Формирование читательской компетенции учащихся

Разделы: Литература

Ключевые слова: чтение, приобщение к чтению


Читайте детям не нотации, а книги.
Г.Остер

Как поддержать читательский интерес в средних и старших классах? Как способствовать его появлению и развитию? Над этими вопросами работают все учителя, а учителя русского языка и литературы в особенности.

В настоящее время существует международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) – тест, который оценивает грамотность школьников в странах мира и практическое применение знаний. Его проводят раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. В 2015 году участие принимали 70 стран. По результатам Россия занимает только 26-е место по читательской грамотности. Это происходит потому, что читающих детей с каждым годом всё меньше и меньше и книга теряет свою значимость.

Книга была и остаётся источником знаний. А ещё, изучая литературу, изучают не только литературу, но и жизнь, которая там изображена. Можно сказать, вся классическая литература отвечает на вопрос «как жить?». Многие считают литературу учебником жизни. Когда человек читает, он сопоставляет себя с персонажами, с их внутренним миром, учится противостоять злу, ищет подсказку в решении своих проблем. Сейчас очень много разной литературы, которая зачастую навязывает детям ложные ценности, уводит от реальности, искажает понятия добра и зла, заставляет ребенка верить не в собственные силы, а в чудо, которое нужно ждать.

По своему опыту могу сказать, что раньше было больше детей, увлеченных литературой, и сейчас многие учителя сталкиваются с отсутствием интереса к чтению, с тем, что учащиеся видят в литературе не искусство слова, а лишь скучную учебную дисциплину.

Чтение тогда только приносит пользу, когда анализ прочитанного откладывается в памяти. А в памяти откладывается только тогда, когда читатель пропускает действие сюжета через себя, сопереживает вместе с героями и сравнивает описываемые события со своей собственной жизнью.

Способствуют развитию интереса читателей и различные формы уроков: урок-проект, путешествие, композиция, проблемный анализ, пресс-конференция, литературная игра, дискуссия, интегрированный урок и т.д. Эти  формы направлены на активное совместное творчество, а также на осознание произведения литературы как единой художественной системы. Важно помнить, что в центре любого урока – текст, а все действия, которые разворачиваются вокруг него, направлены на его понимание. Обсуждение текста можно начинать не с готовых вопросов, а с того, чем взволновало ребёнка прочитанное произведение. Например: «Какие мысли у вас появились в процессе чтения? О чём вы думали, читая произведение?» Чтобы не навязывать своё мнение, нужно дать ребёнку самому осмыслить его.

Повышает читательский интерес и проведение викторин. При ответах на вопросы викторины ученик показывает внимательность при чтении текста, как он запомнил не только события и имена героев, но и портреты, пейзажи, интерьер, важные мысли персонажей. Также ребятам нравится самостоятельно составлять вопросы викторины, так как это творческая работа. Задать интересные вопросы, затронув различные аспекты текста, непросто: здесь необходима внимательность к деталям, умение выделять основное и способность компетентно формулировать. Только внимательный и вдумчивый читатель может придумывать хорошие вопросы. Мои учащиеся часто получают подобные задания. Иногда их внимание направлено на учителя для разъяснения того, что им непонятно. Сами вопросы ребят интересны, что свидетельствуют о внимании к художественному слову, об умении найти и обозначить проблему.

Важное средство формирования компетенции читателя – умение определить проблему, найти то, что автор хотел сказать своим произведением. Это черта пытливого ума, черта мыслящего человека.

Особое место отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Она способствует формированию интереса и активности читателей. В ней ученики имеют возможность проявить свои актёрские качества, а сделать это можно благодаря хорошему знанию текста, пониманию характера героя.

Еще одно средство - дискуссия. Диалог учащихся может проходить как в письменной форме, так и в устной форме. Если диалог происходит в устной форме, то во время его ответа на вопрос можно задавать наводящие вопросы. Не нужно бояться «нестандартных уроков», пробовать различные игры и групповые работы для освоения материала, составлять для учеников способ пересказа текста. Организовывая групповую работу, следует напоминать учащимся о правилах ведения дискуссий и приучать ребенка самого уточнять и переспрашивать. Необходимо изучать и учитывать опыт учеников, их интересы и специфику развития.

Многие учащиеся считают, что совсем не любят стихи, поэтому способ работы с поэтическим текстом должна быть основана на принципе: от слов – к мыслям и чувствам, от формы – к содержанию. Лирика – это особый род литературы, в котором главное - чувства и переживания автора. Эти свойства основные при изучении стихотворений. А начинать надо выразительного чтения стихотворения. При обучении выразительному чтению развивается эмоциональное восприятие и закладываются основы аналитического мышления учеников. Только после понимания стиха заучивание станет осмысленным, а само чтение красивым и выразительным. Причём многим учащимся нравится заучивание стихотворений. Чтение наизусть стихотворных текстов в классе может сопровождаться взаимным оцениваем ребят. Например, можно устроить конкурс на лучшее исполнение стихотворения. Причём остальные учащиеся будут не пассивными слушателями, а исполнять роль жюри, выставлять баллы и оценивать услышанное, основываясь на объективном подходе.

На уроках лирики в 5-7 классах эффективно такие словесное рисование, создание или сопоставление иллюстраций к стихотворному тексту, эксперименты со стилем (заполнение пробелов в текстах подходящими по смыслу словами, подбор рифм к словам и т. д.). Большой интерес ребят вызывает работа по восстановлению текстов из слов, стихов, строф.

Привычное для 5-6 классов задание сделать иллюстрацию к тому или иному произведению можно использовать и в 11 классе при изучении поэзии Серебряного века. Эти рисунки отличаются глубиной и проникновением в текст.

Чтение с комментариями и разговор с автором через текст – это наиболее эффективный «путь к автору», но в настоящее время он недостаточно освоен школой. Комментированное чтение и диалог с автором через текст являются важным приёмом обучения для формирования читательской деятельности.

Что такое диалог с автором? Это прием работы с текстом во время чтения. С точки зрения зрелого читателя – это непринужденная беседа с автором через его текст. Для полноценности и содержательности диалога читателю во время чтения необходимо находить авторские вопросы, задавать свои, предполагать дальнейшее развитие событий и проверять, совпадают ли она с замыслом автора.

Как учить детей вести диалог с автором? У большинства учащихся эту возможность необходимо формировать во время совместного чтения текста, так как она редко возникает сама. Это может происходить как при первом прочтении, так и при перечитывании – многое зависит от особенностей текста. При обучении диалогу нужно следовать такой последовательности действий:

1) научить видеть в тексте авторские вопросы;

2) включать воображение учеников: по некоторым деталям текста читатель предсказывает, что случится дальше, каким образом будут развиваться события, чем может закончиться эпизод или всё произведение;

3) научить ребят задавать вопросы автору во время чтения.

В общении читателя с автором важно оставить место действию личного элемента, оживить интерес учащихся их интересом и взглядами, разделять с ними любовь к произведениям. Предложить читателю представить себя в обстоятельствах, в которые его вместе с героями поставил писатель.

Интернет и компьютеры позволяют придать новую форму читательскому дневнику – показу произведений, прочитанных учеником за определенный период; обсуждение прочитанных произведений в социальных сетях, например, ВКонтакте.

После изучения некоторых произведений  можно организовывать просмотры фильмов и спектаклей, поставленным по этим произведениям. Только хорошо зная художественное произведение, ребёнок способен сравнить его с фильмом, сопоставить собственное восприятие с экранным.

Можно осуществлять интеграцию уроков литературы с другими школьными предметами. На конкурсе «Книжный аукцион» участники вспоминали произведения, в названиях которые есть числительные. При изучении многих художественных произведений нужно знание истории, и учащиеся, увлечённые этим предметом, могут показать свои знания на уроках литературы.

Роль учителя в формировании читательской компетенции очень большая. Как читатель учитель должен делиться с учениками своими сомнениями и трудностями, что делает понимание текста интересней и доступней. К примеру, рассказывать, как произошло первое знакомство с автором, какие переживания  были в процессе общения с книгой. Разговор по душам приближает к юному читателю фигуру автора. На уроках в 5 классе учителю следует читать вслух (выразительно и с удовольствием). По ходу чтения необходимо комментировать и спрашивать мнение учащихся о тексте. В.Г.Белинский писал: «Художественное произведение открывается не вдруг, а постепенно: чем больше его читают, тем понятнее оно становится, и тем больше наслаждения доставляет».

Полезно организовывать встречи с ныне живущими писателями и поэтами, но этому должна предшествовать подготовительная работа: знакомство с творчеством писателя. В этом случае у ребят будет уже какое-то представление о творчестве, возможно, будет желание о чём-то спросить.

Умение ориентироваться в русской литературе, сформированные читательские компетенции помогут учащимся привести аргументы во время написания итогового сочинения и при сдаче экзаменов по русскому языку. Но самое важное - научить детей видеть в чтении удовольствие, способ узнать что-то новое и интересное, воспринимать книгу, как друга, у которого можно найти ответы на важные вопросы.