Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Определение цветковых растений"

Разделы: Биология

Класс: 6

Ключевые слова: определитель растений, ботаника


Цель: научиться определять растения по определительным карточкам.

Задачи:

1. Повторить виды алгоритмов: линейный, «Ветвление», «Цикл».
2. Использовать алгоритмическое мышление для решения практической задачи – определения растений.
3. Познакомиться с местными растениями в процессе определения.

Оборудование: компьютерный класс, авторское электронное пособие «определитель растений», таблица с алгоритмом действия, образец определительной карточки и растения на плакате или проекция примера определения из компьютера ( приложение ).

Ход урока:

I. «Информатика»

На уроках информатики мы с вами изучили линейные алгоритмы. В таком алгоритме действия происходят в строгой последовательности одно за другим. Например: нужно составить инструкцию для робота, который должен сорвать цветок.

Нач.

Подойти к цветку,
наклониться,
сорвать,
выпрямиться.

Кон.

Давайте составим графическую схему.

А что делать роботу, если перед ним разные цветы и среди них есть редкие, которые рвать нельзя? Как составить алгоритм?

Здесь появляется условие. Цветок нужно сорвать только, если он не редкий, если цветок редкий, его рвать нельзя. Как называется такой алгоритм? Такой алгоритм называется ветвление.

Нач.

Подойти к цветку,
Наклониться,
Если

Цветок не редкий,

То сорвать,
Иначе не срывать.

Все
Выпрямиться.

Кон.

Составим графическую схему.

А как быть, если роботу нужно сорвать не один цветок, а букет и тек, чтобы в него не попали редкие цветы? Роботу придется несколько раз повторять свои действия, описанные в прошлом алгоритме. Чтобы робот смог закончить работу, нам нужно указать условие до каких пор ему собирать цветы: пока их не станет 5 штук или пока они не кончатся, или пока не сядет солнце. Такой алгоритм называется цикл.

Нач.

НЦ пока цветов < 5
Подойти к цветку,
Наклониться,
Если

Цветок не редкий,

То сорвать,
Иначе не срывать.

Все
Выпрямиться.
КЦ

Кон.

Составим графическую схему.

А как робот узнает, что это редкий цветок? ( Возможно, дети сами зададут этот вопрос)

II.  «Биология»

Как определить, что это за растение?

Сегодня на уроке в роли робота будете вы сами и попробуете исполнять вот такой алгоритм. Сегодня мы с вами должны научиться определять цветковые растения.

Вы уже знакомы с разнообразными семействами цветковых растений. Вы знаете, что мир растений многообразен, и знать названия всех растений невозможно. Поэтому, чтобы человек мог узнать, как называется то или иное растение созданы специальные книги, которые называются «Определители». В этих книгах признаки определяемого растения сравниваются с предложенными. Признаки предлагаются парами, являются взаимоисключающими – альтернативными и называются теза и антитеза. Теза записывается под какой – либо цифрой, отличной от 0 (по порядку), а антитеза под цифрой 0.

Когда человек узнает название растения по определителю, он должен действовать по алгоритму:

  1. Посмотреть на растение.
  2. Прочитать признак тезу и антитезу.
  3. Если признак тезы соответствует определяемому растению, то перейти к цифре на конце строки тезы, иначе перейти к цифре на конце строки антитезы.
  4. Повторить действия 1-3 до тех пор пока на конце строки не появится название растения.

Нач.

НЦ пока нет названия
    Посмотреть на растение,
    Прочитать тезу и антитезу,
    Если
        Признак тезы соответствует определяемому растению,
        То перейти к цифре на конце строки тезы,
        Иначе перейти к цифре на строке антитезы.
    Все
КЦ

Кон.

Составим схему алгоритма.

Попробуем применить данный алгоритм. Посмотрите на экран. (Работаем с образцом определения на большом экране или плакате).

Теперь нужно правильно записать определение в тетрадь, чтобы не забыть, чтобы я потом могла проверить вашу работу.

При записи, сначала пишем № растения из пособия. Затем выписываем все выбранные признаки, а в конце пишем название растения.

На рабочем столе компьютера нашли файл «Определитель», открыли его. Выбираем растение и пробуем определять. У кого есть вопросы – спрашиваем. Компьютер тоже будет вам помогать, если вы правильно определите растение, он подтвердит.

III. Практическая часть.

Ученики работают с определителем.

IV.  Подведение итогов, оценки, домашнее задание.

Таким образом, теперь вы научились определять растения, а значит, сможете научить робота. И робот, и вы не будете срывать редкие и охраняемые растения.