следующие пособия: практикум по общей биологии [7], лабораторные и практические занятия по биологии [8]. С другой стороны приведенные работы требуют серьезной материально-технической базы кабинета, если же такой базы нет, то необходимо отказаться от этих работ на смотре знаний и ограничится их меньшим числом.

Список использованной литературы

  1. Общая биология: Учебник для 9-10 кл. сред. шк. / Ю.И. Полянский, А.Д. Браун, Н.М. Верзилин и др.; под ред. Ю.И. Полянского. – 17-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк. / Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г.М. Дымшиц и др.; Под ред. В.К. Шумного и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Реннеберг Р., Реннеберг И. От пекарни до биофабрики: Пер. с нем. – М.: Мир, 1991.
  4. Б.Х. Соколовская 120 задач по генетике (с решениями): Для школьников, лицеистов и гимназистов. – М.: Центр РСПИ, 1991.
  5. Г.М. Муртазин Задачи и упражнения по общей биологии: Учебное пособие для учащихся IX-X классов. – М.: Просвещение, 1972.
  6. В.Н. Семенцова Зачеты и промежуточный контроль и самоконтроль в курсе общей биологии в IX (X) – X (XI) классах: Методические рекомендации. – Л.: ЛГИУУ,1988.
  7. Практикум по общей биологии: Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.П. Пуговкин, Н.А. Пуговкина, В.С. Михеев. – М.: Просвещение, 2002.
  8. А.В. Яковлева Лабораторные и практические занятия по биологии: Общая биология: 9 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.