Восприятие поэтического образа через художественный как один из аспектов эстетического воспитания на уроках литературы

Разделы: Литература

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: поэтический образ, эстетическое воспитание


«Все мы родом из детства»… Это высказывание, безусловно, справедливо и неоспоримо. Именно в детстве и юности закладывается та система ценностей, которой человек будет руководствоваться всю свою жизнь. И эстетическая культура не исключение. Кто и что формирует будущего человека? Слагаемых этого воспитания много: семья, окружение ребенка, СМИ, Интернет, массовая культура. И, конечно, школа. Ей, особенно в последнее время, принадлежит доминирующая роль в воспитании (в т.ч. эстетическом) ребенка. Причем школе зачастую приходится работать не «благодаря», а «вопреки». Мы живем сейчас в очень непростом мире, полном негатива и агрессии. Всё словно специально делается для того, чтобы оболванить наших детей, привить им чуждые модели поведения и ценности, обузить их мышление, сделать прагматичнее, циничнее, пошлее. Убедить в неактуальности исконных морально-нравственных человеческих ценностей.

Посмотрите, какими передачами и проектами напичкано телевидение! С экрана общероссийского телевидения горе-участники этих пресловутых «Гадалок», «Домов2», «Перезагрузок» во всеуслышанье говорят о том, о чем нормальный человек постесняется говорить даже шепотом. Причем их высказывания, речь, скудость мышления вообще вызывает сомнения в их интеллектуальной полноценности. И возникает печально-тревожный вопрос: а что они смогут дать своим детям? Как при таком уровне развития они будут отвечать на «сто тысяч почему» своих подрастающих чад? Скорее всего, никак. Посадят их за Интернет: ищи, детка, там ты найдешь ответ на любой вопрос. И детка сядет, и будет искать, а вот что он найдет в этой огромной информационной помойке – большой-большой вопрос. В самом деле, посмотрите, что предлагается обсудить (на полном серьезе) на некоторых интернет-ресурсах: почему лысеют звезды, кто отец будущего ребенка Ксении Бородиной, обнаружен переход в иное измерение и скоро наш мир провалится в него (серьезно, сама видела такой заголовок). И ведь читают эту белиберду, и обсуждают её, выдвигая «умнейшие» гипотезы. А зайдите в любую соц.сеть! Сколько там грязи, пошлости, агрессии! Причем повод для негатива – абсолютно любой. Вот ни один из присутствующих, я думаю, не сможет установить связь между творожным пирогом и тонкостями современной внешней политики и дойти до каких-нибудь антироссийских призывов. А наше подрастающее поколение, зачастую не могущее отличить Ван Гога от демагога, романтизм от романизма, умудряется. И заливают интернет-форумы потоком истеричной агрессии, их буквально заносит в такие святые для каждого темы, что просто страшно становится.

А почитайте газеты и журналы! Какие темы предлагаются для обсуждения и каким языком это пишется! « Черкасов и Чуев говорили ЗА уход Саши Артемевой ИЗ проекта», «Кто оплатил ЗА проезд певцу…», «Депутаты обсудили о вопросе готовности к зиме»….Конечно, я не критикую все СМИ поголовно, есть среди них ответственные, серьезные, но вот беда, их читают(смотрят) люди более старшего поколения, молодежь ими мало интересуется, предпочитая, например, «Культурной революции» «глубокомысленный» фильм «Убить Билла» или «Ограбить банк за 60 секунд», а старому доброму мультику про Простоквашино - новомодный жуткий «Губка Боб Квадратные штаны»…Вот они, нынешние эстетические представления о красоте наших детей. К тому же,такие мультики смотреть легче. Не надо думать.

С музыкой та же история. Все ТВ- и радиоканалы заполонили сиюсекундные поп-, рок- и рэп- звездульки, зачастую без слуха и голоса, которые непонятно зачем вышли на сцену: то ли что-то в микрофон проскрипеть, то ли себя, любименького, показать. А уж тексты…

Помню, когда-то шквал возмущения сыпался на певца М.Леонидова за строфу:

Я обернулся посмотреть, не обернулась ли она,
Чтоб посмотреть, не обернулся ли я…

Конечно, Леонидов – далеко не Пушкин, но если б знали, какие «шедевры» наполнят наши радиоканалы, а заодно мозги в 21 веке! Просто безвкусицей их назвать – это ничего не сказать. «На девушках чудесное белье, о ёклмн ,Мигель, оно твое» (Мигель – это парень). А вот еще. Совсем недавно эта песенка звучала, что называется, из каждого утюга:

О, Боже, какой мужчина! Я хочу от тебя сына
И я хочу от тебя дочку….
Так и хочется добавить:
И будешь ты мать-одиночка…

А ведь это только самые безобидные примеры той безнравственности и пошлости, которые окружают наших детей.

Во многих семьях проблема воспитания у детей чувства прекрасного тоже не является приоритетной. Нельзя говорить, что это вина, скорее беда, что главной целью своей жизни родители ставят материальный достаток семьи, большую часть своего времени отдавая работе и насущным домашним делам. Театры, музеи, выставки – всё это во многих семьях считают «блажью для богатеньких» ( это прямая речь), а «у простого рабочего человека на это нет времени». Хотя свозить своё чадо в ТРЦ на какой-нибудь «Форсаж-5», а после побывать в «Макдональдсе», потратить на это большую часть выходного дня – на это замученный работой родитель время находит. За то же количество времени можно было посетить дневной спектакль в театре или сходить в музей ( кстати, по деньгам это иногда даже и менее затратно) – нет, простите, это «блажь для богатеньких». И еще часто приходится слышать: «вырастет – сам разберется, куда ему ходить». Не разберется. И не пойдет в театр. Не посетит музей. Не сходит в Третьяковку. Потому что его этому не научили в детстве. Потому что его туда в свое время не привели родители.

В таких условиях единственным островком «разумного, доброго, вечного» остается школа. Именно она призвана противостоять всему окружающему ребенка негативу и вопреки всему сформировать у нег чувство прекрасного. Вот почему эстетическое воспитание является, без преувеличения говоря, приоритетным в современной школе. Школа должна помочь детям не только овладеть определенным запасом знаний, умений и навыков, но и научить будущих граждан страны выразить себя в этом мире, ощутить свою эстетическую и нравственную сопричастность к нему. Ведь человек с развитым чувством прекрасного не способен на плохие поступки, жестокость, вандализм, равнодушие. Но как сохранить чистыми детские души в мире разгула насилия, пошлости, бескультурья, цинизма? Как спасти их от потребительского отношения к жизни, погони за пустыми развлечениями, душевной черствости, глухоты к истинному искусству, к истинной, вечной красоте? Как помочь правильно ответить на очень непростой вопрос:

Что есть красота, которую обожествляют люди:
Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Прививать детям чувство прекрасного можно и нужно на любом уроке, но, наверное, наибольшая ответственность за эстетическое развитие детей лежит на учителях-словесниках и на уроке литературы. Русская литература является ведущим предметом в системе нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Поэтому и роль этого предмета особенная: литература призвана закладывать в детях тягу к красоте, доброте, справедливости. Универсальными задачами литературного образования школьников являются приобщение их к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитие художественно-творческих способностей, эстетических ориентаций, воспитание их эмоциональной отзывчивости при восприятии художественных произведений. Другими словами, мы должны научить детей видеть прекрасное в произведении как отражение прекрасного в жизни. Но научить этому на практике не так просто.

Программа по литературе для базового уровня средней общеобразовательной школы более чем наполовину состоит из поэтических произведений. Можно много говорить об образности поэзии, её эстетике, особом видении мира, но…. Но это знаем и умеем ценить мы, взрослые. А ребенка к этому надо подвести, показать ему эту самую образность и эстетику. И вот тут у практикующего учителя возникают сложности и вопрос: как?

Все мы знаем, что в большинстве случаев уроки, на которых изучаются стихи, не относятся к числу самых любимых детьми. Происходит это потому, что поэзия чувственна, субъективна, абстрактна, а значит и мышления требует абстрактного. У детей же абстрактное мышление складывается годам к 13 - 14, а то и позже, т.е. большую часть школьной жизни они бессмысленно зубрят стихи, бессмысленно учатся азам литературоведения: анализируют, делают сравнительные анализы, пишут красивые слова о красивых словах, втайне ненавидя "эту поэзию", потому что они не понимают её, даже если с легкостью отличают синекдоху от метонимии, оксюморон от окказионализма (хотя это, конечно, тоже трудно), а читают так выразительно и мастерски, что расчувствовавшаяся учительница тайком смахивает слезу умиления. Но не надо обольщаться: дети не видят (особенно в 5–7 классах) красоты стихов, они просто понимают, ЧТО надо сделать, чтобы получить хорошую оценку и похвалу учителя. Лично мне, как учителю, такие пятерки, такая «обученность» не нужны. Я хочу, чтобы мои дети не просто сдали ЕГЭ, а научились понимать, чувствовать, ВИДЕТЬ. Но опять же: как?

Как показать красоту незримого, абстрактного, непонятного? Ответ очевиден: сделать незримое зримым, абстрактное – конкретным, непонятное понятным. И снова: как? А сынтегрировать это с тем, что детям знакомо и любимо. Первое, что приходит в голову: оживить поэзию через рисунок, нарисовать её. Ведь рисование – один из любимых видов деятельности детей. Дети все виденное, удивившее их, запомнившееся им, стремятся запечатлеть в рисунке. « Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Детские рисунки максимально конкретны, они начисто лишены абстрактности. Попросите ребенка нарисовать радость, он нарисует вам солнышко, любимую маму, кошку, цветок, торт – что угодно, но образы эти будут те, которые ему ясны и понятны. А со стихами все не так. Самые прекрасные, образные строки останутся для большинства детей пустым звуком, пока не будут конкретизированы, причем, желательно самими детьми.

Так мы стали «рисовать» поэтические образы. (немного «не в тему» скажу, что мы рисовали даже музыку на уроках искусства и МХК – некоторые работы получились очень интересными). Можно сказать, что не все дети хорошо рисуют, что есть такие художники от слова «худо», что лучше уж они рассмотрят иллюстрации профессиональных художников, чем своими рисунками напугают самих себя и взглянувшего на них учителя. Но я не считаю эту мысль правильной потому, что, во-первых, учитель, особенно со стажем, видел в своей работе многое и напугать его очень сложно, во-вторых, прося детей проиллюстрировать стихотворение, мы ждем не художественных шедевров (хотя, конечно, бывают и такие), а его, ребенка, ВИДЕНИЯ образа (именно его, а не профессионального художника-иллюстратора), а, в-третьих, тут есть еще и тайный педагогический умысел, и он вот какой. Чего греха таить, и многие дети, и их родители несколько пренебрежительно относятся к устным д/з по литературе, особенно к такой работе, как выразительное чтение поэтического произведения. Вот русский, математика – это да, это надо делать, а стихи…Кто из нас не умеет читать стихи? В крайнем случае, пробежал глазами пару раз… Какая уж тут поэтическая эстетика! А вот если задали проиллюстрировать, тут стихотворение просто необходимо прочитать, подумать, хотя бы в плане того, что и как ты будешь рисовать. Рисовать ребенку легче, чем зубрить или искать эти вредные ИВС, которые только и делают, что прячутся в контекстах или маскируются друг под друга. А рисовать – это легко и приятно, причем не только детям младшего и среднего звена. У меня был урок, на котором мы с 11 классом нарисовали не много не мало, как Серебряный век – период в нашей литературе сложный и неоднозначный. У меня были сомнения, как серьезные уже люди – выпускники – воспримут эту «детскую» идею, но они приняли её с энтузиазмом. В результате все это вылилось в открытый урок, который мои коллеги – учителя-словесники Истринского района – довольно высоко оценили и дали ему самые лестные отзывы.

Так вот, рисуя, создавая художественный образ, ребенок его видит, воспринимает. Один образ, другой – и постепенно стихотворение «оживает», абстрактные образы заменяются конкретными – и непонятное дотоле стихотворение раскрывается перед ребенком во всей своей поэтической красе. Стихотворение становится понятным, значит ребенок его, скорей всего, поймет и полюбит. А, самое главное, увидит красоту поэтического произведения. А наиболее чуткие почувствуют его настроение.

Очень хороши в плане эстетического восприятия поэзии уроки «ожившей» иллюстрации. У нас в учебниках практически в каждом классе среднего звена дается тематическая подборка стихотворений « Поэты о русской природе», где собраны стихи об определенном времени года. Они обычно небольшие, но детям кажутся скучными. А мы их проиллюстрируем и подберем самостоятельно еще пару-тройку «сезонных» стихотворений. На уроке пойдем на улицу. Даже просто на школьный двор. Побродим по парку, пошелестим листьями, полюбуемся золотым дождем листопада…

….Лес точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный…

Роняет лес багряный свой убор…

Отговорила роща золотая березовым веселым языком…

Если пасмурно и дождь, посмотрим в окошко:
Дни поздней осени бранят обыкновенно, а мне она мила…

Скоро осень проснется и заплачет спросонья…

Сама природа, окружающая нас, стала художником-иллюстратором, оживила стихотворные строчки. Красота образа слилась с красотой слова. Ребенок задумался. Вгляделся. И УВИДЕЛ. Увидел красоту окружающей его природы, неяркую, скромную, но такую близкую и родную. Ту самую, которую он совсем еще недавно не замечал, погруженный в проблемы

5.
«Монстра Боба Квадратные Штаны». А теперь вдруг увидел. И поразился:
как красиво вокруг!

Бывает, что именно благодаря иллюстрированию дети постигают смысл произведения.

Так у меня было с шиллеровской балладой «Кубок». Смысл баллады в том, что некий храбрый юноша совершил удивительный подвиг, достав кубок, упавший на немыслимую глубину, куда не проникал солнечный свет, и водились немыслимые существа. В чем подвиг юноши? Достал кубок с глубины. Но заметно было, что дети до конца не осознали, не прочувствовали весь героизм юноши. И тогда я снова прибегла к иллюстрированию, но задание усложнила: не просто нарисовать что-то на тему баллады, а максимально точно проиллюстрировать её. На следующем уроке мы не просто рассматривали рисунки и делились мнениями о них, мы проводили более строгую работу: оценивали, насколько точно рисунок соответствует тексту. И тут выяснилось, что дети невнимательно прочитали произведение, потому что на их рисунках были изображены яркое солнышко, голубое мелководье, красивые рыбки – все это было очень красочно и позитивно, но в корне противоречило содержанию баллады. Из 19 работ точной иллюстрацией сами дети признали лишь две. Мы вновь перечитали «Кубок», заостряя внимание на несовпадения поэтических и художественных деталей и вновь проиллюстрировали балладу. И рисунки, и понимание баллады были абсолютно другие. Обращая внимание на художественную деталь, дети поработали с деталью поэтической, что привело к более глубокому пониманию произведения.

Примеров я могла бы привести много: я стараюсь проводить эту работу не эпизодически, а системно, но остановиться подробно я хотела бы на уроке по Серебряному веку, о котором говорилось чуть ранее.

Взять эту тему - литература Серебряного века - я осмелилась не сразу. Мои коллеги-словесники знают, какая эта сложная тема и для детей, и для учителя. Множество фамилий, их взаимосвязь, направления, течения, неоднозначность самого творчества поэтов - все это очень сложно. Но это надо как-то изучать, этому как-то надо учить. И мне показалось, что именно работа через художественный образ и облегчит детям их нелегкую задачу.

Я рассказала им о композиторе Г.А.Свиридове, который впервые соединил музыку и цвет, введя понятие цветомузыка, об ассоциативном звуковосприятии и попросила сначала, в процессе изучения творчества того или иного поэта, просто, не вдаваясь пока в конкретные образы, ассоциировать его с каким - то цветом или сочетанием цветов. Думала, будет тяжело, но ребята почти все справились, хотя их цветовосприятие было небесспорно и вызвало у меня некоторые сомнения, но это было их мнение. Так, Брюсова они вначале увидели черно-желто-зелено-фиолетовым, Гумилева - сине-желто-коричневым, Хлебникова - серо-стальным, Ахматову вообще серо-зелено-красно-траурной (не мое, их выражение).

Эти цветоассоциации записывались, и после начиналась работа по детальному знакомству с творчеством каждого поэта ( по программе ). Когда дети изучили творчество всех "программных" поэтов, я их (детей) озадачила идеей создания коллажа. Правда, сначала мыслилось, что части коллажа будут создаваться на компьютере и интерактивной доске, но ребята убедили меня ,что "на первый раз" надо попробовать на бумаге. Почему попробовать, потому что я работала в этом классе только второй год ,и ни у них , ни у меня не было опыта такой работы

Тогда же были определены поэты, чье творчество мы возьмем для итогового урока. Мы принципиально не взяли такие имена, как Маяковский, Ахматова, а взяли поэтов менее известных( менее известных, конечно, с точки зрения детей). Дети работали по группам, им оказалось это интересно. Каждая группа взялась за изучение творчество отдельного поэта, выбрали наиболее яркие, на их взгляд, образы и сделали эскизы «своей» части коллажа. Работа происходила очень бурно, ребята спорили об образах о цвете, о форме и содержании коллажа. В работу даже включились наши гости – словесники района. Итогом работы стал чудесный коллаж и более глубокое понимание особенной этого «многоголосого многоцветного» Серебряного века.

Вообще у рисования как одной из форм работы на уроках гуманитарного цикла большие возможности. Мы с детьми рисуем и на уроках искусства («Рисуем музыку» - один из моих любимых уроков), и на МХК, и даже – правда, очень редко – на уроках русского языка. (например, создание «Междометья-городка»: дети рисуют междометия, стараясь передать их характер, а затем селят в городок, дорисовывая домики, школу, садик и прочую «инфраструктуру» этого населенного пункта, пишут сценки из жизни междометий и т.д. – по возможностям и желаниям ребенка.).

Такая работа имеет большое воспитательное значение. В работу включаются все силы и творческие способности: чувства, интеллект, память и воображение, участвуют почти все психические процессы личности: мышление, восприятие, ощущение, воля, воображение, эмоции, внутренняя речь. Кроме того, подобная работа развивает и саму речь, а также приводит в действие все многообразные мыслительные процессы, способствуя развитию у учащихся наблюдательности, внимательному отношению к литературным явлениям, помогая осознать их. Ну и конечно, оказывает огромное эстетическое воздействие.

Конечной же целью эстетического воздействия является формирование человека с чуткой, красивой душой, здоровыми вкусами, с творческим умом и глубокими знаниями. И такие уроки служат толчком для духовного и нравственного роста молодого поколения.