Пояснительная записка
Урок, предлагаемый вашему вниманию, является одним из уроков в 11 классе факультативного курса по литературе «Нравственные проблемы в малой прозе русских и зарубежных писателей». Программа факультативного курса составлена так, чтобы на литературном материале произведений малых жанров показать ученикам смену эпох литературного развития, познакомить с характерной для каждой из них типами личностей героев. Изменение общественных идеалов, связанное с историческим развитием общества (революция, послереволюционная эпоха, Великая отечественная война 1941–1945 гг., современная реальность), подчёркивает социальный и исторический характер этических проблем, рассматриваемых в литературе, и позволяет усилить внимание к позиции писателя.
Данный факультативный курс является логичным продолжением программы по литературе, составленной на основе примерной программы среднего(полного)общего образования по литературе для 5–11 классов под редакцией В.Я.Коровиной, которая соответствует образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК, рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Работа над рассказом Е.Замятина «Пещера» проводится после изучения поэмы «Двенадцать» А.Блока по основному курсу, таким образом обозначая вхождение в литературу, изображающую человека в послереволюционное время. На изучении рассказа отводится 1 час. Методическая разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы.
Цели урока:
- выявить трагедию человеческой личности в рассказе Е.Замятина «Пещера», исследовать писательское мастерство автора;
- акцентировать внимание на нравственных аспектах, поставленных Е.И.Замятиным в своем произведении;
- учиться строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли, аргументировать собственное мнение, оценивать свою и чужую речь.
Оборудование:
- интерактивная доска,
- компьютер,
- опус №74 Скрябина,
- мультимедийная презентация на основе программы МимиоСтудио,
- пластилин,
- на доске крепится листок с христианскими заповедями.
Тип урока: комбинированный с элементами проблемного обучения.
Форма:
- групповая деятельность учащихся (3 группы, в зависимости от количества учащихся),
- эвристическая беседа.
Достигнутые результаты
В рамках данного урока было раскрыто своеобразие гражданской позиции Е.Замятина и его эстетических принципов, художественное своеобразие и проблематика рассказа, психологизм писателя. Технология проблемного обучения позволила учащимся самостоятельно научиться анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, понятие хронотопа, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; выявлять авторскую позицию, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, что соответствует требованиям новых стандартов образования.
Список использованных источников
- Нянковкий М.А. уроки литературы в 11 классе: развёрнутое планирование/ Ярославль;Академия развития, 2002.
- http://az.lib.ru/z/zamjatin_e_i/text_0110.shtml
- http://www.proza.ru/2014/02/02/1434
- http://www.livelib.ru/work/1000323254