В 80-90-х годах ХХ века совершенствование процесса обучения и по содержанию, и по форме было направлено на воплощение идей гуманизации и демократизации образования. В опыте учителей биологии появились новые варианты в организации учебной работы:
- объяснение материала в виде лекции с последующей семинарской проработкой и обобщением;
- собеседование с привлечением имеющегося опыта учащихся, дополнительной литературы, способствующей углублению и конкретизации материала;
- межпредметный урок, который ведут два-три учителя-предметника, осуществляющий на более высоком уровне межпредметные связи, с формированием у учащихся знаний системного и межпредметного характера,
- конференция, как форма систематизации понятий из разных тем, устанавливающая межпредметные связи при подчинении пройденного материала новой проблеме или новым по смыслу и формулировке вопросам изученных тем посредством развития самостоятельности учащихся;
Модернизация современного образования предполагает дальнейшую ее гуманизацию и демократизацию. Одним из направлений демократизации образовательного процесса является объективность оценки знаний, умений и навыков учащихся. Не секрет, что итоговая оценка выпускника школы по биологии носит субъективный характер, так как в ее определении и выставлении принимает участие один человек – учитель биологии. Именно с этой целью в нашей стране осуществляется переход на новую форму итоговой аттестации выпускников школ и отбора абитуриентов для поступления в вузы – Единый государственный экзамен (ЕГЭ). При такой форме организации итоговой аттестации проверка осуществляется как с помощью компьютера, так и с помощью экспертной комиссии, в состав которой входят опытные учителя биологии, методисты, преподаватели вузов. Однако независимая и всесторонняя проверка знаний, умений и навыков учащихся не должна носить одноразовый характер. Разработанная в 60-х годах прошлого века В.М. Корсунской и Н.М. Верзилиным теория организационных форм обучения биологии обосновывает применение любой организационной формы в системе. Из этого, конечно, не следует, что промежуточную аттестацию следует проводить в форме ЕГЭ. Тем не менее, необходима такая форма, которая бы сочетала в себе независимое оценивание обученности учащихся и в то же время планомерно готовила к ЕГЭ. Кроме того, модернизация содержания биологического образования в профильных классах направлена на реализацию таких идей, как усиление практической направленности обучения и личностно ориентированного образовательного процесса. На наш взгляд, такой формой может быть смотр знаний. Его идея не нова, но в свете модернизации биологического образования в профильных классах приобретает свою актуальность и переживает второе рождение.
Смотр знаний предназначен для комплексной, независимой оценки знаний, умений и навыков учащихся по определенному разделу общей биологии учителями-предметниками естественнонаучного цикла. На смотр знаний могут быть приглашены администрация школы и родители учащихся. В связи с этим он проводится во внеурочное время. В некоторых школах, работающих в условиях шестидневной учебной недели, на реализацию базовой программы отводится пять учебных дней, а шестой день предназначен для проведения дополнительных занятий в формах, отличных от урока (экскурсии, индивидуальные занятия, консультации, зачеты, собеседования и т.д.). В таких школах общественный смотр знаний назначается на субботу.
Проверка результатов обученности учащихся носит комплексный характер и включает как письменную, так и устную формы. Каждая из них имеет свою цель. С помощью устных ответов проверяются знания учащихся по основным теоретическим вопросам раздела, базовые понятия и умения давать обобщенные и сравнительные характеристики явлений, вычленять причинно-следственные связи, иначе говоря, проверяются интеллектуальные способы деятельности. С помощью письменных ответов проверяются практические и общеучебные способы деятельности. Среди общеучебных умений проверяется работа с наглядными пособиями, приборами и оборудованием, правильное оформление решенных задач или результатов проделанной работы в виде схем, таблиц, рисунков. Среди практических (предметных) умений проверяются те, которые отражены в требованиях к уровню подготовки выпускников школы по биологии [1].
Однако в практике преподавания биологии часто встречается зачетная система оценки знаний, умений и навыков учащихся с каким - либо одним из способов контроля (или устным или письменным). Вместе с тем, невозможно отдать предпочтение ни первому, ни второму способу проверки знаний, так как каждый из них имеет определенное значение.
Во-первых, в процессе устного ответа ученик демонстрирует умения аргументированно выражать свои мысли, строить связное высказывание, излагать научные факты, выводы, делать их анализ и т.д. Обучение школьников правильно, логично и грамотно излагать свои мысли является задачей любого учителя-предметника, в том числе, и учителя биологии. Но, помимо демонстрации навыков связной устной речи, ученик должен уметь давать краткие письменные ответы на поставленные вопросы или демонстрировать умения правильно оформлять биологический рисунок, задачу (по молекулярной биологии, генетике), формулировать ответ на биологическую задачу. Естественно, что всем этим умениям школьники обучаются в течение всего учебно-воспитательного процесса. На смотре знаний подводятся лишь итоги по результатам овладения учащимися знаниями, умениями и навыками.
Во-вторых, сочетание устной и письменной форм работы позволяет глубоко проверить и учесть знания большего числа учащихся с меньшими временными затратами.
В-третьих, оценивание результатов обучения производится не одним учителем, а параллельно и независимо группой учителей, число которых не должно быть четным. При этом каждый их них оценивает определенный круг вопросов, связанных с проверяемым материалом. Опыт проведения смотров знаний показал что, как правило:
- учителю биологии отводится роль в проверке теоретических знаний учащихся;
- учителю химии – в проверке правильности решения задач по молекулярной биологии или генетике (при условии, что учитель химии имеет дипломную специализацию по химии и биологии);
- учителю географии – в проверке практических умений учащихся при работе с микроскопом, наглядными пособиями и т.п. (при условии, что учитель географии имеет дипломную специализацию по географии и биологии).
В условиях малокомплектной школы, где один учитель преподает не только биологию, но и другие дисциплины естественнонаучного цикла (географию или химию, а, зачастую, то и другое), в оценке знаний учащихся могут принять участие учителя других предметных областей. Например, учителя математики и информатики могут оценить результаты обученности в решении задач по молекулярной биологии или генетике. Учитель физики и астрономии – в проверке практических умений учащихся при работе с микроскопом, наглядными пособиями и т.п. Для этого необходима предварительная консультативная подготовка этих учителей, которую осуществляет учитель биологии.
Крайне редкое использование смотров знаний в практике преподавания биологии, на наш взгляд, объясняется тремя причинами. С одной стороны, смотр знаний предполагает большую подготовительную работу учителя биологии, а письменный зачет по 2-6 вариантам провести легче. С другой стороны, смотр знаний предполагает взаимодействие учителей-предметников естественнонаучного цикла. Эта группа учителей должна быть коллективом в полном смысле слова, который несет совместную ответственность за уровень подготовки выпускника в области естественнонаучного образования (учитывая большое значение таких коллективов - team, этот вид обучения получил в мире название team teaching). Более подробно об этой системе смотрите в книге В. Оконя [2, стр. 333]. Однако такие коллективы в школах увидеть можно крайне редко, а массовым явлением следует признать наличие учителей-одиночек, которые в методической и педагогической литературе называются учителями-предметниками. Тем не менее, профессиональная ориентация обучения предполагает сближение форм и технологий обучения с их реализацией в условиях последующего вузовского образования, где преимущественно реализуется блочно-модульный подход. Этот подход внедряется и в общеобразовательные школы для преподавания курса “Естествознание” для непрофильных классов средней (полной) школы. В этом курсе разные модули ведут разные учителя-предметники в соответствии со своей специализацией.
В-третьих, вводимые в соответствии с Концепцией профильного обучения элективные курсы предполагают изменение общей структуры обучения с ориентацией на усиление практической направленности различных микромоделей организационных форм обучения (проведение лабораторных практикумов, практикумов по решению задач, микропроектов и т.п.). При этом элективные курсы могут проводиться другими учителями школы или других общеобразовательных учреждениий, в том числе, и педагогами дополнительного образования, работающими на базе данной школы. Следовательно, этих педагогов также нужно привлекать к проверке знаний, умений и навыков обучающихся.
Процедура проведения смотра знаний не сложна и занимает два академических часа в классе с наполняемостью в 25-35 человек. Опыт автора статьи по проведению смотров знаний показал, что в течение одного академического часа можно проверить знания у 24 человек. Эффективность данной организационной формы обучения зависит от правильной методики ее проведения. Предлагаем следующую технологию проведения смотра знаний учащихся. На постах № 2 и 3 лучше организовать групповую форму деятельности учащихся. На пост приглашаются группы в количестве 4-6 человек, при этом каждый ученик тянет со стола учителя карточку с заданием, на выполнение которой отводится до 10 минут. На теоретическом посту (пост №1) организуется индивидуальная форма деятельности учащихся. Для ответа на этом посту учитель вначале приглашает тех учащихся, которые обладают большим объемом оперативной памяти, при этом учитель оглашает последовательность выхода учащихся. Как правило, эти ученики дают бойкие уверенные ответы, поэтому их ответы можно не выслушивать до конца. Однако в любом случае ответ любого ученика не должен продолжаться более 3-5 минут. С этой целью учитель ставит песочные часы. Структура смотра знаний как одного из видов учебного занятия при этом может быть следующей:
Этапы процесса обучения | Деятельность субъектов процесса обучения | Время |
Организационный момент | 1. Приветствие учителя биологии,
представление учителей-ассистентов. 2. Постановка цели занятия. 3. Изготовление учащимися зачетных карточек. |
3 минуты |
Инвариантный этап | Проведение инструктажа о ходе занятия. | 2 минуты |
Контроль и самоконтроль | Проведение контроля знаний, умений и навыков по трем постам. | 80 минут |
Подведение итогов | 1. Выставление оценок из зачетных
карточек в сводную ведомость. 2. Самоанализ. |
5 минут |
При проведении смотра знаний учащихся важно учитывать рекомендации, данные в книге “Обучение общей биологии в вечерней школе”. В этой книге Л.С. Короткова отмечала [3, стр. 45], что важным фактором в зачетной системе учета и оценивания знаний и умений учащихся является следующее:
- учет дидактических целей изучения проверяемого учебного материала, характера его содержания (усвоение мировоззренческих идей, общебиологических понятий, теорий, законов, интеллектуальных, практических и общеучебных умений). В данном случае необходимо соблюдение соответствия требований к знаниям учащихся тому объему и глубине, на уровне которых осуществлялось изучение данного материала с целью ликвидации их либерализма или завышения при требованиях при опросе учащихся;
- учет подготовленности учащихся к пониманию формулировки вопроса, к применению предложенных преподавателем способов и приемов обнаружения знаний и умений по данной проблеме. Не способствуют объективному выявлению знаний незнакомые и сложные формулировки вопросов, требования неизвестных им способов ответов (например, требование заполнить таблицу или решить задачу, если учащиеся этому не обучены или недостаточно владеют методикой анализа задачи и логикой ее решения, т.к. учитель не уделил этому достаточно времени на уроке);
- учет индивидуальных особенностей учащихся, развития их устной и письменной речи, быстроты ориентировки предъявляемых к ним требований. Так, например, известно, что одни учащиеся лучше излагают свои мысли устно, другие – письменно. Обучение различным видам изложения знаний входит в обязанность каждого учителя, в том числе, и учителя биологии, но делается это на уроках, в процессе самостоятельной работы учащихся, а при учете знаний подбираются приемы, способствующие максимально объективному выявлению знаний.
Олимпиады, конференции и уроки-зачеты - формы очень похожие на смотр знаний, т.к. в ходе их проведения происходит комплексная оценка знаний, умений и навыков школьников. Иногда учителя-предметники отождествляют их со смотром знаний. Но между ними существуют различия. Смотр знаний отличается от этих форм, как по внешним организационным признакам, так и по внутренним. Среди внешних признаков следует отметить количество обучаемых. В олимпиаде или конференции участвуют отдельные ученики класса, а в смотре знаний должны принимать участие все учащиеся данного класса. В современной дидактике учебные конференции рассматриваются как конструкции звена повторения и систематизации знаний в структуре процесса обучения. Олимпиады, общественные смотры знаний и уроки-зачеты следует рассматривать как конструкции звена контроля знаний. Но олимпиады нацелены на итоговую проверку знаний по одному или нескольким курсам школьной программы, а смотр знаний и урок-зачет предназначены для контроля и коррекции знаний по определенной теме курса. Урок-зачет отличен от смотра знаний руководящим составом проверяющих. Урок-зачет проводится, как правило, учителем-предметником или несколькими учениками класса, а смотр знаний проводится несколькими учителями школы. Таким образом, смотр знаний - это одна из конструкций звена контроля и коррекции знаний в структуре процесса обучения, проводимая несколькими учителями с целью независимой комплексной оценки знаний, умений и навыков по изученному разделу школьного курса.
К смотру знаний учитель биологии подготавливает дидактический материал и классную комнату. Место для подготовки к ответам отводится в конце классной комнаты, где ученики могут консультировать друг друга, выслушивать устные ответы других учеников, отвечающих на теоретические вопросы у доски. Здесь происходит самоконтроль и коррекция знаний силами самих учащихся. В начале класса ставится три стола, на которых размещается все необходимое для смотра знаний. На классной доске развешиваются печатные и самодельные таблицы для устных ответов на теоретические вопросы. Каждый ученик должен пройти соответственно три поста: теоретический, лабораторно-практический и пост решения задач.
На теоретическом посту ученики дают устные ответы на вопросы, оформленные в виде билетов, при этом они, вытащив билет, сразу, без подготовки, отвечают учителю. При ответе на вопрос билета учащиеся могут пользоваться вывешенными на классной доске таблицами. Критериями оценки ответа учащегося могут быть следующие:
- полнота раскрытия вопроса;
- использование терминологии;
- приведение примеров, раскрывающих сущность явления или понятия;
- использование таблицы при ответе;
- ответы на дополнительные вопросы учителя.
На лабораторно-практическом посту учащиеся самостоятельно выполняют лабораторные работы. Они тянут карточки с заданиями и работают по ним, при этом ученики сами выбирают необходимое оборудование и объекты для выполнения задания. На этом посту критериями оценки могут быть следующие:
- правильное обращение с техникой;
- правильность выбранного объекта, лабораторного оборудования;
- аккуратность выполнения;
- аргументированное объяснение полученных результатов;
- ответы на дополнительные вопросы учителя.
На посту решения задач ученики дают письменные ответы на биологические задачи. Здесь ученики вытаскивают карточки с задачами и решают их. Критерии оценки:
- правильное оформление задачи;
- правильный перевод единиц измерения в метрической системе СИ;
- отсутствие математических ошибок в расчетах.
При прохождении каждого поста проверяющим учителем выставляется оценка в зачетную карточку, которую учащиеся оформляют на листе бумаги в начале занятия. Зачетная карточка может иметь следующий вид:
Зачетная карточка
___________________________________________ (Фамилия, имя, класс) |
|||
№ поста | № карточки | оценка | подпись учителя |
теоретический | |||
лабораторно-практический | |||
решение задач | |||
Итоговая оценка |
В конце занятия при подведении итогов составляется ведомость итоговых оценок класса. Итоговая оценка является среднеарифметической по итогам прохождения трех постов.
Задания постов №№ 2 и 3 в измененном виде впоследствии включаются в экзаменационные билеты за курс 11 класса по общей биологии в качестве третьих вопросов [4]. Аналогичные задания включаются и в задания уровня С для ЕГЭ. После смотра знаний необходимо провести урок коррекции знаний. На этом учебном занятии следует рассмотреть те вопросы зачета, которые вызвали наибольшее затруднение у обучающихся.
Список использованной литературы:
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии / сост. В.С. Кучменко. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2000.
- В. Оконь Введение в общую дидактику / Перевод с польского Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина. – М.: Высшая школа, 1990.
- Л.С. Короткова Обучение общей биологии в вечерней школе: Пособие для учителя веч. (смен.) сред. общеобразовательной шк. – М.: Просвещение, 1991.
- Готовые экзаменационные ответы, биология, 11 класс. – СПб.: изд-во Тригон, 2001.