Цели урока:
- расширить знания о воде, ее свойствах, значении воды, ввести понятия раствор, взвесь, значение растворов в природе и жизни человека;
- развить наблюдательность, мыслительную деятельность, воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование:
- химическая посуда для опытов,
- спиртовка,
- вещества для опытов,
- костюмы для капелек, к
- арточки для самостоятельной работы.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящен воде и называется “Ее величество – вода”. На уроке мы расширим свои знания о воде, познакомимся с ее свойствами, а также водой как растворителем веществ. Узнаем, что такое раствор и, что такое взвесь.
Открываем тетради, в которых записываем тему урока “Ее величество – вода”.
Каждый человек пользуется водой для приготовления пищи и других бытовых нужд, для промышленных предприятий, для выращивания растений и животных. Что же такое вода расскажут нам капельки.
Капелька 1: Вода – вещество привычное и необычное. Ученые абсолютно правы: нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода. Почти три четверти поверхности нашей планеты занято морями и океанами. Твердой водой - снегом и льдом - покрыто 20% суши. От воды зависит климат нашей планеты. Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный камень, если бы не вода. Нагреваясь вода забирает тепло, а остывая отлает его. От космического холода предохраняет Землю та вода, которая рассеяна в атмосфере – в облаках в виде пара.
Капелька 2: У воды много удивительных свойств, которые делают ее не похожей на все другие вещества. Но среди них есть одно необычное - это ее бессмертие. Примерно один миллиард тонн воды расходуется человечеством за сутки. Но общее количество воды не уменьшается. Сколько ее было миллионы лет назад, столько же ее и в наше время.
Капелька 3: Велика роль воды в жизни на Земле. Живые организмы нашей планеты приспособились ко всяким условиям: к полному мраку, к жаре и холоду. Но ни одно живое существо не может обходиться без воды. Все растения и животные содержат в себе воду, да и наше собственное тело на три четверти состоит из воды. Знаете ли вы, что при потере человеком 1 литра воды (это примерно 2% массы тела) появляется ощущение жажды. При потери 6-8% влаги человек впадает в полуобморочное состояние. Потеря 10% воды вызывает галлюцинации. А потеря более 12% человек погибает.
Учитель: Так что же такое вода? (Ответы детей) Вода – это химическое вещество, которое имеет свои свойства. В тетрадях записываем: Свойства воды.
С некоторыми свойствами воды вы уже знакомы. Давайте вспомним их, а поможет нам в этом наш учебник (работа с учебником).
Свойства воды:
- прозрачна;
- бесцветна;
- без вкуса и без запаха;
- текуча;
- может находиться в трех агрегатных состояниях;
- может переходить из одного агрегатного состояния в другое.
(Свойства воды записываются в тетрадь)
А теперь давайте познакомимся еще с некоторыми ее свойствами. В этом помогут нам опыты.
ОПЫТ 1:
Оборудование:
- 2 колбы с газоотводной трубкой,
- 2 кристаллизатора.
Вещества:
- вода,
- горячая вода,
- лед.
Посмотрим, что произойдет, если мы возьмем две одинаковые колбы с водой, уровень воды отметим меткой. Одну опустим в лед, а другую в горячую воду. Что происходит?
Мы наблюдаем, что в горячей воде, вода находящаяся в колбе поднимается выше метки, а в колбе, которую опускаем в лед, наоборот опускается.
Делаем вывод, что вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Давайте посмотрим другой опыт.
ОПЫТ 2:
(Опыт демонстрируется учеником как выполненное домашнее задание)
Оборудование:
- стеклянная бутылка с пробкой.
Вещество:
- вода
Ученик: Я взял стеклянную бутылку, налил воды, плотно заткнул пробкой и вынес на мороз. Когда вода замерзла, бутылка лопнула и раскололась на куски. Это произошло потому, что при замерзании вода расширяется.
Однажды ученые поставили опыт, подобный этому, но вместо бутылки взяли чугунный шар, наполнили его водой, завинтили отверстия и поставили на сильный мороз. Вода, замерзая, разорвала шар. Так велика сила расширяющейся воды.
Учитель: Ребята, после демонстрации опытов какой можно сделать вывод? Какими свойствами наряду с теми которые мы записали обладает вода? (Ответы детей)
Давайте в своих тетрадях запишем свойства воды:
- вода при нагревании расширяется;
- вода при охлаждении сжимается;
- вода при замерзании расширяется.
Пришло время закрепить полученные на нашем уроке знания. Ответьте мне, пожалуйста, на вопросы:
- Если в чайник или кастрюлю налить воду до краёв и начать нагревать, то через некоторое время вода начинает выплескиваться через край. Почему это происходит? (Вода при нагревании расширяется)
- Почему садоводы перед наступлением зимы обязательно спускают воду с труб на садовом участке? (При замерзании вода расширяется и поэтому чтобы трубы не лопнули садоводы сливают воду)
- Вода попадает в мельчайшие трещины скал, от чего горные породы разрушаются. С каким свойством воды это связанно? (Разрушение горных пород связано с расширением воды при замерзании)
- Известно, что при длительном нагревании вода закипает. Температура кипения равна сто градусов. Кипящая вода используется в быту и на производстве. Где в природе можно встретить горячую воду? (В гейзерах).
Закрепив полученные знания мы следуем дальше, знакомясь с удивительным веществом природы – водой.
При нагревании и кипячении над водой поднимается пар – происходит испарение. Давайте в своих тетрадях запищим определение (работа с тетрадями).
Испарение – это превращение жидкой воды в газообразную.
Испарение происходит при любой температуре, но при более высокой испарение протекает более быстрее. Например: лужи после дождя высыхают и жарким летом и холодной осенью, но летом высыхают быстрее чем осенью.
ОПЫТ З:
(Опыт демонстрируется группой учеников как выполненное домашнее задание)
Оборудование: мерный стакан, 3 чашки, 4 одинаковых стакана.
Вещество:
- вода..
Ученик: Мы взяли мерный стакан и отмерили в каждую чашку по 100 мл воды. Чашки с водой поставили одну на подоконник, другую на стол, третью возле батареи. На следующий день сравнили результаты. Взяли одинаковые стаканы в первый налили 100 мл воды (контроль), а в три остальные вылили воду из чашек. Сравниваем полученные результаты: вода из чашки стоявшей на подоконнике испарилась на одну треть, в чашке, которая стояла на столе - на половину, а чашка, стоящая у батареи была вообще сухая – вода испарилась полностью. Сделаем вывод: чем больше температура окружающей среды, тем испарение происходит быстрее.
Учитель: Со значением испарения в жизни человека и животных мы познакомимся на страницах учебника (работа с учебником).
Ответьте мне на вопросы для закрепления.
- Что такое испарение воды? (Превращение жидкой воды в газообразную)
- Как влияет температура и ветер на испарение воды? (Чем выше температура и сильнее ветер, тем испарение происходит быстрее)
- Когда быстрее высохнет бельё: в ветреную или безветренную погоду? (В ветреную)
Посмотрим еще один опыт.
ОПЫТ 4:
Оборудование:
- спиртовка,
- штативы,
- колба с газоотводной трубкой,
- металлическая пластина.
Вещество:
- вода.
Колбу с водой нагреваем на спиртовке так, чтобы вода закипела, к газоотводной трубке подносим холодную пластину. Пар оседает на пластине в виде капелек.
Вывод: происходит превращение газообразной воды в жидкую.
Этот процесс называется конденсация.
(В тетрадях записываем)
Конденсация – это превращение водяного пара в воду.
Где мы встречаемся с этим явлением? Узнаем из рассказа.
Ученик: С конденсацией водяного пара мы встречаемся в повседневной жизни. Летним вечером или ранним утром, когда воздух холоднее, выпадает роса. Это водяной пар, находящийся в воздухе, при охлаждении оседает на траве, листьях и других предметах в виде маленьких капелек воды. Облака также образуется в результате конденсации водяного пара. Поднимаясь над землей и водоемами в верхние, более холодные слои воздуха, этот пар и образует облака, состоящие из маленьких капелек воды. Если температура воздуха достаточна низкая, то капельки воды замерзают. Из таких облаков выпадает снег, а иногда и град.
Учитель: Спасибо за сообщение.
А сейчас давайте проведем не большую лабораторную работу. На столах у вас находиться все необходимое для работы: химическая посуда и вещества: вода, мел, соль.
Возьмите соль и растворите в воде. Что наблюдаете? (Соль растворилась). Мы получили раствор соли.
Это можно записать схематично так:
растворитель + растворимое вещество = раствор
вода + соль = раствор соли
А теперь возьмем мел, растворим его в воде и сравним с раствором соли. Что мы наблюдаем? (Раствор мела мутный). Профильтруем полученный раствор. Что наблюдаем? (Фильтрат прозрачный, а на фильтре остался осадок). Исходная жидкость называется взвесь.
Вывод:
- если частицы вещества не видимы в воде и вместе с водой проходят через фильтр, то такое вещество называют растворимым, а состояние раствором.
- если вещество плавает в воде, задерживается на фильтре, то это вещество не растворимое, а состояние взвесью.
Вода настолько уникальный растворитель, что имеет самое почтительное уважение.
Сегодня мы познакомились со свойствами воды. Теперь вы знаете, что вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, при замерзании расширяется. Вы также знает, что такое испарение и конденсация и какое значение они имеют, что такое раствор и взвесь. А теперь проверим, как вы усвоили новый материал.
Самостоятельная работа по карточкам
(Дописать нужные слова вместо точек)
- Вода при нагревании …………………………………………………………..
- Вода при охлаждении …………………………………………………………
- Вода при замерзании ……………………………………………………….
- Вода кипит при температуре …………………………………………………
- Превращение жидкой воды в газообразную- это …………………………..
- Превращение пара в воду- это ……………………………………………….
- Что такое раствор? ………………………………………………………………
- Как отличить раствор от взвеси? ………………………………………………..
Работы сдаем.
На этом наш урок закончен. Всем спасибо. До свидания.