Цели:
- учащиеся на практике должны выявить зависимость работы сердечно-сосудистой системы от мышечной нагрузки;
- экспериментально и персонально выявить свою принадлежность к соответствующему уровню физического развития;
- систематизировать знания учащихся по теме с аналитическими выводами.
Оформление урока: плакаты, несущие информацию из серии “А знаете ли вы?” и вспомогательные (приложения).
ХОД УРОКА
Во вступительной речи учителя сообщается, что на этом занятии учащимся предлагается проделать ряд экспериментальных работ по выяснению влияния мышечной нагрузки на здоровье человека и что для этого впереди у них 3 работы. Работа проводится в парах, и на каждый рабочий стол раздаются листы с указанием методики выполнения данных работ. Также предполагается, что учащиеся имеют навыки по нахождению и определению пульса, его измерению, а также умеют работать с тонометром и фонендоскопом.
Работа № 1. Влияние мышечной деятельности на скорость тока крови в венах большого круга
Оборудование: резиновый жгут, секундомер, ручки, карандаши, линейки.
Из основного курса физиологии человека ребятам известно, что работа мышц имеет непосредственное отношение к кровообращению. Мышцы при динамической активности поочередно сдавливают и расслабляют вену, проталкивая кровь вперед, т.к. венозные клапаны препятствуют обратному току крови. Если сдавить поверхностные вены резиновым жгутом, то в них будет накапливаться кровь и рельеф вен четко обозначится под кожей. В задачу входит определить, когда кровь в венах будет накапливаться быстрее – при покоящихся мышцах или при работе.
Ход работы:
1) Перетянуть предплечье резиновым жгутом
примерно в средней его части и включить
секундомер. Когда рельеф вен обозначится четко,
засеките время наполнения вен.
2) Повторите опыт, сжимая и разжимая кисть. Это
надо делать в умеренном темпе.
3) Сделать несколько (более 5) измерений в покое и
при нагрузке (поочередном сжимании и разгибании
кисти).
4) Если получатся отрицательные результаты, дать
объяснения (ошибки в вычислениях, технике опыта и
т.д.).
5) Результаты занести в таблицу:
Действия |
Средние значения |
1. Время наполнения наружных вен предплечья в состоянии покоя. | |
2. Время наполнения этих же вен при работе кистью. |
Вывод оформить, например, в виде… кровь в венах накапливается быстрее в венах в состоянии….
“Информационная пауза”– зачитывается содержание плаката (см.Приложение №1).
Работа № 2. “Частота сердечных сокращений при работе и в состоянии покоя”
Оборудование: секундомер, ручки, карандаши, линейки.
Эта работа называется функциональной сердечно-сосудистой пробой. Так как величина такой реакции медикам-гигиенистам известна, то, сопоставляя с ней полученные данные, мы можем судить о физическом состоянии человека. Дозировка – нагрузка любая, не только физическая. Даже можно исследовать реакцию организма на определенные пищевые вещества, облучение, холод, тепло. Данная работа позволит определить влияние физической нагрузки на частоту сердечно-сосудистых сокращений.
Ход работы:
1. Измерить частоту пульса в покое. Сделать 3–4 измерения по 10 секунд. Найти среднее значение и умножить на 6.
2. Сделать 20 приседаний.
3. Быстро сесть и просчитать число пульсовых ударов в первые 10 секунд, затем последующие 10 секунд пропустить и в следующие 10 секунд опять провести измерения. Так чередуйте 10 секунд – интервалы измерения с 10 секундами пропусками, пока пульс не достигнет величины, характерной для состояния покоя. Каждое из полученных чисел умножьте на 6 (число сокращений в минуту).
4. Данные занести в таблицу:
Число сердечных сокращений в состоянии покоя |
Число сердечных сокращений после нагрузки | ||||||||||
Временные периоды (в секундах) |
|||||||||||
1-я проба | 2-я проба | 3-я проба | 4-я проба | 5-я проба | Среднее значение |
1–10 |
20–30 |
40–50 |
60–70 |
80–90 |
90–110 |
5. На основе данных таблицы составьте график: время отложите по оси абцисс, а число сердечных сокращений по оси ординат, число сердечных сокращений в состоянии покоя отметить горизонтальной линией.
6. Ответьте на следующие вопросы:
а) Во сколько раз увеличилось число сердечных сокращений после нагрузки?
б) За какое время сердечная деятельность возвращается к исходному уровню?
в) Опускается ли кривая ниже горизонтальной линии?
После выполнения этой работы обращаем внимание учащихся на плакат с информацией (см. Приложение № 2).
Работа № 3. "Состояние артериального давления в динамическом состоянии и покое"
Оборудование: тонометры и фонендоскоп, ручки.
Ход урока:
1. Измеряют артериальное давление вначале в состоянии покоя, записывают значение.
2. Сделать 20 приседаний и сразу измерить артериальное давление, записать значение.
Арт. давление в покое | |
Арт. давление после приседаний |
3. Ответить письменно на вопрос: как изменяются верхнее и нижнее значения давления?
Свои ответы ребята сравнивают с информацией плаката (см. Приложение № 3).
Заключение: ребят просят еще раз взглянуть на свои выводы ко всем проделанным работам. Актуализация вопроса: все ли у меня благополучно со здоровьем?