Групповая форма работы с произведением.
- На первом уроке учащиеся работают в группах (пять групп).
- На втором представители групп отвечают на вопросы в форме доклада.
Содержание и проблематика романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?»
Вступление.
I. Время действия романа? Жанр (по первым страницам?
II. Задается тема и проблема романа (французская песня). Каковы они.
III. Обращение автора к публике: в чём Чернышевский её упрекает? как определяет художественные достоинства своего произведения? чьим мнением дорожит автор? второй ложный жанр?
Глава шестая. Перемена декораций.
В чём скрытый смысл этой короткой главы?
Глава первая. Жизнь веры павловны в родительском семействе
I Социальное происхождение Веры Павловны. Цель жизни её родителей, способы наживания денег. В чём состояло «воспитание» дочери? Почему мать Верочки, Марья Алексеевна, стала «нечестная да злая»?
II, IU Характер Жюли.
U План Жюли в отношении Веры Павловны и Сторешникова.
II, III Первый «жених».
UI Чего Вера Павловна хочет от жизни? Что Жюли называет развратом?
UII Отношение между мужчиной и женщиной в современном Чернышевскому обществе.
Глава вторая. Первая любовь и законный брак
I. Почему приличные люди нередко кончают тем, что обращаются в «коптящих небо» людей?
II, IU. Кто такой Лопухов? Его определение любви?
Y. О естественных человеческих желаниях, чувствах и мыслях, об их распространённости в людях и в жизни.
YIII. Что это за теория расчёта выгоды? Что общего в рассуждениях Лопухова и Базарова?
IX. Кого Чернышевский называет «партизанами прекрасных идей»?
X, XIII, XUI. Как пытается Вера Павловна избавиться от ненавистного ей жениха?
XII. Смысл первого сна Веры Павловны? Что означает «подвал»? Кто такая «невеста твоего жениха»?
XYIII. На каких основаниях было положено устроить семейную жизнь Верой Павловной и Лопуховым?
XIX. О чём больше всего беспокоится Лопухов, вступая в семейную жизнь, и почему?
XX. Почему Лопухов бросает учёбу, не закончив курса?
XXIU. Какова главная мысль «похвального слова» Марье Алексеевне?
Глава третья. Замужество и вторая любовь
I. Что удивляет хозяев в жизни молодой семьи Лопуховых?
II. О чём говорят гости Лопуховых?
II, IU. Экономические основания мастерской, которую открывает Вера Павловна.
III. Рассуждения о грязи реальной и фантастической, о соотношении добра и зла в жизни.
U. Распорядок дня Веры Павловны
UIII, IX. Приметы людей типа Лопухова и Кирсанова.
X-XII. Кирсанов. Зачем ему понадобилось ослиное ухо? План постепенного удаления от семьи Лопуховых – зачем всё это?
XIU-XY. История Настеньки Крюковой и Кирсанова (очень кратно) как его характеризует?
XIX. Что открывается Вере Павловне в сне?
XX. Главное правило жизни Кирсанова.
XXI-XXII, XXYI. К какому решению приходит Лопухов, узнав от жены о её мучениях и поняв их причину?
XXUII. Что такое счастье для другого человека?
Глава четвёртая. Второе замужество
I. Три элемента жизни. Значение интимной жизни для человека. Почему расстаться с женой было для Лопухова облегчением?
IU, XUIII Новая мастерская Веры Павловны.
UI. Какие новые мысли и чувства появляются у Веры Павловны?
X-XI. К какому решению она в итоге приходит?
XIU-XU. Любовь в жизни человека. Как сохранить это чувство?
XUI. Четвёртый сон Веры Павловны. Любовь в языческие времена, в античности, в средние века – и любовь в будущем?
Картины будущего: на чём основана жизнь в будущем, организация труда и досуга людей?
Глава пятая. Новые лица и развязка
I-UII. История Кати Полозовой.
IX-… Разговоры Кати и Бьюмонта.
Кто такая дама в трауре? О чём она поёт?
Урок по роману Н.Г.Чернышевского «Что делать?» «Особенный человек»
Цель работы:
- Проверка знания текста романа (глава третья, XXIX).
- Развитие навыков цитирования.
Задание. Заполните анкету, отвечая на поставленные вопросы от лица героя и только при помощи текста романа. Правильно открывайте и закрывайте кавычки, указывайте посредством многоточия пропуски в цитатах. Грамматическую форму менять можно: время глагола и падеж имен.
- Ваше имя? РАХМЕТОВ.
- Возраст?
- Происхождение?
- Отец?
- Мать?
- Состояние?
- Как распорядились своим состоянием?
- Образование?
- Ваше прозвище?
- За что получили его?
- Каким образом достигли замечательного физического развития?
- Какие цели при этом преследовали?
- Зачем понадобилось спать на гвоздях?
- В чём ограничиваете себя и почему?
- Ваша слабость?
- Какие дела относите к разряду личных и сколько времени тратите на них?
- На что тратите остальное время?
- Чему посвящаете отдых?
- Что повлияло на ваше формирование?
- Принцип чтения?
- По какому принципу сходитесь с людьми?
- Как к вам относятся окружающие?
- Почему вы всегда мрачны? (ответ в главке XXX).
- Отношение к любви, к семейной жизни?
- Одно из самых тяжелых воспоминаний в жизни и почему?
- С какою целью отправились за границу?
- Когда намерены вернуться?
- Почему не раньше?
Статья М.В.Нечкиной
Вопросы для конспектирования статьи М.В.Нечкиной «Третий «Пророк» русской литературы»
- На чём основываются литературоведы, утверждая, что стихотворение Некрасова «Пророк» посвящено Чернышевскому?
- Как обстоит дело с датировкой этого стихотворения?
- Почему Нечкина не согласна с общепринятой датировкой произведения?
- Кто такой Е.А.Ляцкий и какую дату написания стихотворения Некрасова «Пророк» он считал верной?
- Какую дату написания и на основании чего считает правильной Нечкина?
- Каким образом стихотворение попало в архив семьи Чернышевских? Какова история его публикации?
- Как отражается тема революционной борьбы в лирике Некрасова?
- В чём особенность построения стихотворения Некрасова «Пророк»?
- В чём своеобразие образов каждого из трех «пророков» - пушкинского, лермонтовского и некрасовского?
Вопросы к статье П.Вайля и А.Гениса "Роман века"
- Какое внутренне противоречивое мнение сложилось о романе
- Чернышевского "Что делать?" в русской критике? Приведите 2-3 выcказывания о романе.
- Какова точка зрения авторов данной статьи, в корне отличающаяся от традиционной?
- Какие жанры использовал Чернышевский в своем романе?
- Как организовано повествование в романе?
- Как определяют авторы статьи отношение Чернышевского к героям романа?
- Как построено жизнеописание Рахметова?
- Как ставит Чернышевский проблему любви в своем романе?
- Как описана Чернышевский жизнь "новых людей" - Веры Павловны и Кирсанова?
- Каким человеком в быту был сам Чернышевский?
- Каковы приемы снижения тона в описании жизни "новых" людей?
- В чем заключается главное отличие авторского повествования от диалогов героев?
- В чем причина слабости психологического анализа в романе?
- В каких эпизодах романа Чернышевский "забывает" о своем неприятии психологии?
- Как авторы статьи анализируют 4 сон Веры Павловны? Как Герцен отозвался об этом сне?
- Как сказалось на стиле романа пристрастие Чернышевского к научности (три черты)?
- У кого заимствовал Чернышевский основные идеи романа?
- В чем видят авторы статьи художественное новаторство Чернышевского?
- Кто явился продолжателем эстетических поисков Чернышевского в 20 столетии?
- Какова причина того, что попытка Чернышевского создать искусство нового типа не удалась?
Статья А.С.Горловского
Александр Самойлович Горловский (5 мая — 2 апреля 1988) — русский и советский писатель, литературный критик. Родился в семье профессора Военной Академии, декана педагогического института, с 1930 директора Ленинградского института филологии, лингвистики и истории. В 1934 отец Горловского был уволен и выслан. Через 2 года он был арестован, и семья была выслана из Ленинграда.
В студенческие годы Горловский был арестован как сын «врага народа». За арестом последовала ссылка в Казахстан, из которой он вернулся только после смерти Сталина.
Горловский окончил Карагандинский педагогический институт, а позднее филологический факультет Московского университета. В 1954 году переехал в Загорск, где стал преподавать русский язык и литературу в кинотехникуме, проработав там до 1981 года. С 1982 возглавлял литературное объединение «Свиток» при библиотеке профкома Загорского оптико-механического завода. Впоследствии библиотека была названа его именем.
Горловский начал публиковаться в 1960 году. За 26 лет в центральной печати им опубликовано 286 статей и рецензий.
Умер в 1988 году. Похоронен на Митинском кладбище.
Подробнее https://www.biblgorlov.ru/o-biblioteke/istoriya/219-a-s-gorlovskij
Одна из статей А.С.Горловского посвящена жизни и личности Н.Г.Чернышевского. Опубликована в журнале «Юность», 1978 год, номер 7.
Данная статья предлагается для работы на вступительном уроке, это может быть коллективное чтение вслух с последующей небольшой письменной работой по впечатлениям от прочитанного.