Экология продуктов питания (программа курса по выбору для 9-го класса)

Разделы: Биология


Пояснительная записка

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с интересом общества к вопросам здорового образа жизни. Причина введения данного курса заключается в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как формирование грамотного потребительского поведения и недостаточностью практических знаний получаемых в учебном процессе.

Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью выбора качественных продуктов питания, их влияния на здоровье, грамотной витаминизацией и недостаточностью научной информации по данному вопросу.

Особенность изучения курса состоит в использовании знаний по химии, физике и биологии.

Особый акцент в программе сделан на использование практических занятий и опытов, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Она построена на основе разделов “Пищеварительная система” и “Обмен веществ” программы Пасечника В.В., Латюшина В.М., Ивановой Т.М. “Биология. 5-9 класс”.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по биологии

Место курса в системе предпрофильной подготовки.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку школьников 9-го класса, строится на основе химии и биологии, с использованием методов исследовательской и проблемно-поисковой деятельности. Представляется, что знания и навыки, полученные учениками, окажутся полезными при дальнейшем изучении предметов не только естественно - научного профиля, но и для формирования здорового образа жизни, а так же способствовать более осознанному выбору профиля для дальнейшего обучения.

Данный курс преследует цель – создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий, познакомить учеников на практике со спецификой типичных видов деятельности.

Задачи курса:

  1. Поддерживание мотивации ученика, способствуя тем самым внутрипрофильной ориентации.
  2. Формирование грамотного потребительского поведения.
  3. Познакомить учащихся с профессиями товароведа, лаборанта, технолога пищевой промышленности, санитарного врача.

В результате изучения курса обучающийся должен –

знать:

  • химический состав пищевых продуктов;
  • значение и свойства воды и органических веществ;
  • строение и заболевания пищеварительной системы;
  • искусственные добавки и их влияние на организм человека;
  • обозначение искусственных добавок на упаковках продуктов питания.

уметь:

  • определять качество воды на наличие примесей;
  • устанавливать причинно-следственные связи между химическими свойствами и функциями веществ;
  • находить на упаковке продукта состав, страну изготовителя, пищевые добавки и определять их влияние на организм.
  • В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

Раздел 1. Биохимия пищевых продуктов.

Раздел 2. Пищеварение.

Раздел 3. Экология продуктов питания.

Раздел 4. Информация на упаковке.

Программа предусматривает проведение чтение установочных лекций, проведение экскурсий, опытов, практических занятий, семинаров, диспутов и конференции.

Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение внеурочных заданий по подготовке доклада к конференции (темы предложены в приложении, так же там даны некоторые практические работы).

Курс завершается защитой докладов на конференции посвященной данной проблеме.

Программа курса по выбору общим объемом 18 часов изучается в течение одной четверти.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Лекции Практика
Раздел 1. Биохимия пищевых продуктов.
  1. Белки, жиры и углеводы.
  2. Вода, ее качество.
  3. Витамины.
  4. Минеральные вещества

Итого по разделу:

2

1

1

1

5

1

0,5

-

-

1,5

1

0,5

1

1

3,5

Раздел 2. Пищеварение.
  1. Строение пищеварительной системы.
  2. Гигиена питания, предупреждение пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний.

Итого по разделу:

2

1

 

3

1

-

 

1

1

1

 

2

Раздел 3. Экология продуктов питания.
  1. Яды в продуктах питания.
  2. Качество пищевых продуктов.
  3. Генетически модифицированные продукты

Итого по разделу:

1

1

1

3

1

-

-

1

-

1

1

2

Раздел 4. Информация на упаковке.
  1. Упаковка, сертификация и стандартизация продуктов.
  2. Штриховые коды и товарные знаки.
  3. Обозначение пищевых добавок и красителей.
  4. Сроки и условия хранения продуктов питания.
  5. Экскурсия в ЦГСЭН.
  6. Экскурсия на продуктовый рынок.

 

Итого по разделу:

1

1

1

1

1

1

6

1

0,5

0,5

1

-

-

3

-

0,5

0,5

-

1

1

3

Конференция. 1 - 1
Всего: 18 6,5 11,5

Содержание программы

Раздел 1. Биохимия пищевых продуктов. (5часов)

Тема 1. Белки, жиры и углеводы. (2 часа)

Химический состав, свойства, значение для организма человека.

Практическая работа “Определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах”

Тема 2. Вода, ее качество. (1 час)

Строение, свойства, значение, качество. Легкая и тяжелая вода.

Опыт “Сравнение воды бутилированной и из под крана”

Практическая работа “Определение качества воды”

Тема 3, 4. Витамины. Минеральные вещества. (2 часа – семинар)

Витамины, история происхождения. Классификация. Их значение. Вред искусственных витаминов. Минеральные вещества. Суточная доза витаминов и минеральных веществ.

Раздел 2. Пищеварение. (3 часа)

Тема 1. Строение пищеварительной системы. (2 часа)

Органы пищеварительной системы, их значение.

Практическая работа “Механическое и химическое пищеварение”

Тема 2. Гигиена питания, предупреждение пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. (семинар – 1 час)

Раздел 3. Экология продуктов питания. (3 часа)

Тема 1. Яды в продуктах питания, образующиеся без участия человека (1 час).

Грибы, овощи, море продукты и токсины образующиеся в них. Как уберечь себя от отравления.

Тема 2. Качество продуктов питания (1 час).

Практическая работа “Исследование качества пищевых продуктов”

Тема 3. Семинар “Генетически модифицированные продукты: за и против” (1 час).

Раздел 4. Информация на упаковке. (6 часов)

Тема 1. Упаковка, сертификация и стандартизация продуктов.(1 час)

Что такое упаковка, ее виды. Информация на упаковке. Качество пищевых продуктов. Сертификация и стандартизация продуктов.

Тема 2. Штриховые коды и товарные знаки. (1 час)

Что такое штриховой код, для чего он необходим. Товарный знак.

Практическая работа “Определение страны-производителя, состава пищевых продуктов”

Тема 3. Обозначение пищевых добавок и красителей.(1 час)

Название пищевых добавок. Группы.

Практическая работа “ Проведение первичной экономической экспертизы упакованных продуктов питания”

Тема 4. Сроки и условия хранения продуктов питания. (1 час)

Консервирование пищевых продуктов. Методы консервирования.

Экскурсия в ЦГСЭН (1 час)

Цель: познакомится с работой санитарных врачей.

Экскурсия на продуктовый рынок (1 час)

Цель экскурсии: оценка качества товаров на практике, определение некачественных продуктов реализуемых на рынке.

Конференция. (1 час)

Участие в конференции по проблеме “Научный подход к современному питанию”.

Приложение

Литература для учителя и учащихся.

  1. Ахметов Н.С., Неорганическая химия. Москва, 1992г.
  2. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. – СПб., 1998.
  3. Гауровиц Ф. “Химия и функции белков”, издательство “Мир”, Москва 1965 г.
  4. Глинка Н.Л., Общая химия. Ленинград, 1984г.
  5. Детская энциклопедия. Техника и производство. М., 1972г
  6. Дубровский В.И. Валеология: Здоровый образ жизни. – М.: RETORIKA-A: Флинта, 1999.
  7. Прокофьев М.А., Энциклопедический словарь юного химика. М., 1982г.
  8. Федько В.П., Альбеков А.У. Маркировка и сертификация товаров и услуг: Учебное пособие. – Ростов на Дону : Феникс, 1998.
  9. Хомченко Г.П. , Химия для поступающих в ВУЗы. М., 1995г.
  10. Шелепов Т.М. Основные правила питания. – М., 1992.

Литература, используемая при составлении программы.

  1. Ахметов Н.С., Неорганическая химия. Москва, 1992г.
  2. Балиев А. Генетика спасет от голода. Но продлит ли она жизнь? // Молодая гвардия, 2001, №4, с.48–50.
  3. Баранов В. С., Технология производства продукции общественного питания, Экономика – М: 1982, 5-19с.
  4. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. – СПб., 1998. – С. 289-323.
  5. Гауровиц Ф. “Химия и функции белков”, издательство “Мир”, Москва 1965 г.
  6. Дмитрук М. Страсти по геному. // Чудеса и приключения, 2001, № 2., с. 2–4.
  7. Дубровский В.И. Валеология: Здоровый образ жизни. – М.: RETORIKA-A: Флинта, 1999. – С. 80-94.
  8. Ковалев Н. И., Энциклопедия гурмана –С-П: Фламинго, 1996 – 6с.
  9. Красовский О.А. Генетически модифицированная пища: возможности и риски // Человек, 2002, № 5, с. 158–164.
  10. Лобан Д. И. и др., Кулинария, Воскресенье -М: 1955, 8-17с.
  11. Макарова Н. Е., Раздельное питание, Харвест – Харвест: 1996 – 6-8с.
  12. Малая мед. Энциклопедия, Том 1, стр.899-910.
  13. Манюхин З.П., Корольковая Э.А. Товароведение пищевых продуктов. Учебник для начального профессионального образования. – М.: Академия, 2000, С. 4-5, 27-39, 266-263.
  14. С.А.Пузаков. “Химия”, М. “Медицина”, 1995г.
  15. Свердлов Е. Что может генная инженерия. // Здоровье, 2002, № 1, с. 51–54.
  16. Федько В.П., Альбеков А.У. Маркировка и сертификация товаров и услуг: Учебное пособие. – Ростов на Дону : Феникс, 1998, С. 46-47, 130-131, 153-215, 280-281.
  17. Чечилова С. Трансгенная пища. // Здоровье, 2000, № 6, с. 20–23.
  18. Шелепов Т.М. Основные правила питания. – М., 1992. - С. 55-59.
  19. Эмануэль Н.М., Заиков Т.Е. Химия и пища. – М.: Серия, 1986. – С. 113-154.

Перечень ключевых слов.

  1. Ароматизаторы
  2. Белки
  3. Витамины
  4. Вода
  5. Жиры
  6. Искусственные добавки
  7. Консерванты
  8. Красители
  9. Красители
  10. Минеральные вещества
  11. Органические вещества
  12. Пищеварение
  13. Пищеварительная система
  14. Пищевые добавки
  15. Подсластители
  16. Продукты питания
  17. Разрыхлители
  18. Сертификация
  19. Сроки хранения
  20. Стандартизация
  21. Товарный знак
  22. Углеводы
  23. Упаковка
  24. Усилители вкуса
  25. Условия хранения
  26. Штрих код
  27. Эмульгаторы