Использование программированных материалов на уроках биологии

Разделы: Биология


В связи с непрерывно растущими требованиями, которые предъявляются к школьному образованию, значительно усложнились за последнее время организация и руководство учебным процессом. Поток знаний, конкретной информации расширяется так быстро, что возникает необходимость в четком и организованном управлении процессом усвоения этих знаний.

В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда и развития самостоятельности в овладении знаниями возникает необходимость совершенствования системы учета и контроля уровня знаний. Этой необходимости отвечает программированное обучение, при котором создаются условия для интенсификации мыслительной деятельности, возникают реальные возможности для развития навыков самостоятельной работы.

Обучение может быть полноценным тогда, когда знания учащихся систематически контролируются, когда они видят результаты своей работы. При традиционном обучении самостоятельная работа над учебным материалом нередко ведется не систематически и при отсутствии регулярного контроля со стороны учителя. Поэтому приложение программирования к области усвоения, закрепления и упражнения позволяет интенсифицировать учебный процесс.

Устная проверка знаний является самым непроизводительным моментом на учебном занятии. В течение 15-20 минут учитель, как правило, может опросить всего несколько человек. Остальная часть класса в это время не всегда следит за ответами товарищей, а поэтому эффективность контроля качества усвоения знаний резко снижается.

Успешное изучение и усвоение учебного материала в школьном курсе "Биология: Человек." возможно лишь при условии применения эффективных методов обучения, в частности метода программированного обучения. Одна из форм этого метода – безмашинный тестовый контроль знаний. Эта форма контроля позволяет за короткое время, непосредственно на уроке проверить степень усвоения учебного материала учащимися, своевременно оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и ликвидировать отставание. Таким образом, устанавливается обратная связь: учитель-ученик-учитель.

Анализ современной методической литературы по биологии показывает, что разработанные тестовые задания, в основном, являются тестами с выборочной формой ответа. Изучение опыта работы коллег и проведение собственной экспериментальной работы убеждают, что эта форма тестирования имеет существенные недостатки. Однако практика показывает, что знание методики составления тестовых заданий и правильное их применение позволяет учитывать и исправлять эти недостатки. По нашему мнению, методика тестирования, встречающаяся в большинстве учебно-методических пособий, нуждается в совершенстве. Это необходимо для того, чтобы присущие тестовой форме контроля недостатки меньше сказывались на результатах обучения.

Отсутствие квалифицированно разработанных пособий для тестового контроля знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека послужило основой нашему эксперименту по применению тестовых заданий в процессе изучения школьного предмета "Биология: Человек.". Объектами исследования в целях диагностики усвоения учебного материала были учащиеся, усвоившие и не усвоившие на заданном уровне определенный объем учебного материала. Полученные в ходе пробного эксперимента данные показывают, что применение метода программированного тестового контроля знаний положительно сказывается на повышении успеваемости учащихся и развитии у них интереса к изучаемому предмету.

Важное значение имеет методика составления программированных материалов и включение их в учебный процесс. Правильно составленные тестовые задания и умелое их применение на уроке активизируют учебный процесс. Учащиеся при этом рассуждают, сопоставляют, анализируют, самостоятельно добывают знания. Однако при всем положительном, тестовый контроль имеет некоторые ограничения. Во-первых, не всякий материал поддается программированию. С его помощью можно проверить знание теоретического материала, но не практические умения и навыки. Во-вторых, применение контролирующих программ ограничивает общение учителя и ученика, препятствует формированию таких качеств, как умение логически и последовательно мыслить, выделять главное и второстепенное. Таким образом, тесты учитывают лишь отдельные элементы знаний, но при этом они являются объективными измерителями этих элементов, на основании которых можно сформировать определенное мнение о знаниях учащихся в целом. Выполнение тестовых заданий помогает реализовать самоконтроль, углублять знания по предмету, способствует систематической подготовке учащихся к урокам, то есть активизирует самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

В плане реализации технологии развивающего обучения создано учебно-методическое пособие "Задания для контроля знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека". Внедрение данного пособия в учебный процесс оказывает помощь учителям биологии в осуществлении программированного контроля знаний с помощью перфокарт – самодельных контрольно-обучающих устройств. Перфокарты являются одним из простейших средств программированного обучения и доступны каждому учителю. Использование их в учебном процессе позволяет осуществлять при небольших затратах времени фронтальную проверку знаний по изученной теме. Сокращая время, необходимое для контроля уровня знаний, предлагаемая методика значительно облегчает трудоемкую работу учителя по проверке ученических работ. Для примера приводится тест-задание по теме "Клетка" (Рисунок 1), в котором вопросы обозначены прописными буквами (от А до Ж). Рядом с вопросами расположены варианты ответов (от 1 до 12).

Рисунок 1

Тест-задание по теме “Клетка”

Вопросы Варианты ответов
А В какой части клетки находятся хромосомы? 1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Цитоплазма

Ферменты

Комплекс Гольджи

Ядро

Хромосомы

Вода

Белки

Мембрана

Минеральные соли

Углеводы

Жиры

Нуклеиновые кислоты

Б Какие неорганические вещества содержатся в клетке?
В Как называется поверхностная часть клетки?
Г Что является носителем наследственной информации?
Д Какие органические вещества являются основным строительным материалом клетки?
Е Перечислите органоиды клетки.
Ж Как называются белки, ускоряющие химические реакции?

Выбранный ответ ученик обозначает крестиком или галочкой в соответствующей графе карточки ответов (Рисунок 2). Такая карточка прилагается к каждому тесту-заданию. Она представляет собой табличку-сетку, где по вертикали прописными буквами обозначены соответствующие вопросы, а по горизонтали арабскими цифрами – номера вариантов ответов.

Рисунок 2

Карточка ответов к тесту- заданию по теме “Клетка”

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
А                        
Б                        
В                        
Г                        
Д                        
Е                        
Ж                        

По истечении регламентированного времени (7-8 мин.) ученики сдают карточки ответов учителю. Правильность ответов проверяется учителем при помощи перфокарты с ключом к тесту-заданию (Рисунок 3). Перфокарта повторяет карточку ответов, но в ней вырезаны те клетки, координаты которых соответствуют правильным ответам. Перфокарту лучше изготовить на картоне и заламинировать. Для выяснения правильности ответов она накладывается на карточку ответов так, чтобы их вертикальные и горизонтальные линии совпадали. Верные ответы в карточке ответов должны совпадать с вырезанными клетками перфокарты.

Рисунок 3

Перфокарта с ключом к тесту-заданию по теме “Клетка”

Оценка проводится по методу доктора педагогических наук, профессора Беспалько В.П. За все 7 правильных ответов ставится оценка “отлично”; за 6 правильных ответов из 7 – “хорошо”; за 5 правильных ответов из 7 – “удовлетворительно” и за 4 правильных ответа из 7 – “неудовлетворительно”. Для быстроты лучше подсчитывать не количество правильных ответов, а количество ошибок, то есть за каждую ошибку оценка снижается на 1 балл. Сокращая время, необходимое для контроля над усвоением учебного материала, предлагаемая методика значительно облегчает трудоемкую работу учителя по проверке ученических работ. Использование при этом простейшего устройства для контроля – перфокарты с ключом к тесту-заданию позволяет ускорить сообщение учащимся результата их работы.

Опыт применения данной методики показал, что тестовый контроль позволяет учителю систематически, а не эпизодически, выявлять знания учащихся, более продуктивно использовать учебное время, осуществлять индивидуальный подход к учащимся, способствует накопляемости оценок, дает возможность опросить всех учащихся по каждой теме, быстро обработать большое количество материала, характеризующего уровень знаний учащихся.