Половое размножение цветковых растений

Разделы: Биология


Цель урока: Сформировать у учащихся представление о цветке, как об органе полового размножения растений.

Задачи:

  1. Продолжить формирование понятия о половом размножении и его отличии от вегетативного.
  2. Познакомить учащихся с понятиями опыление и оплодотворение.
  3. Продолжить формирование мыслительных операций – выделение существенного, установление взаимосвязи строения и функции.
  4. Продолжить знакомство учащихся с региональными растениями.
  5. Продолжить формирование бережного отношения к природе родного края.

Ход урока

1. Повторение пройденного материала (беседа)

- Итак, все органы цветкового растения можно разделить на две группы, какие?
- Вегетативные и генеративные или репродуктивные.
- Какие органы относятся к вегетативным?
- Корень, стебель, лист.
- Какие органы относятся к генеративным?
- Цветок, плод, семя.
- Посмотрите не слайд<см приложение >. Знаете ли вы это растение? Как его обычно называют?
- Это подснежник.
- На самом деле это растение называется сон-трава или прострел, но у нас оно первое появляется и цветет после зимы, поэтому его называют подснежник. Вот у этого цветка нет чашелистиков, помните? Значит у него какой околоцветник?
- Простой.
- А рядом нарисована схема цветка, здесь видно и лепестки и чашелистики, значит околоцветник у него какой?
- Двойной.
- Давайте вспомним, как называются другие части цветка? (Показываю части цветка на слайде, дети называют их)
- Что является основными частями цветка? Почему?
- Что такое однодомное растение? Двудомное?
- Определите, растения на слайдах однодомные или двудомные.
- Мы на прошлом уроке говорили, что цветы могут располагаться по одному, или группами. Как называется группа цветков? Посмотрите на слайд, какое соцветие у этих цветов? Можно воспользоваться рисунком схем соцветий в учебнике. Правильно, это соцветие кисть. А как называются эти цветы? Вы встречали их в лесу? Мышиный горошек <рисунок 1>. встречали. Это растение называется вика. Это живокость<рисунок 2>, это майник двулистный<рисунок 3>. Это растение – клевер.<рисунок 4>. Какое у него соцветие?

Рассматриваем и разбираем еще несколько слайдов.

2. Объяснение нового материала.

Открыли тетради, записали тему урока.

Сегодня на уроке мы должны выяснить какова роль цветка в размножении растений.

Итак, цветок является генеративным органом, а почему? (вспоминаем, что означает этот термин, мы знакомились с ним в начале года).

Тычинка является мужской частью цветка, в ней есть мужские половые клетки – спермии или мужские гаметы, а пестик содержит женские гаметы – яйцеклетки. Мужской и женский пол в биологии обозначаются специальным знаками (рисую символы на доске). Половые клетки – гаметы вообще клетки особенные они содержат половинный набор хромосом. Вспомните, где находятся хромосомы? Какую роль они играют? Дело в том, что при половом размножении, гаметы соединяются и получившаяся клетка имеет полный набор хромосом. Так в ваших клетках половина хромосом папиных, половина – маминых, поэтому вы похожи и на папу и на маму. Чтобы гаметы соединились, пыльца с мужскими гаметами должна попасть на рыльце пестика. Посмотрите на слайд здесь изображен процесс опыление. Кто может дать определение этому процессу. Итак, опыление – это…(дети заканчивают, глядя на рисунок, что это процесс переноса пыльцы с тычинки на пестик). Записываем определение в тетрадь.

Хорошо, если пыльца попадает со своей тычинки на свой же пестик (рисую схему на доске), та как будет называться такое опыление? (самоопыление). А если с цветка на цветок? (перекрестное опыление). Схемы зарисовываем в тетрадь.

- Как пыльца может попасть с тычинки на пестик?

- Ее может перенести ветер, животные или человек.

Давайте посмотрим слайд (слайд показывает опыление цветка животными), как вы думаете, что здесь изображено? Что пчела делает на цветке? Зачем насекомые летят на цветки? Осенью мы рассматривали строение цветка настурции, помните, там в шпорце было что? Дети вспоминают, что в шпорце был нектар.

Смотрим следующий слайд - это пырей, вот видны тычинки, вот схема цветка и соцветия. Как опыляются эти цветы? Почему вы так думаете?

Заполнить в тетради таблицу.

способ опыления общие признаки цветков примеры

Рассмотрим слайды: какое это растение? Как оно опыляется? Почему вы так думаете?

После того, как пыльца попала на рыльце пестика, она прорастает. Пыльцевая трубка прорастает внутрь завязи к семяпочке до пыльцевхода. На конце пыльцевой трубки располагаются два спермия, а в семяпочке – яйцеклетка и две центральных клетки.

Сегодня мы говорим о половом размножении растений. При половом размножении новый организм образуется из особой клетки, которая называется ЗИГОТА и образуется при слиянии двух ГАМЕТ. Запишем формулу полового размножения: гамета + гамета = зигота. Процесс слияния половых клеток называется оплодотворение. Записываем в тетрадь.

В цветковых растениях в завязи происходит два слияния: один спермий сливается с яйцеклеткой, другой с двумя центральными клетками поэтому оплодотворение у цветковых растений – ДВОЙНОЕ.

Почему двойное?

Из зиготы развивается зародыш, из центральной клетки – запас питательных веществ, из семяпочки – семя, из завязи – плод.

Что находится у яблока на стороне противоположенной веточке? Вспомнили? Дети отвечают, что засохший цветок. Значит яблоко – это что? (Разросшееся цветоложе). А у помидора где остатки цветка? Можно принести на урок яблоко и помидор и рассмотреть.

Что такое размножение?

Этот термин мы изучали, когда изучали вегетативное размножение. Дети отвечают, что это увеличение количества особей.

Как увеличивается количество растений при половом размножении?

- С помощью семян, которых одно растение производит много. ( Можно показать ветку березы с семенами или предложить посчитать семена в яблоке.)

Итак, зачем нужны цветы? Какую роль играет околоцветник? Какую роль играют тычинки и пестики?

Для закрепления предлагается тест.

  1. Какие из этих растений опыляются ветром: одуванчик, ольха, фуксия?
  2. Как Не могут опыляться растения: жуками, летучими мышами, ветром, водой?
  3. Что такое оплодотворение: перенос пыльцы, появление семян, появление плодов, слияние половых клеток?
  4. Из чего развивается зародыш: из семяпочки, завязи, зиготы, гаметы?
  5. Из чего образуется плод: из семяпочки, завязи, зиготы, гаметы?

Ответы на слайде.

3. Подведение итогов урока, оценивание, домашнее задание – прочитать материал в учебнике.