Дидактический материал по русскому языку и литературе предназначен для итоговой проверки знаний учащихся за курс русского языка и литературы (7-й класс).
Дидактические задания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС, с основной программой по русскому языку и литературе.
Дидактические задание разработаны на основе произведений русской литературы и представляют собой комплексное задание по русскому языку и литературе. Каждый вариант включает в себя 10 заданий: 5 заданий по русскому языку, 5 заданий по литературе. Задания носят практический характер: учащиеся работают с текстом и заданиями по предложенному тексту, для того чтобы выполнить задания, необходимо владеть всем теоретическим материалом, изучаемым в течение 7 класса. Такая форма приучает учащихся работать с текстом и выполнять задания по тексту, что способствует предварительной подготовке к итоговой аттестации по окончании школы в 9 классе.
Задания отобраны в соответствии с программой 7 класса (по русскому языку УМК под редакцией Л.М.Рыбченковой, по литературе УМК под редакцией В.Я.Коровиной), требованиями ФГОС и заданиями ВПР (орфографический анализ, пунктуационный и синтаксический анализ, морфологический анализ), а также включены задания, которые заранее готовят учащихся к ГИА: к устному собеседованию по русскому языку (выразительное чтение текста, монологический ответ на вопрос) и к ОГЭ по русскому языку (объяснение правописание слов, расстановка знаков препинания, определения частей речи, нахождение средств выразительности, подбор синонимов и антонимов). Материал строится на основе произведений русской классической литературы, что способствует формированию культуры речи, а также эстетическому и патриотическому воспитанию учащихся.
Данный дидактический материал является дополнительным, его можно использовать в течение обучения в 7 классе в качестве самостоятельной работы для текущего или итогового контроля, проверочной работы, в качестве билетов для переводного экзамена за курс 7 класса, а также в 8 и 9 классе для выявления пробелов в знаниях и повторения орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации, закрепления знаний. Материал может выполняться в устной и письменной форме (по усмотрению учителя), также можно использовать отдельные задания.
Вариант № 1
Перед Вами фрагмент литературного произведения. Прочитайте фрагмент и выполните задания, расположенные после текста.
1) Когда Юшка рано утром на ра(с,сс)вете шел по улице в кузницу, то старики и старухи под(и,ы)мались и говорили, что вон Юшка уж работать пош(ё,о)л, пора вставать, и будили молодых.
2) А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться – вон и Юшка уж спать пошел.
3) А малые дети и даже подростки, увид(е,и)в тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:
- 4) Вон Юшка идет! Вон Юшка!
5) Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.
- 6) Юшка! - кричали дети. – 7) Ты правда Юшка?
8) Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так (же) тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.
9) Дети уд(е,и)влялись Юшке, что он живой, а сам не серчает* на них.
10) И они снов(о,а) окликали старика:
11) - Юшка, ты правда или нет?
12) Затем дети броса(я,ю)щие в него предметы с земли подбегали к нему, трогали его и толкали.
13) Дети не понимали, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают.
14) Дети не знали другого такого человека, и они думали – вправду (ли) Юшка живой?
15) Потрогав Юшку руками или ударив его, они видели, что он твердый и живой.
- Объясните написание выделенных слов.
- Из предложений № 3–4 выпишите все частицы, определите их разряд по значению.
- Выпишите одно деепричастие из предложения 15, определите вид, возвратность деепричастия и способ образования.
- Расставьте знаки препинания в предложении 12 и объясните, чем предложение осложнено.
- Подберите синоним к выделенному слову в предложении 9.
- Подготовьте выразительное чтение выделенной части предложенного фрагмента.
- Определите автора и название произведения, из которого взят фрагмент. Расскажите, что Вы знаете об авторе произведения. Дайте краткую характеристику сюжету и героям произведения.
- Какие темы поднимает автор в этом произведении? В каких ещё произведениях литературы подняты такие же темы? Назовите авторов и названия произведений.
- В каком предложении с 4 по 7 средством выразительности является слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом? Назовите номер предложения и прочитайте средство выразительности.
- Прочитайте наизусть стихотворение А.С.Пушкина.
Вариант № 2
Перед Вами фрагмент литературного произведения. Прочитайте фрагмент и выполните задания, расположенные после текста.
Княгиня
1) Живут (же) люди в том краю,
Привыкну я шутя…
Губернатор
2) Живут? 3) Но молодость свою
Припомните… дитя!
4) Здесь мать — водицей снеговой,
Родив, омоет дочь.
5) Малютку грозной бури вой
Баюкает всю ночь.
6) А будит дикий зверь, рыча
Близ хижины лесной,
Да пурга, беше(н,нн)о стуча
В окно, как домовой.
7) С глухих лесов, с пустынных рек
Сб(е,и)рая дань свою,
Окреп туземный человек
С природою в бою,
А вы?..
Княгиня
8) Пусть смерть мне сужде(н,нн)а —
Мне нечего жалеть!..
9) Я еду! Еду! 10) Я должна
Близ мужа умереть.
Губернатор
11) Да, вы умрете, но сперва
И(з,с)мучите того,
Чья безвозвратно голова
Погибла. 12) Для него
Прошу: не ездите туда!
13) Сноснее одному
Устав от тяжкого труда
Прийти в свою тюрьму.
14) Прийти — и лечь на голый пол
И с черствым* сухарем
Заснуть… 15) А добрый сон пришел —
И узник стал царем!
16) Летя мечтой к родным, к друзьям,
Увидя вас самих,
Проснется он, к дневным трудам
И бодр, и сер(?)цем тих,
А с вами?.. 17) С вами не знавать
Ему сч_стливых грез,
В себе он будет сознавать
Причину ваших слез.
Княгиня
18) Ах!.. Эти речи поберечь
Вам лучше для других.
19) Всем вашим пыткам (не) извлеч(?)
Слезу из глаз моих!
20) Покинув родину, друзей,
Любимого отца,
Приняв обет в душе моей
Исполнить до конца
Мой долг, — я слез не принесу
В проклятую тюрьму —
Я гордость, гордость в нем спасу,
Я силы дам ему!
21) Пр(е,и)зренье к нашим палачам,
Сознанье правоты
Опорой верной будет нам.
- Объясните написание выделенных слов.
- Из предложений № 10 и 14 выпишите все предлоги, определите их разряд по происхождннию.
- Из предложения 6 выпишите наречие. Определите разряд по значению и способ образования наречия.
- Расставьте знаки препинания в предложении 13 и объясните, чем предложение осложнено.
- Подберите антоним к выделенному слову в предложении 14.
- Подготовьте выразительное чтение выделенной части предложенного фрагмента.
- Определите автора и название произведения, из которого взят фрагмент. Расскажите, что Вы знаете об авторе произведения. Дайте краткую характеристику сюжету и героям произведения.
- Какие темы поднимает автор в этом произведении? В каких ещё произведениях литературы подняты такие же темы? Назовите авторов и названия произведений.
- В каком предложении с 2 по 6 средством выразительности является сравнение? Назовите номер предложения и прочитайте средство выразительности.
- Прочитайте наизусть стихотворение
Вариант № 3
Перед Вами фрагмент литературного произведения. Прочитайте фрагмент и выполните задания, расположенные после текста.
1) Подавая* мне тяжелую медную кружку с квасом тетя Оля сказала:
- 2) А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.
3) Я вышел посмотреть на цветы. 4) Клумба стала неузнава(е,и)мой. 5) По самому краю расст(е,и)лался коврик, который своим густым покровом с разброса(н,нн)ыми по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. 6) Потом клумбу опоясывала лента маттиол – скромных ночных цветков, пр(е,и)влекающих к себе (не) яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. 7) Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. 8) Было много и других знакомых и незнакомых цветов. 9) А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выброс(е,и)в (на)встречу солнцу три тугих, тяжелых бутона. 10) Распустились они на другой день.
11) Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.
- 12) Ну, иди, смотри, зацвели.
13) И(з,с)дали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени.
- Объясните написание выделенных слов.
- Из предложений № 8–9 выпишите все союзы, определите их разряд по значению.
- Выпишите деепричастие из предложения 9. Определите вид, возвратность и способ образования деепричастия.
- Расставьте знаки препинания в предложении 1 и объясните, чем предложение осложнено.
- Подберите антоним к выделенному слову в предложении 1.
- Подготовьте выразительное чтение выделенной части предложенного фрагмента.
- Определите автора и название произведения, из которого взят фрагмент. Расскажите, что Вы знаете об авторе произведения. Дайте краткую характеристику сюжету и героям произведения.
- Какие темы поднимает автор в этом произведении? В каких ещё произведениях литературы подняты такие же темы? Назовите авторов и названия произведений.
- В каком предложении с 3 по 5 средством выразительности является метафора? Назовите номер предложения и прочитайте средство выразительности.
- Прочитайте наизусть стихотворение
Вариант № 4
Перед Вами фрагмент литературного произведения. Прочитайте фрагмент и выполните задания, расположенные после текста.
1) Как ныне сб(е,и)рается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их сёлы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
2) Из темного леса (на) встречу ему
Идет вдохнове(н,нн)ый кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
3) И к мудрому старцу под(?)ехал Олег.
4) «Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что (з,с)будется в жизни со мною?
5) И скоро (ль), на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
6) Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».
7) «Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
8) Грядущие годы таят(?)ся во мгле;
Но вижу твой жребий* на светлом челе.
9) Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославле(н,нн)о имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
З__видует недруг столь дивной судьбе.
10) И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
11) Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
12) Твой конь не боится опасных трудов;
13) Он чуя господскую волю
То смирный стоит под стрелами врагов
То мчится по бранному полю.
14) И холод и сеча ему ничего…
15) Но примешь ты смерть от коня своего».
- Объясните написание выделенных слов предложения № 9.
- Из предложений № 2 выпишите все предлоги, определите их разряд по происхождению.
- Из предложения 9 выпишите причастие. Определите залог, время, вид, возвратность и способ образования причастия.
- Расставьте знаки препинания в предложении 13 и объясните, чем предложение осложнено.
- Подберите синоним к выделенному слову в предложении 8.
- Подготовьте выразительное чтение выделенной части предложенного фрагмента.
- Определите автора и название произведения, из которого взят фрагмент. Расскажите, что Вы знаете об авторе произведения. Дайте краткую характеристику сюжету и героям произведения.
- Какие темы поднимает автор в этом произведении? В каких ещё произведениях литературы подняты такие же темы? Назовите авторов и названия произведений.
- В каком предложении с по средством выразительности является ? Назовите номер предложения и прочитайте средство выразительности.
- Прочитайте наизусть стихотворение
Вариант № 5
Перед Вами фрагмент литературного произведения. Прочитайте фрагмент и выполните задания, расположенные после текста.
1) Перед ними с одной стороны ра(с,сс)т(е,и)лалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось все то (же) бе(з,с)граничное море. 2)Заплакали генералы горько (горько) в первый раз после того, как закрыли регистратуру.
3) Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену.
- 4) Теперь бы кофейку испить хорошо! — молвил один генерал, но вспомнил, какая с ним неслыха(н,нн)ая штука* случилась, и во второй раз заплакал.
- 5) Что же мы будем, однако, делать? — продолжал он сквозь слезы. — 6) Ежели теперича доклад написать — какая польза из этого выйдет?
- 7) Вот что, — отвечал другой генерал, — подите вы, ваше превосходительство, на восток, а я пойду на запад, а к вечеру опять на этом месте сойдемся; может быть, как (нибудь) что-либо и найдем.
8) Стали искать, где восток и где запад. 9) Вспомнили, как начальник однажды говорил: если хочешь с(и,ы)скать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получ(е,и)ш(?) искомое. 10) Начали искать севера становясь так и сяк. 11) Перепробовали все страны света, но так (как) всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли.
- Объясните написание выделенных слов.
- Из предложений № 4–5 выпишите все частицы, определите их разряд по значению.
- Из предложения 2 выпишите наречие. Определите разряд по значению наречия и способ его образования.
- Расставьте знаки препинания в предложении 10 и объясните, чем предложение осложнено.
- Подберите синоним к выделенному слову в предложении 4.
- Подготовьте выразительное чтение выделенной части предложенного фрагмента.
- Определите автора и название произведения, из которого взят фрагмент. Расскажите, что Вы знаете об авторе произведения. Дайте краткую характеристику сюжету и героям произведения.
- Какие темы поднимает автор в этом произведении? В каких ещё произведениях литературы подняты такие же темы? Назовите авторов и названия произведений.
- В каком предложении с 9 по 11 средством выразительности является фразеологизм? Назовите номер предложения и прочитайте средство выразительности.
- Прочитайте наизусть стихотворение
Вариант № 6
Перед Вами фрагмент литературного произведения. Прочитайте фрагмент и выполните задания, расположенные после текста.
1) Она н(е,и)кому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто (не) мог (бы) сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. 2) От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому. 3) Когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице, ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. 4) Не помня себя от страху, переметыв__ясь со стороны на сторону, натыкаясь на загороди и людей, она мчалась на край поселка и пряталась (в) глубине большого сада. 5) В саду она снова зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу.
6) Только один раз ее пож__лели и пр(е,и)ласкали. 7) Это был пропойца мужик возвращавшийся из кабака. 8) Он всех любил и всех жалел и что(то) говорил себе под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку, измуче(н,нн)ую, грязную и некрасивую, на которую случайно* упал его пьяный и бе(з,с)цельный взгляд.
– 9) Жучка! – позвал он ее именем, общим всем собакам. – 10) Жучка! 11) Пойди сюда, не бойся!
- Объясните написание выделенных слов.
- Из предложений № 1, 2 выпишите все предлоги, определите их разряд по происхождению.
- Выпишите наречие из предложения 5. Определите разряд по значению и способ образования наречия.
- Расставьте знаки препинания в предложении 7 и объясните, чем предложение осложнено.
- Подберите антоним к выделенному слову в предложении 8.
- Подготовьте выразительное чтение выделенной части предложенного фрагмента.
- Определите автора и название произведения, из которого взят фрагмент. Расскажите, что Вы знаете об авторе произведения. Дайте краткую характеристику сюжету и героям произведения.
- Какие темы поднимает автор в этом произведении? В каких ещё произведениях литературы подняты такие же темы? Назовите авторов и названия произведений.
- В каком предложении с 6 по 8 средством выразительности является разговорное слово? Назовите номер предложения и прочитайте средство выразительности.
- Прочитайте наизусть стихотворение
Вариант № 7
Перед Вами фрагмент литературного произведения. Прочитайте фрагмент и выполните задания, расположенные после текста.
1) И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
2) «Слазь!
довольно шлят(?)ся в пекло!»
3) Я крикнул солнцу:
4) «Дармоед!
занеже(н,нн) в облака ты,
а тут — не знай н(е,и) зим, н(е,и) лет,
сиди, рисуй плакаты!»
5) Я крикнул солнцу:
6) «Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне на чай зашло бы!»
7) Что я наделал!
8) Я погиб!
9) Ко мне
по доброй воле
само
ра(с,з)кинув луч-шаги
шагает солнце в поле.
10) Хочу испуг (не) показать —
и ретируюсь* задом.
11) Уже в саду его глаза.
12) Уже проходит садом.
13) В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
14) «Гоню обратно я огни
(в)первые с сотв(а,о)ренья.
15) Ты звал меня?
16) Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
17) Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
18) «Ну что ж,
садись, светило!»
19) Черт дернул дерзости мои
орать ему,-
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь — (не) вышло (б) хуже!
20) Но странная из солнца ясь
струилась,-
и степенность забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепе(н,нн)о.
- Объясните написание выделенных слов.
- Из предложений № 1 и 4 выпишите все союзы, определите их разряд по значению.
- Из предложения 14 выпишите наречие. Определите разряд по значению и способ образования наречия.
- Расставьте знаки препинания в предложении 9 и объясните, чем предложение осложнено.
- Подберите синоним к выделенному слову в предложении 10.
- Подготовьте выразительное чтение выделенной части предложенного фрагмента.
- Определите автора и название произведения, из которого взят фрагмент. Расскажите, что Вы знаете об авторе произведения. Дайте краткую характеристику сюжету и героям произведения.
- Какие темы поднимает автор в этом произведении? В каких ещё произведениях литературы подняты такие же темы? Назовите авторов и названия произведений.
- В каком предложении с 18 по 20 средством выразительности является авторский неологизм? Назовите номер предложения и прочитайте средство выразительности.
- Прочитайте наизусть стихотворение.
Вариант № 8
Перед Вами фрагмент литературного произведения. Прочитайте фрагмент и выполните задания, расположенные после текста.
1) Пятый день (по)прежнему несло непроглядной вьюгой. 2) В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело* болен ребенок. 3) И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. 4) И мать, (не) отходившая от постели сына, то (же) плакала горькими слезами от страха и от своей бе(з,с)помощности. 5) Что сделать, чем помочь? 6) Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…
7) Стукнуло в прихожей. 8) Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, ут(е,и)раясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, пр(е,и)отворил дверь, заглянул:
- 9) Ну что, барыня, как? 10) Не полегчало?
- 11) Куда там, Нефедушка! 12) Верно, и не выживет! 13) Все какие-то красные лапти просит…
- 14) Лапти? 15) Что за лапти такие?
- 16) А господь его знает. 17) Бредит, весь огнем горит.
18) Нефёд мотнул шапкой, задумался. 19) Шапка, борода, старый (полу) шубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... 20) И вдруг твердо сказал уверенно глядя в глаза:
- 21) Значит, надо добывать. 22) Значит, душа жела(е,и)т. 23) Надо добывать.
- 24) Как добывать?
- 25) В Новоселки идти. 26) В лавку. 27) Покрасить фуксином нехитрое дело.
- 28) Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! 29) Где (ж) в такой ужас дойти!
- Объясните написание выделенных слов.
- Из предложений № 10, 29 выпишите все частицы, определите их разряд по значению.
- Выпишите причастие из предложения 4. Определите залог, вид, время, возвратность причастия и способ его образования.
- Расставьте знаки препинания в предложении 20 и объясните, чем предложение осложнено.
- Подберите синоним к выделенному слову в предложении 2.
- Подготовьте выразительное чтение выделенной части предложенного фрагмента.
- Определите автора и название произведения, из которого взят фрагмент. Расскажите, что Вы знаете об авторе произведения. Дайте краткую характеристику сюжету и героям произведения.
- Какие темы поднимает автор в этом произведении? В каких ещё произведениях литературы подняты такие же темы? Назовите авторов и названия произведений.
- В каком предложении с 18 по 22 средством выразительности является олицетворение? Назовите номер предложения и прочитайте средство выразительности.
- Прочитайте наизусть стихотворение.
Вариант № 9
Перед Вами фрагмент литературного произведения. Прочитайте фрагмент и выполните задания, расположенные после текста.
«1) Жили на земле в старину одни люди, (не) проходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь. 2) Были это веселые, сильные и смелые люди. 3) И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда (то) иные племена и прогнали прежних (в)глубь леса. 4) Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. 5) Но когда его лучи падали на воду болот, то под(и,ы)мался смрад*, и от него люди гибли один за другим. 6)Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались, впадая в тоску. 7) Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна – назад, – там были сильные и злые враги, другая – вперед. 8) Там стояли великаны-деревья плотно обняв друг друга могучими ветвями. 9)Эти каме(н,нн)ые деревья стояли молча и неподвижно днем в сером ужаса(ю,я)щем сумраке и еще плотнее (з,с)двигались вокруг людей по вечерам, когда заг(а,о)рались костры.
10) И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно соб(е,и)ралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. 11) А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям.
- Объясните написание выделенных слов.
- Из предложений № 4 выпишите все союзы, определите их разряд по значению.
- Выпишите причастие из предложения 9. Определите залог, время, вид, возвратность причастия и способ его образования.
- Расставьте знаки препинания в предложении 8 и объясните, чем предложение осложнено.
- Подберите синоним к выделенному слову в предложении 5.
- Подготовьте выразительное чтение выделенной части предложенного фрагмента.
- Определите автора и название произведения, из которого взят фрагмент. Расскажите, что Вы знаете об авторе произведения. Дайте краткую характеристику сюжету и героям произведения.
- Какие темы поднимает автор в этом произведении? В каких ещё произведениях литературы подняты такие же темы? Назовите авторов и названия произведений.
- В каком предложении с 10 по 11 средством выразительности является метафора? Назовите номер предложения и прочитайте средство выразительности.
- Прочитайте наизусть стихотворение.
Вариант № 10
Перед Вами фрагмент литературного произведения. Прочитайте фрагмент и выполните задания, расположенные после текста.
1)И услыш__в то Алёна Дмитревна
Задрожала вся моя голубушка.
2) Затр__слась, как листочек осиновый,
Горько (горько) она восплакалась,
В ноги мужу повалилася.
«3) Государь ты мой, красно солнышко,
Иль убей меня или выслушай!
4) Твои речи – будто острый нож;
От них сердце разрывается.
5) Не боюся смерти лютыя*,
Не боюся я людской молвы,
А боюсь твоей немилости.»
«6) От вечерни домой шла я нынче
(В) доль по улице одинёшенька.
7) И послышалось мне, буд (то) снег хрустит;
Оглянулася – человек бежит.
8) Мои ноженьки подкосилися,
Шелковой фатой я закрылася.
9) И он сильно схватил меня за руки,
И сказал мне так тихим ш(ё,о)потом:
«10) Что пужаешься, красная красавица?
11) Я не вор какой, душе гублесной,
Я слуга царя, царя грозного.
12) Прозываюся Кирибеевичем,
А из славной семьи из Малютиной…»
13) Испугалась я пуще прежнего;
Закружилась моя бедная головушка.
И он стал меня цаловать-ласкать,
И цалуя всё пр(е,и)говаривал:
«15) Отвечай мне, чего тебе надобно,
Моя милая, драгоце(н,нн)ая!
Хочеш(?) золота али жемчугу?»
- Объясните написание выделенных слов.
- Из предложений № 6 выпишите все предлоги, определите их разряд по происхождению.
- Выпишите наречие из предложения 2. Определите разряд по значению и способ образования наречия.
- Расставьте знаки препинания в предложении 1 и объясните, чем предложение осложнено.
- Подберите синоним к выделенному слову в предложении 5.
- Подготовьте выразительное чтение выделенной части предложенного фрагмента.
- Определите автора и название произведения, из которого взят фрагмент. Расскажите, что Вы знаете об авторе произведения. Дайте краткую характеристику сюжету и героям произведения.
- Какие темы поднимает автор в этом произведении? В каких ещё произведениях литературы подняты такие же темы? Назовите авторов и названия произведений.
- В каком предложении с 1 по 3 средством выразительности является сравнение? Назовите номер предложения и прочитайте средство выразительности.
- Прочитайте наизусть стихотворение
Другие варианты размещены в Приложении 1.