1. Особенности курса.
Пояснительная записка.
Программы по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, существующие сейчас, не включают в базовый курс изучение физиологических механизмов избирательного восприятия внешнего мира.
Недосказанность вызывает у учащихся много вопросов, а в рамках программы на это время не отведено. Поэтому изучение данного курса определяется востребованностью.
Программа элективного курса “Как мозг учился думать” рассчитана на 14 часов (1 час в неделю для учащихся 8-го или 9-го классов). Программа предусматривает подробное изучение теории приспособительного поведения и физиологических адаптаций, рефлекторного механизма приспособительного поведения животных. Практическая направленность данной программы способствует закреплению умения выработки условных рефлексов, их торможения, анализу функциональных механизмов адаптаций.
Актуальность программы.
Программа дополняет и углубляет базовое предметное образование.
Позволяет интегрировать учение И. П. Павлова о рефлекторной деятельности головного мозга и теорию функциональных систем П. К. Анохина в целостную картину приспособительного поведения животных.
Учит определять:
- исходную мотивацию у животных в конкретных условиях,
- активный выбор раздражителей и включение сенсоров животными на основе исходной доминирующей мотивации,
- прогнозировать поведение животных на основе синтетической теории приспособительного поведения.
Формирует умения самостоятельного исследования, обработки информации, проведения сравнительного анализа, постановки цели, обобщения, вывода, оформления работы и доказательного выступления.
Способствует повышению учебной мотивации, профессиональной ориентации.
Успешность курса.
Цели:
Учащиеся должны иметь представление:
- Об отличии понятий “восприятие” и “чувство”.
- Об инстинкте, видах инстинктов у животных.
- О преобразовании ощущения в нервный импульс. О строении тельца Пачини.
Учащиеся должны знать:
4. Что такое рефлекс, рефлекторная дуга, участки дуги и их назначение.
5. Особенности условных и безусловных рефлексов.
6. Правила выработки и торможения условных рефлексов, их роль в приспособительном поведении.
7. Положения теории И. П. Павлова о рефлекторном механизме приспособительного поведения животных.
8. Положения теории функциональных систем П. К. Анохина об активном выборе раздражителя в зависимости от исходной доминирующей мотивации.
Учащиеся должны уметь:
9. Отличать рецептор и раздражитель, орган чувства и анализатор.
10. Определять участки рефлекторной дуги и составлять ее схему.
11. Отличать условные рефлексы от безусловных, определять их в деятельности и поведении животных.
12. Определять исходную мотивацию у животных в конкретных условиях, выбор раздражителей и включение сенсоров в работу.
Учащиеся должны владеть (иметь опыт):
13. Использовать знания о правилах выработки и торможении условных рефлексов в анализе приспособительного поведения животных, в выработке условных рефлексов и их торможении у животных на практике.
14. Проводить самостоятельную работу с источниками информации и сравнительный анализ, оформлять рефераты и доказательно выступать.
15. Проводить исследования, обрабатывать информацию, составлять план и алгоритм действий, вести дневник наблюдений.
Структура курса “Как мозг учился думать”.
Структура курса “Как мозг учился думать” состоит из 2-х модулей:
Модуль 1 “Физиология приспособительного поведения животных” (10 часов).
Цель: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12.
Модуль 2 “Практическая исследовательская работа и ее презентация” (4 часа).
Цель: 5,7,8,12,13,14,15.
Практические работы проводятся учащимися самостоятельно, индивидуально или группой. Выбор объекта исследования не ограничен. Алгоритм выработки условных рефлексов и развития торможения повторяются. Методика выполнения работы и последовательность действий прорабатываются. Дается заготовка для дневника наблюдений. Исследования проводятся дома. Чем разнообразнее объекты исследования, тем интереснее проходит презентация работ.
Содержание курса и учебная деятельность:
Тема 1:
Восприятие и чувство. Ощущение – эмоциональное состояние. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Участки рефлекторной дуги. Рецептор. Анализатор. Раздражитель. Преобразователь. Строение и роль тельца Пачини.
Тема 2:
Безусловные рефлексы. Врожденное поведение. Рефлексы пищевые, ориентировочные, защитные. Инстинкт. Условные рефлексы.
Тема 3:
Приспособительное поведение. Теория И. П. Павлова о рефлекторном механизме приспособительного поведения. Угасание рефлексов. Торможение.
Тема 4:
Теория функциональных систем П. К. Анохина. Опережение реальных событий и оценка результатов поведения. Активный выбор раздражителей внешнего мира в зависимости от исходной доминирующей мотивации. Методики изучения приспособительного поведения у высших и низших животных. Кинез. Таксис. Временные связи. Метод перехвата.
Тема 5:
Практическая исследовательская работа и ее презентация:
Практическая работа № 1:
Выработка условных рефлексов у аквариумных рыбок: на звук приплывать к стенкам аквариума.
Практическая работа № 2:
Торможение условных рефлексов у аквариумных рыбок: затормозить условный рефлекс на звук и выработать новый - на свет.
Практическая работа № 3:
Усложненный вариант выработки условных рефлексов у аквариумных рыбок.
Презентация работ.
Модуль 1 “Как мозг учился думать” (10 час.)
№ | цели | количество часов |
тема занятий | деятельность учащихся |
1 | Составить представление об отличии понятий “восприятие” и “чувство”. | 1 | Восприятие и чувство. Эмоциональное
состояние. Вводное анкетирование. |
Анализ заданий по текстам и иллюстрациям. |
2 | Узнать, что такое рефлекс, рефлекторная дуга, ее участки, уметь их определять и составлять схему дуги. | 1 | Рефлекс. Рефлекторная дуга. | Работа с таблицей. Составление схемы рефлекторной дуги. Рефлексия. |
3. | Научиться отличать рецептор и раздражитель, органы чувств и анализаторы. | 1 | Органы чувств. Контактные и дистанционные органы. Рецептор. Раздражитель. Анализатор. | Аналитические упражнения по тексту и таблицам. |
4. | Создать представление о преобразовании
ощущения в нервный импульс, о строении и роли тельца Пачини. |
1 | Биологический преобразователь. Тельце Пачини. | Составление схемы строения тельца Пачини. |
5. | Создать представление об инстинктах. Уметь различать условные и безусловные рефлексы. Определять их в деятельности и поведении животных. | 1 | Условные и безусловные рефлексы. Инстинкт. | Сравнительный анализ дуг условных и безусловных рефлексов по таблицам. Анализ поведения животных по тексту и иллюстрациям. Рефлексия. |
6. | Узнать положения теории И. П. Павлова, правила выработки условных рефлексов, их роль в приспособительном поведении. | 1 | Учение И. П. Павлова о рефлекторном механизме приспособительного поведения животных. | Составление алгоритма выработки условных рефлексов. |
7. | Владеть знаниями о торможении условных рефлексов и их роли в приспособительном поведении. | 1 | Угасание рефлексов. Торможение. | Работа с таблицей. Составление алгоритма развития торможения. Аналитические упражнения. Рефлексия. |
8. | Научиться определять исходную мотивацию у животных в конкретных условиях. | 1 | Теория функциональных систем П. К. Анохина о приспособительном поведении. | Планирование этапов развития теории. Аналитические упражнения по оценке поведения и деятельности. Прогнозирование выбора раздражителя в зависимости от доминирующей мотивации. |
9 – 10. | Уметь определять исходную мотивацию у животных в конкретных условиях, выбор раздражителей и включение сенсоров в работу. | 2 | Сравнительная характеристика сенсорного восприятия высших и низших животных. Методики изучения приспособительного поведения животных. Кинез. Таксис. Временные связи. Метод перехвата. | Изучение микропрепарата нервной ткани, таблиц по строению нервной системы у разных систематических групп животных. Сообщения по индивидуальным заданиям с консультацией о сенсорном восприятии у высших и низших животных, о методиках изучения приспособительного поведения у разных видов животных. |
Модуль 2. Практическая исследовательская работа и ее презентация (4 часа)
№ | цели | количество часов |
тема занятий | деятельность учащихся |
1. | Использовать знания о правилах выработки условных рефлексов в анализе приспособительного поведения, в выработке простейших условных рефлексов на практике. | 1. |
Практическая работа № 1 “Выработка условных рефлексов у аквариумных рыбок”. | Повторение правил. Определиться в форме работы (групповая, индивидуальная), в виде объекта исследования (вид рыбок), в виде условного раздражителя (свет, звук, др.) Разработать алгоритм последовательности действий при выполнении работы. Ознакомиться с порядком ведения дневника наблюдения. |
2. | Использовать знания о развитии торможения условных рефлексов в анализе приспособительного поведения, в выработке угасания условного реф лекса на практике. | 1. |
Практическая работа № 2 “Торможение условных рефлексов у аквариумных рыбок”. | Деятельность, как в практической работе № 1. |
3. | Провести исследования по определению исходной мотивации у аквариумных рыбок, по выбору условного раздражителя и включению сенсоров в работу. | 1. |
Практическая работа № 3 “Исследовательская работа по выработке условного рефлекса у аквариумных рыбок” (усложненный вариант). | Ознакомление с методикой и правилами проведения эксперемента, порядком ведения дневника наблюдений. |
4. | Показать результат практических исследований, умение анализировать, обрабатывать результаты, делать выводы и прогнозы, доказательно выступать. |
1. |
Презентация работ. Итоговое анкетирование. |
Представление результатов работ. Выдвижение работ для участия в конференциях, конкурсах, публикациях. Подведение итогов работы, предложения по корректировке курса. |
Методические рекомендации при выполнении практических работ и рефератов.
Практическая работа № 1. Выработка условного рефлекса у аквариумных рыбок.
Цель работы:
Выработать условный рефлекс у гуппи – на звонок приплывать к стенкам аквариума.
Оборудование:
Аквариум с гуппи (или другими рыбками), звонок, корм, ширма, дневник наблюдений.
Ход работы:
1. Условия проведения эксперимента:
а) аквариум отгорожен ширмой, чтобы рыбки не видели кормящего, иначе у них вырабатывается условный рефлекс на приближающегося человека,
б) кормить в разное время, иначе вырабатывается условный рефлекс на время.
2. Правила выработки условных рефлексов: (разработаны на предыдущих уроках):
а) первым действует безразличный раздражитель – звук (или другой по желанию экспериментатора),
б) он опережает по времени или совпадает с безусловным раздражителем – пищевым (кормом),
в) звук и кормление сочетаются несколько раз,
г) рыбки на звук приплывают к стенкам аквариума, значит безразличный раздражитель (звук) начинает вызывать такую же реакцию, что и безусловный (корм),
д) условный рефлекс выработан.
Дневник наблюдения эксперементальной группы:
Дата наблюдения | Включение звонка и время кормления | Время приближения рыбок к корму | Интервал времени между отметками времени во 2 и 3 колонках | Дата выработки условного рефлекса |
Вывод:
Условный рефлекс вырабатывается на основе безусловного, имея опережающее влияние условного раздражителя – звука. В головном мозге между слуховой и пищевой зонами коры больших полушарий устанавливается временная связь. Звук стал доминирующим раздражителем. Условный рефлекс выработан.
Практическая работа № 2. Торможение условных рефлексов у аквариумных рыбок.
Цель работы:
Вызвать торможение условного рефлекса у гуппи – приплывать к стенкам аквариума на звук. Выработать новый условный рефлекс – приплывать к стенкам аквариума на свет.
Оборудование:
Аквариум с гуппи, настольная лампа, дневник наблюдений, ширма, звонок.
Ход работы:
Условия проведения эксперемента:
а) и б) в практической работе № 1
в) лампа стоит рядом с аквариумом.
2) Правила развития торможения условного рефлекса:
а) 2 условных раздражителя не совпадают во времени (звук и свет),
б) звуковой условный раздражитель не подкрепляется пищевым безусловным раздражителем – кормом. Безразличный раздражитель – свет подкрепляется пищевым безусловным раздражителем – кормом,
в) безразличный раздражитель – свет включается через разный интервал времени после звука, иначе вырабатывается условный рефлекс на промежуток времени между раздражителями,
г) условный рефлекс на свет заторможен, когда рыбки начнут приплывать к стенкам аквариума на свет. Свет стал новым условным раздражителем.
Дневник наблюдений эксперементальной группы:
Дата наблюдения | Время включения звонка | Время включения света и кормления | Время, когда рыбки приплыли к корму | Интервал времени между отметками в 3 и 4 колонках | Дата, когда рыбки приплыли на свет |
Вывод:
- на рыбок действуют 2 раздражителя: условный – звук, безразличный – свет.
- условный раздражитель – звук опережает безразличный – свет по времени, но пищевой безусловный раздражитель – корм подкрепляет безразличный условный раздражитель – свет.
- идет активный выбор раздражителя в конкретных условиях.
- временная связь между слуховой и пищевой зонами коры больших полушарий прерывается, условный рефлекс на звук заторможен
- устанавливается новая временная связь между зрительной и пищевой зонами коры больших полушарий, рыбки приплывают к стенкам аквариума на свет, условный рефлекс на свет выработан.
Практическая работа № 3. “Исследовательская работа по выработке условных рефлексов у аквариумных рыбок” (усложненный вариант).
Цель работы:
Провести исследование по определению у аквариумных рыбок исходной ситуации, выбору раздражителя и включению сенсоров в работу. Доказать присутствие у рыбок зрительной памяти.
Оборудование:
Аквариумные рыбки: скалярии, гуппи, сомики, золотые рыбки и др.; 3 красные бусинки, на 3 – х листочках бумаги размером 7 см. на 7 см. нарисованы круг, квадрат, треугольник одинакового размера и окраски; ширма.
Ход работы:
Инструктаж по проведению работы:
- На стенку аквариума с внешней стороны крепятся листочки с рисунками, рисунки повернуты в сторону аквариума.
- Напротив рисунков на леске в аквариуме (в воде) вывешиваются бусинки.
- Корм дают тогда, когда рыбка дергает бусинку, висящую напротив круга или другой фигуры, но фигура в эксперементе, против которой рыбка дергает бусинку, постоянная.
- Рыбок кормить из – за ширмы. Они не должны видеть или слышать приближение кормящего, иначе вырабатывается условный рефлекс на вид или звук человека.
- Кормить в разное время (рефлекс на время).
- Рисунки менять после каждого кормления (рефлекс на место).
- Бусинки после каждого кормления убирать и вывешивать перед кормлением.
Дневник наблюдений:
Дата наблюдения | Время вывешивания бусинок | Время кормления (рыбка дергает бусинку напротив фигуры) | Интервал времени между отметками во 2 и 3 колонками | Дата выработки условного рефлекса |
Вывод:
- Через сколько дней выработан условный рефлекс у разных видов рыбок. Видовые особенности восприятия и приспособительного поведения.
- Рефлекторный механизм приспособительного поведения: устанавливается временная связь между 2 – мя очагами возбуждения в зрительной зоне (бусинка – круг) и пищевой зонами коры больших полушарий.
- Идет активный выбор раздражителя, включается зрительный сенсор в работу, что определяется доминирующей мотивацией – бусинка – круг – пища.
- У рыб присутствует зрительная память (бусинка – круг). Безразличный раздражитель (бусинка – круг) стал условным.
Памятка для выступающего:
- Профессионализм выступающего: четко представить цели исследования. Подробно и доходчиво изложить процесс решения задачи, ознакомить с полученными результатами.
- Качество защиты работы: четкость и ясность изложения, убедительность рассуждений, последовательность в аргументации, логика перехода от концепции к выводам, оригинальность мышления.
- Уровень знакомства с современным состоянием проблемы: использование при выступлении известных результатов и научных фактов.
- Уровень знакомства с литературой: полнота цитируемой литературы, ссылки на ученых и специалистов, занимающихся проблемами в рассматриваемой области.
- Уровень выполнения работы: композиция текста работы ( наличие введения, постановка задачи, основное содержание, выводы, список литературы).
Памятка для подготовки реферата:
- Титульный лист имеет полное название работы.
Ф. И. О. автора, учебное заведение, класс.
Ф. И. О. руководителя.
Название города, поселка, год подготовки реферата. - План работы.
- Вступление, пояснительная записка.
- Цель работы, задачи.
- Основная часть работы.
- Заключение. Выводы. Резюме.
- Литература.
- Приложение:
а) краткая аннотация – описание работы не более 8 строк (цель, методы, решения, выводы и т. д.)
б) инструкции, графики, таблицы, иллюстрации, сноски, ссылки и т. д.
Количество печатных страниц реферата – до 10, приложение – до 10 страниц.
Нумерация страниц реферата производится в правом верхнем углу арабскими цифрами, страниц приложения – римскими цифрами.
Реферат печатается на одной стороне стандартных страниц белой бумаги формата А4. Размер шрифта 12 кегель через 2 интервала между строками.
Поля: левое – 2,5 см., правое – 1 см., верхнее – 1,5 см., нижнее – 1,5 см.
Компьютерную программу оформляют на дискету (5,25’’ или 3,5’’) с исполняемым программным модулем для IBM-PC совместимых компьютеров.
Приложение:
Литература для учащихся:
- Универсальное учебное пособие “Школьный курс Биология” А. Скворцов, А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Москва “АСТ – ПРЕСС” 2000 г.
- Р. Бертрон “Чувства животных” изд. “Мир” Москва 1972 г.
- Б. Сергеев “От амебы до гориллы” Ленинград “Детская литература” 1988 г.
- Журналы “Байкальская волна” 2002 – 2004 г.
- Г. С. Нога. “Наблюдения и опыты по зоологии” Москва “Просвещение” 1979 г.
Литература для учителя:
- Универсальное учебное пособие “Школьный курс Биология” А. Скворцов, А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Москва “АСТ – ПРЕСС” 2000 г.
- Р. Бертрон “Чувства животных” изд. “Мир” Москва 1972 г.
- Б. Сергеев “От амебы до гориллы” Ленинград “Детская литература” 1988 г.
- Журналы “Байкальская волна” 2002 – 2004 г.
- Г. С. Нога. “Наблюдения и опыты по зоологии” Москва “Просвещение” 1979
- Б. Ф. Сергеев. “Занимательная физиология” Москва “Дрофа” 2004 г.
- Журналы “Биология в школе” 2003 – 2004 г. Изд. “Школа – Пресс 1”
Литература, используемая при составлении программы:
- Журналы “Биология в школе” Министерство образования РФ. Изд. “Школа – Пресс 1”
- 2003 – 2004 г.
- Учебник “Экология” 9 кл. Е. А. Криксунов, В. Д. Пасечник, И. П. Сидорин. Москва
- “Дрофа” 2000 г.
- Учебник “Экология” 5 кл. В. Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов Москва “Устойчивый мир” 2000 г.
- Учебник “Биология. Общие закономерности” 9 кл. С. Г. Мамонтов,В. Б. Захаров, Н. И. Сонин Москва “Дрофа” 2002Г.
- Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология Москва “Дрофа” 2001 г.