1. Предлагаю вам закрыть глаза и представить цветущую сирень
- Что рисует ваше воображение?
- Сирень цветет весной. Вспомните, что мы чувствуем весной?
- Кто знает, как можно гадать на цветке сирени?
- Нарисуйте цветочек сирени. Сколько в нём лепестков?
2. Продолжите фразу сирень – это…
3. Чтение стихотворения Екатерины Андреевны Бекетовой (её сестра - Александра Бекетова – мать Александра Блока)
Поутру, на заре, по росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать…В жизни счастье одно мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт;
На зелёных ветвях,
на душистых кистях
Моё бедное счастье цветёт.
- Чем привлекает это стихотворение? (Оно и о сирени и о счастье)
Часто человек ощущает связь своего внутреннего состояния с природой. Природа находит отклик в сердце человека и живет с ним одной жизнью.
- Кто, по-вашему, лирический герой этого стихотворения? Опишите его чувства.
- Какие изобразительно-выразительные средства создают картину весеннего утра? (эпитеты: по росистой траве, душистая тень, душистые кисти; метафора: свежим утром дышать)
- Почему, на ваш взгляд, счастье «бедное»? (Возможно, лирический герой не надеется на взаимность чувства).
- Каким настроением проникнуто все стихотворение? (Ожиданием счастья). Что дает надежду на счастье? (сирень, весна).
4. Слушание романса
- На стихи Екатерины Бекетовой С.Рахманинов написал романс. Романс – это сольная песня под аккомпанемент фортепиано, гитары или арфы. Музыка пишется и для голоса, и для аккомпанемента.
Аккомпанемент: 1) Музыкальное сопровождение сольной вокальной или инструментальной партии, основной темы или мелодии музыкального произведения. 2) перен. Действие, явление, сопровождающее что-л., создающее фон для чего-л. Музыка романса дополняет и расширяет поэтический текст. Союз слова и музыки рождает новое произведение искусства.
- Послушайте, пожалуйста, романс С.Рахманинова «Сирень».
- Аккомпанемент какого музыкального инструмента использует композитор?
- Что удалось передать композитору музыкальным рисунком аккомпанемента?
Рисунок аккомпанемента создаёт образ цветка сирени. При этом в характере музыки нет никакой искусственности, надуманности, она светла и чиста, как юность, как цветок весеннего сада.
- Вам понравилась музыка?
- Какие чувства она у вас вызвала?
5. Работа в группах
В самом музыкальном произведении не называются краски сиреневого сада, но, если внимательно слушать музыку, она помогает вспомнить, как выглядит живая сирень, и поэтому нам, слушателям, иногда кажется, что увидели и бушующий сад, и гордые ветви сирени, как будто нарисованные волшебником-художником.
- 1 группа. Расскажите о том, что вы «увидели», услышали в сиреневом саду.
- 2 группа. Опишите запахи сада.
- 3 группа. Какой вы представили сирень в музыкальном саду?
А вот таким сиреневый сад увидела я (на фоне музыки романса):
Мне кажется, что композитор передаёт в своём романсе весеннее настроение человека, его восхищение красотой и ароматами сиреневого сада с помощью звуков. Романс «Сирень» словно пронизан лучами ласкового майского солнца. В музыке можно услышать шелест проснувшихся ветвей, можно «увидеть», как склоняют головы душистые тяжёлые грозди, ещё мокрые от ночной росы. Чувствуется свежесть и лёгкая прохлада солнечного утра. Музыка наполнена утренним покоем, радостным ожиданием чудесного. Кажется, что вместе с композитором можно войти в просыпающийся сиреневый сад и вернуться оттуда с прекрасным букетом, возможно, таким, какой изображён на картинах Петра Петровича Кончаловского.
6. Работа над композицией сочинения
Вы попробуете создать сочинение-описание романса. То есть в ваших работах будет преобладать тип речи - описание.
- Вспомним, что такое описание как тип речи. Что значит «описать»?
Работа с таблицей.
ОПИСАНИЕ (Какой? Каков? Что из себя представляет?)
ОПИСАТЬ - «нарисовать», воспроизвести какую-либо картину.
КОМПОЗИЦИЯ ОПИСАНИЯ
А) Вступление, передающее общие впечатления от предмета описания.
Б) Основная часть, раскрывающая свойства описываемого предмета.
В) Концовка (часто содержит оценочный момент).
Тема нашего сочинения будет звучать так: «Волшебный союз слова и музыки».
- Как вы думаете, какой смысл содержит название сочинения? (Романс С.Рахманинова – это волшебный союз слова и музыки).
- Если это союз слова и музыки, то что должно отразиться в описании романса? (Анализ текста романса и музыки. Обратите внимание, что в музыке 2 линии: вокальная и инструментальная).
Продумаем план сочинения.
ПЛАН
1. Чем очаровывает нас романс С. Рахманинова «Сирень»?
В первой части вы напишете о том, что «увидели», услышали, почувствовали и пережили, когда слушали музыку.
2. О чём стихотворение Екатерины Бекетовой?
3. Как музыка Сергея Рахманинова дополняет стихотворный текст?
Включите в сочинение вторую часть и начните её словами «Музыка словно…» или «Звуки музыки (какие?)…».
В написании сочинения вам помогут таблицы с опорными словами.
7. Итоговое прослушивание
- Послушайте романс ещё раз. Сядьте удобно, можете закрыть глаза.
Вслушайтесь в музыку, в слова романса и оживите те впечатления, о которых вы говорили на уроке.
Итак, раннее майское утро, вы выбегаете в сад…(Звучит романс.)
8. Написание сочинения
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица-словарь к сочинению
Чувства | Радость, восторг, ощущение счастья, лёгкая грусть, щемящая нежность |
Звуки сада |
Шелест, шёпот, негромкий разговор ветвей, нежная утренняя песня; лёгкая, изящная, ясная, чистая, ласковая, звенящая мелодия; тихие вздохи просыпающегося душистого моря |
Сад |
Майский, утренний, туманный, огромный, благоухающий, радостный, уголок сада, пронизанный лучами ласкового солнца и сверкающий холодными каплями росы. |
Воздух в саду |
Сырой, бодрящий, ароматный, свежий, влажный, чистый, прозрачный, утренний, напоённый запахами. |
Сирень |
Ветви: гордые, мощные, могучие, нежные, пышные, кружевные, развесистые, воздушные, резные, парящие в воздухе, тянущиеся к солнцу, нарядные. |